Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

рабочая программа музыкального руководителя старшая группа

№

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I- Целевой раздел

1.1
1.2

Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 5-6 летнего возраста в музыкальной
деятельности
Сведения о воспитанниках группы. Оценка здоровья контингента детей

3
5
7

II-Содержательный раздел
2.1
2.2
2.3

Комплексно - тематическое планирование для старшей группы
Форма работы с участниками образовательных отношений
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
2.4 планируемых результатов освоения основной образовательной программы
дошкольного образования.

8
21
22

24

III- Организационный раздел
3.1

Учебно-тематический план

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Расписание занятий
Перспективное планирование праздников и досугов для старшей группы
Реализуемые парциальные программы и образовательные технологии
Методическое обеспечение образовательного процесса
Создание РППС в музыкальном зале
Литература

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка

26
26
27
28
29
31
38

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Основной образовательной программы ГБДОУ детский сад № 87 Калининского
района Санкт-Петербурга (Далее – ГБДОУ);

ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования) утверждѐн 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства
образования и науки РФ;

Конвенции о правах ребѐнка;

Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020г №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения детей и молодѐжи»
Программы и педагогические технологии
 Учебно-методический комплект «От рождения до школы», под редакцией Н. Е.
Вераксы Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой.

Музыкальные шедевры О, П, Радыновой

Программа «Ладушки»И,М, Каплунова , И, А, Новоскольцева СПб
Цели и задачи рабочей программы
Цели:

создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей



дошкольного возраста средствами музыки;
создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого ребѐнка в




получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного
образования на





основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы;
создание условий для формирования основ базовой культуры личности;
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.



Задачи рабочей программы:


Формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

Формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и
укрепления здоровья детей;

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;

Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания,
движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных
способностей);

Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной
культуре;

Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;

Развивать коммуникативные способности;
3.


Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в
повседневной жизни;

Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в
привлекательной и доступной форме;

Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной
игре;

Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы

полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства, обогащение детского
развития;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребѐнка, в рамках которой ребѐнок активно выбирает
содержание своего образования, становится субъектом образования;

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребѐнка
полноценным участником образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;

сотрудничества организации с семьѐй;

приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и
государства;

стимулирование познавательных интересов и действий ребѐнка в различных
видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);

учѐт этнокультурной ситуации развития ребѐнка;

образовательный процесс осуществляется на всѐм протяжении пребывания
детей в дошкольной организации;

процесс развития личности ребѐнка обеспечивается в различных видах
общения, а тек же в игре; познавательно-исследовательской деятельности;

образовательный процесс строится на основе партнѐрского характера
взаимодействия участников образовательных отношений.

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Рабочая Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и
общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

1.1. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет в музыкальной
деятельности
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более
осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в

какой-то мере создавать ее. Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по
цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы он не
завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок.
Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и
взрослыми, стремится сделать их как можно более красивыми, соответствующим
воспринятым этическим нормам.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью
овладения различными видами художественной деятельности и появлением сложных
компонентов в системах художественных способностей. Так, формируется способность к
восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки, возникает интонационномелодическая ориентация музыкального восприятия, в музыкальных импровизациях
появляются законченная мелодия и форма.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного
качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что
является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5-6 лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к
самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко
выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается
ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их
исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они
очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более
совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается
звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным.
Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности,
использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом
дети шестого года жизни ещѐ требуют бережного и внимательного отношения: они
быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо
учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций
Планируемые результаты:
 ребенок эмоционально воспринимает музыку;
 развиты музыкальные способности и навык культуры слушания музыки;
 способен различать характер песен, инструментальных пьес, средств их
выразительности;
 ребенок узнает знакомые песни по вступлению, по мелодии, поет, соблюдая
ритмический рисунок песни;
 ребенок поет эмоционально, выразительно, передавая характер песни;
 ребенок поет согласованно, со всеми вместе, по подгруппам , по цепочке, соло,
дуэтом;
 умеет слушать вступление и начинать петь сразу после его окончания;
 ребенок может самостоятельно придумывать простые мелодии;
5
 ребенок может передавать в движении характер музыки;
 ребенок владеет музыкально-ритмическими умениями и навыками через игры,
пляски и упражнения;
 развито художественное воображение;






ребенок может придумывать движения, передающие характер музыки,
выразительно действовать с воображаемыми предметами;
может придумывать, составлять композицию к танцам, проявляя
самостоятельность в творчестве;
ребенок знаком с детскими музыкальными инструментами и овладел навыками
игры на них;
ребенок может исполнять знакомые песенки на детских музыкальных
инструментах, соблюдая общую динамику.

6

1.2.

Сведения о воспитанниках группы

Оценка здоровья контингента детей данной группы

Общая
численность

Группа здоровья
Первая

25

3

Вторая
15

Третья
7

Индивидуальные особенности контингента детей
Пол
Ж
9

М
16

Сведения о семьях воспитанников
Критерии
Доля семей от общего кол-ва детей в доу
Общее количество детей из них, проживающие в:
Полной семье
20
Неполной семье
2
Многодетной семье
1
Проблемной семье
Семье с опекуном
Этнической семье
2

7

II. Содержательный раздел
2.1. Комплексно - тематическое планирование для старшей группы
Форма организации музыкальной
деятельности

Программные задачи

Репертуар

Виды интеграции
образовательных областей

Сентябрь
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений

Тема периода - «Я в детском саду»
Формировать умение определять жанр и
«Старинная французская песня», П. И.
характер музыкального произведения,
Чайковский.
различать средства музыкальной
«Марш деревянных солдатиков», П. И.
выразительности. Развивать восприятие
Чайковский,
бодрого характера марша, энергичный чѐткий , « Осень», П. И. Чайковский,
ритм, выразительный акцент; постепенное
«Золотая Ярмарка» (фонограмма,
нарастание динамики в музыке.
солистка, хор)

2. Пение. Песенное
творчество
Усвоение песенных навыков

Развивать восприятие разнохарактерных
Распевка: «Листопад», «Лесенка»
песен, способность правильно интонировать «Встречаем Осень» О. Чермянина
мелодию лѐгким, подвижным звуком, смягчая
концы фраз, точно передавать ритмический
рисунок, различать вступление, куплет,
припев, проигрыш, заключение.

3. Музыкально-ритмические
движения.
Упражнения.
Пляски.

Отмечать в движении сильную долю такта.
Улавливать особенности образного характера
музыки. Способствовать
формированию навыков исполнения
танцевальных движений.
Имитировать легкие движения ветра,
листочков

4. Музыкально- игровое и
танцевальное творчество

Развивать способность чувствовать строй,
5. Игра на детских
музыкальных инструментах ансамбль в игре не сложных песенок.
Совершенствовать исполнение на
металлофоне ритмических рисунков
(вспомнить правильные приѐмы
звукоизвлечения.).

«Танец с осенними листиками», муз.
Вихаревой,
« Круговая пляска», Т. Суворова
«Будь ловким» Н. Ладухин,
«Хитрый кот», Насауленко.
« Кадриль», Т. Суворова
«Полька» М. Картушина
«Оркестр», Т. Суворова,
Танец с ложками. И. Каплунова
(Ансамбль ложкарей)

Социально-коммуникативное
развитие: развивать умение
поддерживать беседу,
поощрять стремление
высказывать свою точку
зрения и делиться с педагогом
и другими детьми
разнообразными
впечатлениями, уточнять
источник полученной
информации (телепередача,
рассказ взрослого, посещение
выставки, детского спектакля и
т. д.); учить строить
высказывания, решать спорные
вопросы и улаживать
конфликты с помощью речи
(убеждать, доказывать,)
Физическое развитие:
развивать самостоятельность,
творчество; формировать
выразительность и
грациозность движений.
Познавательное развитие::
формировать целостную
картину мира и первичных
ценностных представлений.

Октябрь
Тема периода – «Осеннее настроение»
Воспитание слушательской культуры «Осеняя песнь», П. И. Чайковский,
детей, развитие умений понимать и «Осень», А. Вивальди
интерпретировать выразительные
«Красный сарафан» Н.Варламов
средства музыки;
«Золотая Ярмарка» народный хор
Формировать умение определять
жанр и характер музыкального
произведения. Побуждать детей
эмоционально воспринимать пьесы
лирического характера,
высказываться об их содержании.
« К нам гости пришли» р.н.мелодия
2.Пение. Песенное Развивать восприятие
разнохарактерных песен,
«Танец с листочками» О. Григорьева
творчество
Усвоение песенных способствовать правильно
«Полька» М. Картушина
навыков
интонировать мелодию легким,
«Встречаем Осень» О. Чермянина
подвижным звуком, смягчая концы
фраз, точно передавать ритмический
рисунок.Различать вступление,
куплет, припев, проигрыш,
заключение.
Способствовать формированию
«Танец с зонтиками», Т. Суворова,
3. Музыкальнонавыков исполнения танцевальных «Кадриль», Т. Суворова,
ритмические
движений (поочерѐдное
«Танец с листочками» О. Григорьева
движения.
Упражнения.
выбрасывание ног вперед в прыжке; Танец с платочками. Г.Буренина
Пляски.
приставной шаг с приседанием, с
продвижением вперед, кружение).
Развивать ловкость, эмоциональное «Зонтик», р.н.мелодия, Жмурки», р.н.м.
4.Музыкальноотношение в игре; умение быстро
«Горшки», р.н.м.,
игровое и
реагировать на смену музыки сменой
танцевальное
движений.
творчество
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений

«Ложкари», р.н.м. «Сударушка»,
5.Игра на детских Показать приѐмы игры на ложках.
Правильно передавать ритмический «Оркестр», р.н. мелодия «Полянка»
музыкальных
рисунок пьесы. Уметь вступать
инструментах
Танец с ложками. И. Каплунова (Ансамбль
вовремя, сразу после вступления.
ложкарей)

Социально-коммуникативное развитие:
развивать умение поддерживать беседу,
поощрять стремление высказывать свою
точку зрения и делиться с педагогом и
другими детьми разнообразными
впечатлениями, уточнять источник
полученной информации (телепередача,
рассказ взрослого, посещение выставки).
детского спектакля и т. д.); учить строить
высказывания, решать спорные вопросы и
улаживать конфликты с помощью речи
(убеждать, доказывать, объяснять).
Речевое развитие:: формировать умение
выучивать наизусть тексты вокальных
произведений
Познавательное развитие:: формировать
целостную картину мира и первичных
ценностных представлении.
Художественно- эстетическое развитие:
развивать эстетическое восприятие,
умение созерцать красоту окружающего
мира
Физическое развитие: развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность
движений; привлекать к активному
участию в коллективных играх

Ноябрь

Тема периода - «Мир вокруг нас»
1 Слушание музыки. Расширять представления детей об «Кукушка», Л.Дакен,
окружающей действительности на «Соловушко», П. И. Чайковский.
Восприятие
примере тематического
«Шутка», И. С. Бах.
музыкальных
музыкального
материала.
«Коробейники» (р.н.песня)
произведений
Расширять представления детей о
растениях, домашних и диких
животных, сезонных изменений в
природе. Совершенствовать
музыкальную память.
«Песенка лошадки», И. Тамарин,
2. Пение. Песенное Развивать координацию слуха и
голоса детей. Развивать
«Как пошли наши подружки», р.н.п. обр.
творчество
Усвоение песенных способность выразительного пения: Иорданского.
навыков
петь эмоционально, весело,
«Хлопайте в ладоши» Муз. Е. Зарицкой.,
ласково, чѐтко произнося слова.
Брать дыхание перед началом
пения и между музыкальными
фразами.
Развивать чувства ритма, умение «Круговая полька», Т. Суворова
3.Музыкальнопередавать через движения
ритмические
«Матрѐшки», Т. Суворова
характер музыки. Познакомить с
движения.
Игра «Ловишки», муз. Й. Гайдна,
Упражнения.
русским хороводом. Передавать в
«Разноцветная игра», Т. И. Буренина
Пляски.
движении содержание текста песни,
особенности игрового образа.
4.Музыкальноигровое и танц.
творчество
5.Игра на детских
музыкальных
инструментах

Передавать в движении танца
повадки кошки

«Вальс кошки» В. Золотарева

Освоить приемы игры на детских
музыкальных инструментах
(бубнах, ложках. треугольнике,
ксилофоне и металлофоне,
трещѐтках).

«Шутка», И. С. Бах,
«Дождик», Н. Любарский.
«Весѐлый оркестр», сл. и муз. Картушиной.
«Кукушка», Ф. Куперен.

Познавательное развитие:: формировать
целостную картину мира и первичных
ценностных представлений.
Художественно - эстетическое развитие:
развивать эстетическое восприятие,
умение созерцать красоту окружающего
мира.
Социально - коммуникативное развитие::
приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми; воспитывать дружеские
взаимоотношения, уважение к
окружающим.

Декабрь

Тема периода - «В ожидании Нового года!»
1.Слушание музыки. Знакомить детей с инструмен «Саночки» сл. Т. Волгиной, муз. А.
тальными и вокальными
Филиппенко,
Восприятие
произведениями различной
«Вальс», муз. Ф. Шуберта.
музыкальных
тематики:
о
зиме
и
еѐ
особенностях,
«Снежинки», В. Шаинский,
произведений
о новогоднем празднике. Углублять «Зима», А. Вивальди.
представления о музыкальных
жанрах и средствах музыкальной
выразительности.
2.Пение. Песенное
творчество
Усвоение песенных
навыков

3.Музыкальноритмические
движения.
Упражнения.
Пляски.

Развивать эмоциональную
отзывчивость на песни весѐлого,
шуточного, танцевального и
игрового характера. Петь легким
звуком, четко. Работать над
артикуляцией и выразительностью
пения.
Ритмично выполнять лѐгкий бег,
двигаясь врассыпную и в разных
направлениях. Различать и
передавать в движении ярко
выраженные в музыке ритмические
акценты.
Побуждать к игровому творчеству.
Передавать ритмический рисунок
хлопками и при- топами.

Наша ѐлка», сл. З. Петровой, муз. А.
Островского,
«В просторном светлом зале», муз. сл. А.
Штерна,
«Зимние подарки», сл. и муз. С. Насауленко.
Чередование ходьбы и бега, муз.Ф. Надененко.
Элементы танцев, хороводов В. Герчик.
Хоровод «Бубенцы» англ. нар мелодия.
«Потанцуй со мной, дружок», Р. Дольниковой,
И. Арсеевва

Игра «Дед Мороз и валенки», муз. В.
4. Музыкальноигровое и
Шаинского,
танцевальное
Игра «Сугроб», сл. и муз. Картушиной.
творчество
«Русский народный наигрыш» (игра на ДМИ)
5.Игра на детских Совершенствовать координацию
движений игры на металлофоне.
музыкальных
. «Марш гномиков», М. Шмидц.
Способствовать развитию чувства
инструментах
ритма, тембрового слуха, используя
самостоятельный подбор
музыкальных инструментов,

Социально-коммуникативное развитие:
развивать умение поддерживать беседу,
поощрять стремление высказывать свою
точку зрения и делиться с педагогом и
другими детьми разнообразными
впечатлениями
Речевое развитие:: формировать умение
выучивать наизусть тексты вокальных
произведений
Познавательное развитие: расширять и
уточнять представление об окружающем
мире.
Физическое развитие: развивать
самостоятельность, творчество;
формировать выразительность и
грациозность движений.

Январь

Тема периода - «Зимушка-зима»
Знакомить детей с обществен-ными
событиями на основе тематического
музыкального материала с
использованием чтения
художественной литературы для
усиления эмоционального
восприятия музыкальных
произведений.
2.Пение. Песенное Развивать умение петь четко
произнося слова, брать дыхание
творчество
Усвоение песенных между музыкальными фразами.
навыков
Упражнять в ускорении и
замедлении пения. Побуждать детей
оценивать пение своих сверстников.
Формировать способность
самостоятельного пения несложных
песен без сопровождения по одному
и всей группой.
Упражнять в поскоке, лѐгком беге и
3.Музыкальнопростом шаге.
ритмические
Способствовать развитию
движения.
Упражнения.
танцевально-игрового творчества.
Пляски.
Развивать умение придумывать
движения к пляскам.
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.

4. Музыкальноигровое и
танцевальное
творчество
6.Игра на детских
музыкальных
инструментах

«Песенка друзей», муз. В. Герчик,
«Клоуны», муз. Д. Кабалевский
«Зима», А. Вивальди.

Познавательное развитие: расширять и
уточнять представление об окружающем
мире; закреплять умения наблюдать.
«Новая кукла» муз. П. И. Чайковский
Речевое развитие:: формировать умение
выучивать наизусть тексты вокальных
произведений
Социально-- коммуникативное развитие::
«Зимняя песенка», сл. П. Кагановой, муз. В.
приобщать к элементарным
Витлина,
общепринятым нормам и правилам
«Ворон», р.н.песня.
взаимодействия со сверстниками и
«Мы солдаты», М. Картушиной.
«Как на тоненький ледок» р.н.п. обр. А. Рубца; взрослыми; воспитывать дружеские
взаимоотношения, уважение к
окружающим

«Поссорились-помирились», Е. Железнова
«Парная пляска», чешская нар мел.
«Шаг и поскок», муз. Т. Ломовой,

Побуждать к импровизации игровых «Играем в снежки» Т. Ломовой
и танцевальных движений
«Дразнилка», Т. Насауленко,
Развивать слуховые представления, «Детская полька», муз. А. Жилинский
самостоятельность, побуждая детей «Марш ѐлочных игрушек», (фонограмма)
найти новый приѐм игры на
музыкальных инструментах.

Февраль

Тема периода - «Защитники Отечества»
Знакомить детей с инструмен«Марш», «Русский танец», «Вальс цветов» Художественно- эстетическое
тальными и вокальными
(фрагменты из балета «Щелкунчик»), П. И. развитие: формирование интереса к
произведениями различной
эстетической стороне окружающей
Чайковский.,
тематики: о зиме и еѐ
действительности.
«Полька», Ю. Чичиков
особенностях, о российской армии
«Утренняя молитва» Муз. П. И. Чайковского Познавательное развитие: расширять
и масленице. Развивать умение
различать жанры музыкальных
и уточнять представление об
произведений (песня, танец, марш).
окружающем мире; закреплять
умения наблюдать.
«Бравые солдаты», муз. и сл. И. Арсеева.
2.Пение. Песенное Закреплять у детей умение
самостоятельно начинать пение
творчество
«Зимняя песенка», сл. П. Кагановой, муз. В. Социально-коммуникативное
'Усвоение песенных после вступления. Правильно брать Витлина,
развитие: развивать умение
навыковдыхание. Точно передавать
«Мамочка родная», Зарицкая
поддерживать беседу, поощрять
мелодию, петь без напряжения,
«Ква-ква-ква», сл. М. Дружининой, Г. стремление высказывать свою точку
легко, естественно. Петь
зрения и делиться с педагогом и
Лагздынь.,
выразительно, передавая
другими детьми разнообразными
«Мы давно блины не ели», р.н.песня.
праздничный, лирический,
впечатлениями
шуточный и задорный характер
песен.
Речевое развитие: формировать
Развивать согласованность
«Русский народный хоровод», муз. нар.
3.Музыкально- умение выучивать наизусть тексты
движений с формой построения
ритмические
«Детская полька» М. Глинки;
вокальных произведений
музыкальных произведений и их
движения.
Упражнения. Пляски. динамикой: передавать в движении
особенности трѐх частей
музыкального произведения.
Побуждать к игровому творчеству, Игра «Как на горке снег»
4. Музыкальноприменяя систему творческих за- Игра «Кот и мыши», сл. и муз. М.
игровое и
даний
танцевальное
Картушиной,
творчество
«Кто лучше скачет» Ломовой.
5.Игра на детских Воспроизвести равномерную
Оркестр « Сыграем и споѐм», сл. и муз. С. Г.
ритмическую пульсацию на
муз. инструм.
Насауленко «Весѐлый оркестр», (русские
различных ударных
народные наигрыши).
инструментах.
1.Слушание музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
Упражнения для
развития голоса и
слуха

Март

Тема периода «Международный женский день»
1.Слушание музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.

Привлекать детей к слушанию
ласковой мелодии, отмечать, каким
средствами выразитель-ности
подчѐркивается любовь к матери
(тихое звучание, лѐгкие звуки и
т.д).

«Мама», «Новая кукла», «Марш
деревянных солдатиков»,
П. И. Чайковский,
«Баба Яга» П.И.Чайковский

«Жил был у бабушки серенький козлик»,
2
.Пение. Песенное
р.н. песня,
творчество.
«Весняночка», Т. Насауленко,
Усвоение песенных на- Развивать выразительность пения:
«Мамин праздник», сл. С. Виноградова,
выков
петь легко,
муз. Ю. Гурьева,
подвижно, естественно, без
напряжения; выразительно,
передавая характер песен в целом,
а так же смену темпа в запеве и
припеве.
3. Музыкально- игровое Развивать восприятие трехчастного «Галоп», М. И. Глинка,«Шаг и поскок», Т.
музыкального произведения,
Ломова,«Маленький танец», А. И.
и танцевальное
определяя его характер и
Буренина, «Вальс », Дога,
творчество
самостоятельно выполняя
полька «Добрый жук», Спадавеккиа.
соответствующие движения с
атрибутами и без них
Развивать творческую фантазию. «Зонтики», муз., сл. и описание движений
4.МузыкальноУчить действовать с воображаемы М. Ногиновой
ритмические
ми предметами
движения.
Упражнения.
Пляски.
Совершенствовать игру в
«Дождик», «Весѐлый оркестр»,
6.Игра на детских
ансамбле, умения исполнять
музыкальных
«Весняночка», Т. Насауленко.
знакомые песни, воспроизводить «Кукушкин вальс», Ч. Остен.
инструментах
различные ритмы на ударных
инструментах.

Художественно- эстетическое
развитие:: развивать эстетическое
восприятие, умение созерцать красоту
окружающего мира
Физическое развитие: развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений; привлекать к активному участию в коллективных.
Социально-коммуникативное
развитие: развивать умение
поддерживать беседу, поощрять
стремление высказывать свою точку
зрения и делиться с педагогом и
другими детьми разнообразными
впечатлениями, уточнять источник
полученной информации
(телепередача, рассказ взрослого,
посещение выставки, детского
спектакля и т. д.); учить строить
высказывания, решать
спорные вопросы с помощью речи
убеждая и доказывая.
Речевое развитие:: формировать
умение выучивать наизусть тексты
вокальных произведений

Апрель

Тема периода- «Весна»
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.

Обогащать детские представления об
изобразительных возможностях
музыки, еѐ способности отображать
явления окружающей природы.
Обращать внимание на фразировку
пьесы, динамические, регистровые и
тембровые изменения.

2. Пение.

Песенное Закреплять умение петь без
музыкального сопровождения.
творчество.
• Усвоение песенных
Развивать эмоциональную
навыков.
отзывчивость, звуковысотный и
ритмический слух на песенных
примерах классической, народной и
современной музыки.
Способствовать творческим
проявлениям детей в музыкальном
ритмические
движении: придумывать свои
движения
комбинации в танцах по одному и в
парах, самостоятельно подбирать
способы действий игрового образа.
Побуждать к самостоятельным
действиям в музыкальных играх,
выбирать движения в соответствии с
характером музыкального
произведения.
4. Игра на детских Формировать у детей знания о
музыкальных инструментах: название,
музыкальных
характер звучания, правила
инструментах
пользования и хранения, приѐмы игры
на них, расположение высоких и
низких звуков и история их
возникновения.
3. Музыкально-

«Неаполитанская песенка» П.
Чайковского;
«Жаворонок» М. Глинки;
«Спортивный марш», В. Золотарѐв,
«Игра в лошадки»
муз.П.И.Чайковского
«Смелый наездник» муз.Шумана
«Петрушка» В. Красевой;
«Ландыш» М. Красева; «Весенняя
песенка»
А. Филиппенко; «Играй, сверчок» Т.
Ломовой;
«Земелюшка-чернозѐм» р.н.п обр. В.
Агафонникова;
«Учись плясать по-русски»
Л. Вишкарѐва
«Передача платочка»
Т. Ломовой;
«Кот и мыши» Т. Ломовой
«Две тетери» р.н.м. обр.
В. Агафонникова; «Вальс кошки»
В.Золоторева;
Хоровод «Светит месяц» р.н.п.
«На чем играю?»;
«Игра с бубнами», муз. М. Красева.
«Играй, сверчок» Т. Ломовой;

Социально- коммуникативное развитие:
развивать умение поддерживать беседу,
поощрять стремление детей высказаться
о своих впечатлениях о музыке
Познавательное развитие: расширять и
уточнять представление об окружающем
мире; закреплять умения наблюдать.
.

Речевое развитие:: формировать умение
выучивать наизусть тексты вокальных
произведений
Художественно- эстетическое развитие:
развивать эстетическое восприятие,
умение созерцать красоту окружающего
мира

Май

Тема периода- «Наш город».
Воспитывать эстетическое отношение к Песни и музыка В. Шаинского: «Песня
окружающему миру, знакомя детей с про кузнечика», «Песенка Чебурашки»,
разнообразными музыкальными
«Когда мои друзья со мной»,
произведениями-инструментальными,
«Улыбка». Гимн Р.Ф,
вокальными, различными по тематике,
Художественно- эстетическое развитие:
жанрам, характеру и средствам
развивать эстетическое восприятие,
«Вальс» П.И. Чайковский
музыкальной выразительности.
умение созерцать красоту окружающего
«Смелый наездник» муз.Р.Шумана
Познакомить детей с мелодией
мира
Государственного гимна РФ и с
Познавательное развитие:: формировать
музыкой В. Шаинского.
целостную картину мира и первичных
2. Пение. Песенное Обогащать через песни представления «Песенка-чудесенка», сл. Е.
ценностных представлений.
ребят об окружающей
творчество.
КАргановой, муз. А. Берлина.
Социально-коммуникативное развитие:
• Усвоение песенных
действительности, воспитывать
«Весѐлая дудочка», сл. Н. Френкель, развивать умение поддерживать беседу,
навыков.
положительное отношение ко всему
поощрять стремление высказывать свою
муз. М. Красева
прекрасному, доброму.
точку зрения и делиться с педагогом и
«Моя Россия», муз. Г. Струве
другими детьми разнообразными
«На зелѐном лугу», р.н.п..
впечатлениями,
Продолжать приобщать детей к
Хоровод «Рябинушка», «Во поле
3. Музыкальнос детьми и со взрослыми полученной
народному
музыкальному
творчеству
ритмические
информацией.
берѐза стояла», р.н.п,«Солнечный
через освоение народных игр и
движения
день», М. Шмитц,«Горошина», сл. Н.
хороводов.
.
Френкиль, муз. В, Карасѐвой
Нацеливать детей следить за осанкой.
Развивать умение ориентироваться в «Весѐлые дети», литовская нар мел.,
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.

пространстве, перестраиваться в круг, в
рассыпную, змейкой, улиткой и.т.д
на детских Знакомить детей с русскими
народными ударными инструментами «Светит месяц», р.н.м.
музыкальных
и способами игры на них (трещѐтка,
инструментах
Игра с бубнами, муз. М. Красева
ложки, коробочка, ксилофон,
колокольчик, бубен
копытца и т.д).
Воспроизвести равномерную
ритмическую пульсацию на
различных ударных инструментах.
4. Игра

Июнь
Тема периода «Здравствуй, лето!»
Виды музыкальной деятельности,
репертуар
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений.
«Марш деревянных солдатиков» муз.
П. Чайковского, «Грустная песенка»
Г. Свиридова.
2. Музыкально-ритмические
движения.
«Марш» муз. С. Прокофьева,
«Упражнение с цветами» муз. Е. Дога.

Содержание
Совершенствовать музыкальную память
через узнавание мелодий по отдельным
фрагментам произведения (вступление,
заключение, музыкальная фраза).
Развивать чувство ритма, умение передавать
через движения характер музыки, ее
эмоционально-образное содержание. Учить
свободно ориентироваться в пространстве,
выполнять простейшие перестроения,
самостоятельно переходить от умеренного
к быстрому или медленному темпу, менять
движения в соответствии с музыкальными
фразами.

3. Пение.

«Как пошли наши
подружки» р. н. песня, «Ромашка» Н.
Лукониной.

Учить импровизировать мелодию
на заданный текст. Учить детей сочинять
мелодии различного характера: ласковую
колыбельную, задорный или бодрый марш,
плавный вальс, веселую плясовую.

4.Музыкальные игры
Музыкально – дидактическая игра
«Кого встретил колобок». «Береги
обруч», муз. В. Витлина; «Найди
игрушку», латв. нар. песня,

Развивать творчество детей, побуждать их
к активным самостоятельным действиям.
Совершенствовать навыки свободного
ориентирования в пространстве, выполнять
простейшие перестроения, самостоятельно
переходить от умеренного к быстрому или
медленному темпу, менять движения в
соответствии с музыкальными фразами.

Итоговые события и
продукты детской
деятельности
Праздник,
посвящѐнный дню
защиты детей «Пусть
всегда буду я!»
Досуг
«Здравствуй, лето!»
(по выбору)
Праздник «День
России»

Календарь
праздников
01.06 – День защиты
детей
05.06 – День эколога
06.06 – Пушкинский
день России
12.06 – День России
16.06 – День
медицинского
работника
22 июня – день начала
Великой
отечественной войны.

Июль
«Я расту здоровым»
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений.
«Тревожная минута» (из альбома
«Бирюльки» С. Майкапара);
«Раскаяние», «Утро», (из сборника
«Детская музыка» С. Прокофьева)

Создать условия для знакомства с
музыкальными жанрами; совершенствовать
музыкальную память через узнавание
мелодий по отдельным фрагментам
произведения.

Музыкальный досуг
«Наш друг
светофорик».

08.07 – Всемирный
день семьи, любви и
верности
Досуг с элементами
театрализации

Совершенствовать навыки свободного
2.Музыкально-ритмические
ориентирования в пространстве, выполнять
движения.
«Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р.
простейшие перестроения.
Рустамова. Упражнения с предметами.
«Упражнения с мячами», муз. Т.
Ломовой;

3. Пение.

«Горошина», муз. В.
Карасевой, сл. Н. Френкель; «Гуси»,
муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Создать условия для формирования
певческих навыков, умения петь легким
звуком в диапазоне от «ре» первой октавы
до «до» второй октавы.

4.Музыкальные игры
«Ежик», муз. А. Аверина; «Хоровод в
лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и
мышки», муз. М. Красева,

Развивать танцевальное творчество; учить
придумывать движения в простой игре под
музыку, проявляя самостоятельность
в творчестве.

03.07 – День ГИБДД
МВД России

«Сказка в музыке»

Август
«Морские приключения»
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений. «Лебедь» К. Сен –
Санса., «Садко» («Океан море
синее» вступление к опере «Садко»).

2.Музыкально-ритмические
движения. Морской танец
«Яблочко», «Калинка», «Упражнение
для рук» Д. Шостаковича.

3. Пение.

«Соловушка» Н. Лукониной, «Синяя
вода» муз. Н. Лукониной. К. Певзнер
«Оранжевая песня»

4.Музыкальные игры
«Море волнуется раз», игры с пением.
«Уж как по мосту-мосточку»,

Продолжать развивать навыки восприятия
звуков по высоте в пределах квинты —
терции; обогащать впечатления детей
и формировать музыкальный вкус,
развивать музыкальную память.
Способствовать развитию мышления,
фантазии, памяти, слуха.
Способствовать дальнейшему развитию
навыков танцевальных движений, умения
выразительно и ритмично двигаться
в соответствии с разнообразным
характером музыки, передавая в танце
эмоционально-образное содержание.
Знакомить с национальными плясками
(русские, белорусские, украинские и т.д.).
Совершенствовать певческий голос
и вокально-слуховую координацию.
Закреплять практические навыки
выразительного исполнения песен
в пределах от до первой октавы до ре
второй октавы; учить брать дыхание
и удерживать его до конца фразы; обращать
внимание на артикуляцию (дикцию).
Способствовать развитию творческой
активности детей в доступных видах
музыкальной исполнительской
деятельности (игра в оркестре, пение,
танцевальные движения и т.п.). Учить
импровизировать под музыку
соответствующего характера

Музыкальный досуг
«Морская звезда»
Музыкальноспортивный праздник
«Малые олимпийские
игры»
Концерт «Что нам лето
подарило?»

29.07 – День Военноморского флота
- открытие летних
олимпийских игр в
Лондоне
11.08 – День
физкультурника

2.2. Форма работы с участниками образовательных отношений
Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьѐй

-рассматривание,
-просмотр фильмов, слайдов;
-наблюдение;
-исследовательская деятельность;
-проектная деятельность;
-развивающие игры;
-рассказ;
-беседа;
-досуги;
-праздники;
-развлечения;
-подвижные игры;

-игровые обучающие ситуации;
-рассматривание;
-наблюдение;
-развивающие игры;
-исследовательская деятельность;
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-игры по ЗОЖ;

-экскурсии;
-прогулки;
-наблюдения;
-детско-родительские проекты;
-чтение художественной литературы;
-просмотр фильмов, слайдов;
-игры;
-собственный пример родителей;
-дни здоровья;
-музыкальные гостиные

21

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Основные цели и задачи:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие
конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в
жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга,
научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров,
сотрудников.
 Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
 изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;


знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;



информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;



создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;



привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);



поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.







Основные направления и формы работы с семьей
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных
условий для развития музыкальных способностей детей.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детским садом
и семьей и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Очевидно, что именно эта помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна, потому что
во- первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и во- вторых, только у
родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого,
непосредственного общения с ребенком.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования
музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:
выступление на родительских собраниях
индивидуальное консультирование
занятия – практикумы
проведение праздников и развлечений
открытые занятия
22

В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства информационные стенды, музыкальные уголки такие как «Мы готовимся к празднику», «Мы
поем», «Наши песенки». Приглашать родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы
родители имели возможность увидеть, чем и как занимаемся и что можно закрепить дома. В
рамках Недели открытых дверей проводятся занятия, на которых присутствуют родители..
Задача музыкального руководителя- раскрыть перед родителями важные стороны
музыкального развития ребенка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития
гармонического становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое
здоровье ребенка Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкальнохудожественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких
эмоций, творческого вдохновения, развитию общения(семейные праздники, концерты).
Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в
концертные залы, музеи, театры и т. д.
Формы взаимодействия с родителями
Принципы работы с родителями
Целенаправленность, систематичность,
плановость.
Дифференцированный подход к работе с
родителями с учетом многоаспектовой
специфики каждой семьи.
Возрастной характер работы с родителями.
Доброжелательность, открытость

Методы изучения семьи
Анкетирование.
Тестирование
Наблюдение за ребенком, беседы
Обследование семьи с помощью проектных
методик
Беседа о индивидуальных особенностях
ребенка

Годовой план работы с родителями
Срок
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август

Форма работы. Тема.
Индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития
детей.
Консультация : «Организация детского праздника в семейном кругу»
Участие родителей в осенних праздниках.
Ширма: «Новогодние песни»
Советы на стенде: «Правила поведения родителей на детских утренниках»
Информационный стенд : «В гости к музыке»
Беседа с родителями об организации Дня рождения ребенка дома
Информация на ширме: «Приглашение родителей на занятия вокального кружка
«Звонкие голоса»
Индивидуальные беседы: «Условия для музыкального развития ребенка в
семье»
Индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального развития
детей.
Консультация для родителей «Коммуникативные игры для детей»
Праздник на улице «День России»
Консультация для родителей «Театр дома»
Открытое занятие – кукольный спектакль.
Папка-передвижка «Как организовать праздник дома»
Праздник «Закрытие летнего сезона»

23

2.4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения
детьми планируемых результатов освоения основной образовательной
программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической
диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений
детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с
реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа
проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за
детьми в процессе непрерывной музыкальной образовательной деятельности педагога с
воспитанниками.
Формы и методы
педагогической
диагностики

Периодичность
проведения
педагогической
диагностики

Длительность
проведения
педагогической
диагностики

Сроки проведения
педагогической
диагностики

-НаблюдениеАнализ продуктов
детской
деятельности

2 раза в год

1-2 недели

Сентябрь
Май

Этапы работы:
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение
диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение нод, индивидуальная работа с
детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения
поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая оценка результатов способностей детей.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась
по
следующим параметрам педагогического обследования:
Ранний возраст
Младший и старший возраст
 восприятие
музыки
 эмоциональное
восприятие
(слушание),
музыкальных произведений,
 пение и подпевание,
 формирование
певческих
 музыкально-образные
навыков,
движения,
 песенное творчество,
 музыкально-ритмические
 музыкально-ритмические
движения,
движения,
 эмоциональный
отклик на
 танцевально-игровое
музыку,
творчество,
 уровень развития
 элементарное музицирование.
 эстетическое
отношение
к
музыке, интерес ко всем видам
муз. деятельности.
•
•
•

Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:
если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в
его самостоятельной деятельности, уровень «высокий» - красный цвет;
если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво, задания выполняет с помощью взрослого «средний» - синий цвет;
если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребѐнка (ни в
совместной, ни в самостоятельной), уровень «низкий» - чѐрный цвет.

Карта педагогического наблюдения музыкального развития детей группы №:
Цель проведения педагогического наблюдения – выявление уровня музыкального развития ребѐнка.
Методы: наблюдение за детьми в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Параметры педагогического обследования.

№

Фамилия и имя ребѐнка

Эмоциональное
восприятие
музыкальных
произведений
н.г.
к.г.

Формирование
певческих
навыков
н.г.

к.г.

Музыкальноритмические движения
н.г.

к.г.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

25

Танцевально-игровое
творчество
н.г.

к.г.

Элементарное
музицирование
н.г.

к.г.

III Организационный раздел.
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных занятий 2
раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября
текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет
равняться 72 часам для каждой возрастной группы.

3.1 Учебно-тематический план
группы
Старшая

Группа

Количество занятий в неделю,
длительность
2 (50 мин.)

Количество занятий в году
72

Максимальная образовательная нагрузка
Возраст
Длительность занятия (минут)

Старшая

с 5 до 6 лет

25

3.2. Расписание занятий группы
Понедельник

Четверг

9.25-9.50

9.20-9.45

Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя – согласно Уставу ДОУ
Летний оздоровительный период:
с 1 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. – образовательная деятельность с детьми
осуществляется в формах согласно действующим санитарно-эпидемиологическим
требованиям СанПиН 2.4. 3648-20 Формы работы, проводимые в ДОУ в летний
период: Игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные
и другие игры). Двигательная деятельность. Праздники, развлечения.

3.3. Перспективное планирование праздников и досугов для
старшей группы
Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость. Расширять музыкальный кругозор.
Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность. Привить детям
культуру восприятия театрализованных действий, побуждать высказываться об
увиденном. Формировать представление о будничных и праздничных днях.
Знакомить и историей возникновения праздников. Воспитывать уважительное
отношение к народным праздничным традициям и обычаям. Поощрять
любознательность, активность, стремление участвовать в творческой деятельности,
познавать новое.
Месяц
Сентябрь

Содержание мероприятий
Праздник на улице «День знаний»
Музыкально-физкультурное развлечение по ПДД «Дорожная Азбука»

Октябрь

Праздник «Осенняя ярмарка»,

Ноябрь

Концерт «День матери»,
Конкурс знатоков музыки.

Декабрь

Новогодний утренник,
Досуг «Здравствуй,Зимушка-зима»
Тематический досуг ко Дню снятия блокады Ленинграда
Вечер слушания музыки великого П. И. Чайковского
Праздник «Богатырская наша сила»,

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Праздник «8 марта -Женский день»,
Музыкально-спортивное развлечение «Масленица»
Праздник «День смеха»,
Тематический досуг «День космонавтики»
Праздник «День Победы»,
Музыкальный досуг «Путешествие по Санкт-Петербургу»

Июнь

Праздник, посвящѐнный дню защиты детей «Пусть всегда буду я!»
Досуг «Здравствуй, лето!»
Праздник «День России»

Июль

досуг «Наш друг светофорик».
Досуг с элементами театрализации «Сказка в музыке»

Август

Музыкальный досуг «Морская звезда»
Музыкально-спортивный праздник «Малые олимпийские игры»
Концерт «Что нам лето подарило?»

27

3.4. Реализуемые парциальные программы и образовательные технологии
Парциальная программа «Ладушки» Новоскольцева И.А., Каплунова И.М
Издательство «Композитор» г. Санкт- Петербург 2000
Краткая аннотация
В сборнике изложены задачи программы, методические
принципы, содержание
репертуара по
всем возрастным группам, параметры диагностирования. Освещена
тема «Праздники в
детском саду» в контексте программы. Предлагаются анкеты для детей и родителей по
теме «Праздники»
Парциальная программа «Музыкальные шедевры» Радынова О. П. М. Гном и Д.
2000
Краткая аннотация. Авторская программа для дошкольников и младших школьников
и
методические рекомендации .В брошюре дается описание учебно- методического
комплекса
«Музыкальные шедевры», содержащего программу и методические рекомендации,
методы и
приемы формирования музыкальной культуры и тематический план. Рекомендовано
Министерством общего и профессионального образования РФ
.Парциальная программа
«Элементарное музицирование: музыка, речь,
движение».
Тютюнникова
Т. Э. Москва 2004
Краткая аннотация. Маленькие песенки- бусинки сборника предназначены по словам
автора, для пения без аккомпанемента- с голоса педагога и с аккомпанементом детских
музыкальных инструментов. Предназначено для музыкальных руководителей детских
садов. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста- 2-е изд., испр. И доп. – СПб ЛОИРО,
2000. В программе раскрываются технологии, в основе которой- музыкальное движение,
направленное на целостное развитие личности детей от3 до 9 лет. Система работы
предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в
дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и
взрослого. К программе прилагаются методические рекомендации, раскрывающие путь
развития детей- от подражания к самостоятельности и к творчеству, а также
разработанный автором практический материал.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и
дошкольного
возраста «Камертон»
Каплунова И.М,. Новоскольцева И. А, Праздники каждый день- конспекты музыкальных
занятий с аудиоприложением, старшая группа, Издательство «Композитор- Санкт
Петербург», 2006г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ах! карнавал» Санкт-Петербург. «Композитор»
2006г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Зимние забавы» СПб «Композитор» 2007г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха!» , выпуск 1:
Методическое пособие с аудиоприложением , Невская нота, Санкт-Петербург 2009г
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Мы играем, рисуем, поем» -Пособие для
воспитателей и музыкальных руководителей,, Издательство «Композитор- СанктПетербург 2004г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Цирк! Цирк! Цирк!» :Пособие для воспитателей и
музыкальных руководителей,, Издательство «Композитор- Санкт-Петербург 2005

3.5. Методическое обеспечение образовательного процесса.
Старший возраст
№

Виды музыкальной
деятельности

Литература

Методические пособия

1.

Пение
(песенное
творчество)

Судакова Е.А Логопедические
музыкально-игровые упражнения для
дошкольников.-СПб.:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013.
Картушина М. Ю. Вокально-хоровая
работа в детском саду.-М.6
Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
Каплунова И. М, Новоскольцева И. А.
Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Старшая группа.) , Спб
«Композитор», 2008
Каплунова И. М, Новоскольцева И. А.
Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Подготовительная
группа.) , Спб «Композитор», 2009
Кудряшов А. В. Песни для детей:
настольная книга для музыкального
руководителя/Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Аудио диски: Судакова
Е.А Логопедические
музыкально-игровые
упражнения для
дошкольников.
Озорные нотки. А.
Кудряшов. Караоке
для детей
Ритмодекломации
«Колокольчики»,
«Лягушки»
Иллюстрации
животных, птиц,
насекомых.
Фланелиграф с
нотками, муздидактическая игра
«Телеграмма», «Птички
на проводах»

2.

Музыкальноритмические
движения.

Буренина А. И. Ритмическая мозаика.
СПб, 1994.
Буренина А. И. Коммуникативные
танцы-игры для детей: Учеб. Пособие. –
СПб.: Издательство «Музыкальная
палитра», 2004.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика
для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра», 2004.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика
для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 2, 2005.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика
для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 3, 2005.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика
для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 4, 2006.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика
для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 5, 2007.
Суворова Т. И., Фоломеева Н. М.
Танцевальная ритмика для детей: Учеб.
Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 6, 2011.

Аудио диски:
А. И. Буренина
Ритмическая мозаика
1,2,3,4
Т. И. Суворова
Танцевальная ритмика
для детей 1,2,3,4,5,6

3

Слушание

4.

Музицирование

5.

Музыкальные
игры, развлечения,
досуги.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.
– М., 1989.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры.
Авторская программа и методические
рекомендации. – М., 2000
Каплунова И. М, Новоскольцева И. А.
Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Подготовительная
группа.) , Спб «Композитор», 2009
Каплунова И. М, Новоскольцева И. А.
Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Старшая группа.) , Спб
«Композитор», 2007
Светличная Л. В. Новая сказка в
музыке.: ТЦ Сфера, 2004.
Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто
секретов музыки для детей. Вып. 1.
Игры звуками: Учебно-методическое
пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников
игре на детских музыкальных
инструментах. – М., 1990.
Рытов Д.А, «У нашего двора нет
веселья конца!», сборник сценариев и
музыкальных досугов, СПБ.:Изд-во
«Музыкальная политра», 2006

Аудио диски по
программе «Ладушки»
Наглядные пособия:
Иллюстрации к
музыкальным
произведениям,
дидактические игры.
П. И. Чайковский
«Детский альбом» для
фортепиано.
Червоная М. Ф.
Музыкальное
королевство: Изд-во
«Четыре четверти»,
2002
Аудио диски:
Рытов Д.А, «У нашего
двора нет веселья
конца!»1,2
Музыкальное
королевство: Изд-во
«Четыре четверти»,
2002
Иллюстрации с
музыкальными
инструментами,
музыкальные
инструменты.

Рытов Д.А, «У нашего двора нет
веселья конца!», сборник сценариев и
музыкальных досугов, СПБ.:Изд-во
«Музыкальная политра», 2006
Насауленко С. Музыкальные игры
«Колокольчик» №12, 1999.
«С днѐм рождения, Санкт-Петербург»,
«Колокольчик» №29, 2003
Родина М. И. «Маленькие истории
маленького Гонзика»,Спб 2014

Картотека хороводных,
пальчиковых,
театральных,
подвижных ,
дидактических игр.

30

3.6. Создание развивающей предметно пространственной
среды в музыкальном зале.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Основные требования к организации среды
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
 содержательно-насыщенной, развивающей;
 трансформируемой;
 полифункциональной;
 вариативной;
 доступной;
 безопасной;
 здоровьесберегающей;
 эстетически-привлекательной.
Развивающая предметно- пространственная среда музыкального зала спроектирована в
соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ., где созданы условия для
реализации образовательных областей: физическое развитие, художественно- эстетической
развитие, социально- коммуникативное развитие, а также речевое развитие
Для развития физических качеств используются:
 спортивные гимнастические ленты на палочках и на кольцах
 гимнастические обручи, мячи
 разноцветные флажки на палочках
 ткань «Море»
 султанчики разных цветов
 иллюстративный материал- карты перестроений, карты танцевальных движений.
Таким образом, использование данных материалов при совместной деятельности с детьми
сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье воспитанников, формируется
представление о здоровом образе жизни.
Для познавательного развития:
 - портреты композиторов
 - плакаты «Музыкальные инструменты»
 - картотека распевок
 - картотека музыкальных игр
 - материалы для экспериментирования
 В музыкальном зале имеются детские музыкальные инструменты различных видов и
тембров:
 Для художественно-эстетического развития используются:
 1.Художественные иллюстрации по слушанию музыки
 2.Костюмы детские и взрослые
 3. наборы плакатов и иллюстраций для оформления зала к праздникам и досугам
 Для социально- коммуникативного развития:
 картотека коммуникативных танцев и игр
 картотека русских народных игр , хороводов и танцевальных движений
 атрибуты и костюмы для танцевальных движений
 -атрибуты для девочек:
 платочки, шарфики, ленты, куклы, снежинки, цветы, ветки
 атрибуты для мальчиков:
 мечи, султанчики, рули,, флажки, трости, фонарики, кораблики, кисточки
Для речевого развития:
 картотека потешек и прибауток
31









картотека фольклорных игр и хороводов
картотека загадок
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с
музыкой.. Он включает 3 зоны- рабочую, спокойную и активную
Рабочая зона музыкального зала включает в себя:
фортепиано,
музыкальный центр
интерактивная доска

Музыкальный зал эстетически оформлен, приобретены красивые стульчики, которые не только
создают уют в зале, но и поднимают настроение детям, что позволяет настроиться на нужный
лад.
Активно используется интерактивная доска, которая позволяет более продуктивно
использовать учебный материал. Для лучшего просмотра мультимедийных презентаций в зал
приобретено затемнение.
Так же применяются музыкально-дидактические игры и пособия, которые способствуют
всестороннему развитию детей, ускоряют музыкально-сенсорное развитие детей, повышают
интерес к музыке, желание слушать еѐ, играть на музыкальных инструментах, способствуют
осознанному усвоению и закреплению знаний.
Использование аудиозаписей дает возможность детям самостоятельно импровизировать
движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. Красочность звучания
оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят.
В работе используется наглядный материал:
• Иллюстрации программных песен
• Портреты композиторов
• Иллюстрации музыкальных инструментов
• Иллюстрации к образным танцам.

32

Наглядно- иллюстративный материал и атрибуты
Вид музыкальной
деятельности

Наглядно-иллюстративный материал и атрибуты

Слушание

Портреты русских и зарубежных композиторов, картинки по
слушанию музыки, репродукции с картин русских
художников

Пение

Картушина М. Ю. Методические пособия по пению,
мнемотаблицы к песням

Музыкальноритмические
движения

1.Гюйсы
2.Бескозырки
3. Белые шарфы - 8 штук.
4. Разноцветные платочки – 20 штук.
5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, кошка,
ворона, разбойники, цветы, ягодки, гномики
6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка,
мышка, заяц, собака, медведь, петух.
7. Косынки (разные) – 25 штуки.
8. Султанчики (разноцветные) – 50 штук
9. Бабочки– 20 штук
10.Рули– 20 штук
11 Цветы искусственные- 100 штук
12 Цветы на ручку-20 шт.
13. Полосочки на головку(ягодки, цветы)
14. Пилотки
15 Цветы на головку
Детские музыкальные инструменты:
1. Неозвученные музыкальные инструменты
- бесструнная балалайка – 4 штук;
- пятиступенчатая лесенка;
-семиступенчатая лесенка;
2. Ударные инструменты:
- бубен средний – 10 штук;
-бубен маленький – 20 штук;
- барабан – 2 штуки;
- трещотка – 4 штуки;
- треугольник – 5 штук;
- музыкальные молоточки – 10 штук;
- колокольчики – 20 штук;
- металлофон (хроматический) – 14 штуки;
- маракас – 10 штук;
- ксилофон – 1 штука;
3. Духовые инструменты:
- свистульки –3штук;
- дудочка –4штук;
4. Струнные инструменты: гитара.- 5 шт.

Игра на детских
музыкальных
инструментах

33

Направления

Оснащение

образовательной
деятельности
Сенсорное развитие

Разноцветные платочки; погремушки; цветные кружочки;
цветные флажки

Познавательное

Картинки по временам года; картинки к произведениям для
слушания и пения по возрастам; для опытов со звуками есть
металлические ключи, разные виды бумаги, картонные
трубочки, коробочки, шумелочки, энциклопедия
музыкальных инструментов; энциклопедия композиторов;
музыкальные инструменты различных групп, альбомы
разных композиторов; дидактические игры: «Куда полетела
бабочка?» «Кто в домике живет», «Кого встретил колобок»,
для развития чувства ритма и звуковысотности у детей;
пособие «Этот удивительный ритм».

развитие

Формирование
целостной картины
мира, расширение
кругозора детей

Игра «Три кита в музыке»; игра «Музыкальные
инструменты»; подборка электронного материала: видео по
временам года-,иллюстрации к музыкальным
произведениям музыкально-ритмические упражнения, игра
«Щелкунчик», «Детский альбом»-П.И.Чайковского, видео к
музыке Э.. Грига; энциклопедия музыкальных
инструментов; энциклопедия композиторов; аудиозаписи
песен русских и современных композиторов

Развитие
свободного общения
со взрослыми и
детьми;

Картотека пословиц; картотека поговорок; картотека
загадок; портреты композиторов; картинки к музыкальным
произведениям; картотека пальчиковых игр; картотека
потешек; картотека коммуникативных игр; картотека
хороводных игр; аудио записи колыбельных песен;
аудиозаписи плясовых наигрышей; книги-пособия по
логоритмике

Развитие всех
компонентов устной
речи детей
Формирование
целостной картины
мира, в том числе
первичных
ценностных
представлений;

Большая и малая ширмы для кукольного театра; набор
разных кукол для театра; пальчиковый театр, театральные
костюмы; сцена с декорациями балета «Щелкунчик», маски
зверей; маски –полосочки для подвижных игр; аудио записи
колыбельных песен; аудиозаписи плясовых наигрышей;
картотека потешек; пальчиковый театр

Развитие навыков и
умений игровой

Настольные игры «Музыкальный лабиринт»; музыкальнодидактические игры: «Музыкальный паровозик»,

деятельности

«Солнышко и тучка», « «Подбери картинку», «Кого
встретил колобок?», «Птица и птенчики», «Что делают
дети?», «Волшебный мешочек», игрушки-персонажи:
лошадка, зайка, белка, львенок, мишка, кошка.

Приобщение к
элементарным
общепринятым
нормам и правилам
взаимоотношения со
сверстниками и
взрослыми (в том
числе моральными)

Подборка иллюстраций «Эмоции детей»; платочки для
танцев девочкам, рули, мечи для танцев мальчикам;
подборка ритмических движений для мальчиков и для
девочек.

Формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности

Куклы, мишки , платочки для танцев девочкам, машинки,
шляпы, трости для танцев мальчикам, пилотки, бескозырки,,
гюйсы, капитанские фуражки

Формирование
патриотических
чувств

Символика страны-гимн РФ, флаг; герб Санкт- Петербурга,
фотографии с видами города, музыкальные альбомы
детских композиторов;

Передача детям
Фонограммы песен для прослушивания, разучивания и
знаний о правилах
исполнения о безопасности на дороге
безопасности
дорожного движения
в качестве пешехода
и пассажира
транспортного
средства
Развитие навыков и
умений трудовой
деятельности
(самообслуживание,
хозяйственнобытовой труд, труд в
природе)

Наборы для аттракционов- «Сервировка стола»

Воспитание
ценностного
отношения к труду
других людей и его
результатам

Картинки с изображением разных профессий музыкантов ,
артистов, книга «Балет», игра «Что сначала, что потом»

- Развитие навыков и
умений музыкально-

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный
паровозик», «Солнышко и тучка», « «Подбери картинку»,

художественной
деятельности;
- приобщение к
музыкальному
искусству

«Кого встретил колобок?», «Птица и птенчики», «Что
делают дети?», для развития чувства ритма и
звуковысотности у детей; пособие «Этот удивительный
ритм». портреты композиторов; подбор музыкальных
произведений мировой классики; театральные костюмы;
игра «Щелкунчик»; подборка электронного материала:
презентации к музыке по слушанию по временам года,
музыкально-ритмические упражнения, «Детский альбом».И.Чайковского.

Приобщение к
изобразительному
искусству

Игра «Волшебная кисточка»; слайды по видам искусства.,
кисточки, палитры, альбомы по живописи русских
художников

Развитие физических Алгоритмы танцевальных движений; картотека танцев для
качеств - накопление младшей группы.
и обогащение
двигательного опыта
детей (овладение
основными
движениями)
Формирование у
воспитанников
потребности в
двигательной
активности и
физическом
совершенствовании

Атрибуты к подвижным играм и упражнениям:
гимнастические ленты, султанчики, обручи, , цветочки на
руку, цветы, , цветные колечки, платочки, ленточки разные,
клубочки, веточки, листья

Сохранение и
укрепление
физического и
психического
здоровья детей

Картотека подвижных игр, картотека дыхательных
упражнений, картотека «Ритмические упражнения».

Воспитание
культурногигиенических
навыков

Подбор аудио и видео материала по теме «Водичка,
водичка».

36

Организация пополнения предметно-пространственной среды
Подготовка зала к началу
учебного года
Изготовление музыкальных
игр и пособий

Пополнение картотек
музыкальных игр
Пополнение материалов и
пособий для знакомства
детей с творчеством
композиторов
Обновление
стенда для родителей
Систематизация
имеющихся материалов
Обновление оформления к
празднику 8 марта
Систематизация
имеющихся материалов
Подбор материалов для
работы в летний период

-санитарное состояние
-распределение по зонам музыкальных
инструментов и пособий
-подбор иллюстраций по осенней тематике
-материал для освоения различных
танцевальных движений
-изготовление подставки для музыкальных
колокольчиков
- изготовление атрибутов и костюмов к
осеннему празднику
-хороводных игр
- игр с пением
-материал для организации детского
оркестра
- пополнение фонотеки
-изготовление атрибутов к новогоднему
празднику
«Как отмечают Новый год в разных
странах»
- дидактических игр
- методических пособий
- приобретение атрибутов к празднику
- приобретение костюма Весны
- элементов костюмов
- приобрести ложки
Составление алгоритма оснащения зон
самостоятельной музыкальной
деятельности для разных возрастных
групп
- изготовление атрибутов к выпускному
празднику
- изготовление выносного материала

37

сентябрь
октябрь

ноябрь
декабрь

январь
февраль
март

апрель

май

Литература
1. Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы" издание
6, дополнительное под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, Э. М. Дорофеевой,
Москва 2020.
2. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. Пособие. –СПб.:
Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб, 1994.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М.,
1989.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. – М., 2000.
9. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
10.Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И.
Бекина и др. – М., 1981.
11. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый день.
Младшая группа.) , Спб «Композитор», 2007
12. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый день.
Средняя группа.) , Спб «Композитор», 2007
13. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый день.
Старшая группа.) , Спб «Композитор», 2008
14. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый день.
Подготовительная группа.) , Спб «Композитор», 2009
15. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. –
М., 1990.
16. Кудряшов А. В. Песни для детей: настольная книга для музыкального руководителя
/Ростов н/Д:Феникс, 2010
17. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя
детского сада. – М., 1991.
18. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина
Н.А. и др. – М., 1989.
19. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры
звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
20. Сауко Т.Н, Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического
воспитания детей 2-3 лет.- СПб., 2001.
21. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра», 2004.
22. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 2, 2005.
23. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 3, 2005.
24. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 4, 2006.
25. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 5, 2007.
26. Суворова Т. И., Фоломеева Н. М. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. –
СПб.: «Музыкальная палитра» Вып 6, 2011.
27. Суворова Т. И. Танцуй, малыш!, СПб «Музыкальная палитра», 2006.
28. Суворова Т. И. Танцуй, малыш 2!, СПб «Музыкальная палитра», 2007.
29. Равчеев. И. П. Настольная книга музыкального руководителя. – Волгоград: Учитель,
2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».