Методическая разработка: «Обучение детей 5-7 лет работе ног при плавании кролем на груди»
14.05.2024
Методическая
разработка по физическому развитию:
«Обучение
детей 5-7 лет работе ног при плавании
кролем
на груди»
Автор: Инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 87
Калининского района
Толочко Анастасья Андреевна
Обучение детей
плаванию кролем на груди правильнее всего начинать после или параллельно с
обучением плаванию кролем на спине. Обучение начинается с освоения правильного
положения тела в воде и выдоха в воду, затем правильной работы ног, затем рук,
после рук, ног и дыхания в координации. У детей в
возрасте 3-4 лет основной задачей является освоение с водой, поэтому, логично
будет, обучение плаванию кролем на груди начинать в возрасте 5-7 лет, когда
первичные задачи по освоению с водой уже решены. Обучать работе
ног можно параллельно с разучиванием правильного положения тела в воде,
опускания лица в воду и выполнением выдоха в воду. Этапы обучения двигательному действию Выделяют три
этапа обучения двигательному действию: 1 этап. Ознакомление с упражнением – заключается в создании у занимающихся
зрительного образа упражнения, передаче необходимых знаний об основах техники
его выполнения. Используется замедленная демонстрация упражнения или его частей
и краткое объяснение основ техники. 2 этап. Углубленное разучивание упражнения (формирование двигательного умения). Задачи: ·
Овладеть деталями техники движения в постоянных
учебных условиях. ·
Овладеть правильным выполнением деталей в целостном
движении. Учащиеся
начинают осваивать не только внешнюю форму движения, но также скорость и ритм
его. Часто овладение деталями техники затруднено из-за недостаточной четкости
мышечной чувствительности. Поэтому для овладения сложными деталями техники
иногда следует специально подобрать подводящие упражнения. На этом этапе идет
освоение детали техники как при раздельном их выполнении, так и в целом
движении. Переход от одной детали к другой должен осуществляться только после
овладения предыдущей. Но, иногда, из-за координационной сложности движения,
появляется необходимость переключиться к новой детали, не усвоив предыдущей.
Именно поэтому разучивание может проходить неправильно. 3 этап. Закрепление и совершенствование усвоенного действия (формирование
двигательного навыка). Упражнение должно выполняться свободно, с целесообразной
быстротой, амплитудой, силой и вариативно (в разных условиях, в сочетании с
другими действиями). Используются разнообразные методы (особое место – игровой
и соревновательный). Методика обучения работе ног при плавании кролем на
груди Движения ногами
обеспечивают уравновешенное и обтекаемое положение тела, усиливают отдельные
фазы движения руками, а в шестиударном кроле создают заметные движущие силы.
Ноги выполняют попеременные движения вверх - вниз. Движения начинаются от
бедер, важными рациональными элементами являются захлестывающий удар голенью и
стопой вниз, а также высокое положение бедер у поверхности воды и умеренный
размах их движений. На первом
этапе обучения инструктор должен создать у детей представление о правильной
работе ног при плавании кролем на груди. Это можно сделать несколькими
способами: 1. Показ видеороликов, презентаций с объяснениями. 2. Показ и рассказ на собственном примере на суше и
в воде. 3. Показ на примере одного из обучающихся с
объяснениями. На втором этапе
обучения обучающиеся должны переходить к непосредственному разучиванию двигательного
действия, оно начинается с выполнения упражнений на суше: 1. И. п. — сидя на полу, упор сзади. Выполнять попеременные движения ногами,
как в кроле. Ноги прямые. Для лучшего усвоения упражнение выполняется при
активном участии зрительного анализатора. Главная задача упражнения — добиться
выполнения движений ногами «от бедра». Выполнять вдумчиво, медленно. 2. И. п. — лежа на груди, на скамейке, на краю бортика и т.п. Выполнять
попеременные движения ногами, имитируя движения ногами, как в кроле. Здесь
зрительный анализатор выключается. Выполнять упражнение вдумчиво и внимательно,
запоминая свои мышечные ощущения. Следить за движением ног «от бедра». 3. И. п. — сидя на полу, упор сзади. Выполнять попеременные движения ногами,
как в кроле, слегка сгибая ноги в коленных суставах. Следить за движением ног
«от бедра». Упражнение выполнять медленно. 4. И. п. — лежа на полу на груди, руки за голову. Выполнять попеременные движения
ногами, как в кроле. Упражнение выполнять в медленном темпе с небольшим
количеством повторений. 5. И. п. — стоя боком к стене, держась одной рукой за стену. Имитировать
движения одной ногой. Упражнение выполнять со сгибанием ноги в коленном
суставе, мягко, свободно, представляя, что впереди лежит футбольный мяч и его
нужно пнуть, или представить мягкое движение метлы. Сменить и. п., выполнить
движения другой ногой. 6. Все предыдущие упражнения выполнить в парах. Далее можно
переходить к упражнениям в воде у неподвижной опоры (бортик, поручни…): 1. И. п. — сидя на краю бортика, опустив ноги в воду. Выполнять
попеременные движения ногами. Упражнение выполнять медленно, вдумчиво. Не
допускать чрезмерного сгибания ног в коленных суставах. 2. И. п. — лежа на бортике, упираясь в него руками, бедра опущены в воду,
слегка фиксированы краем бортика. Положение на груди. Выполнять попеременные
движения ногами. Упражнение выполнять медленно, вдумчиво, запоминать ощущения,
возникающие из-за сопротивления воды. 3. И. п. — лежа на спине, взявшись руками на ширине линии плеч за край
сливного желоба и упираясь верхней частью спины в стенку бортика, тело
выпрямлено и находится горизонтально поверхности воды. Выполнять попеременные
движения ногами. Следить за правильностью выполнения упражнения. Запоминать
мышечные ощущения. 4. И. п. — лежа в воде на груди, удерживаясь двумя руками, согнутыми в
локтях (локти упираются в бортик), за бортик на уровне поверхности воды,
Выполнять движения ногами на задержке дыхания. Выполнять движения ногами с
произвольным дыханием. Выполнять движения ногами с выдохом в воду при опускании
головы лицом вниз. Сосредоточить внимание на дыхании. Движения ногами выполнять
в среднем темпе. 5. И. п. — лежа в воде, удерживаясь двумя выпрямленными руками за бортик
на уровне поверхности воды. Выполнять попеременные движения ногами, как в
кроле. Движения выполнять в среднем темпе, на задержке дыхания на вдохе,
запоминая двигательные ощущения. 6. И. п. — тоже, что и в упр. 5. Попеременные движения ногами сочетать с
выдохами в воду, опуская голову лицом вниз и поднимая подбородок вверх-назад. Стараться,
чтобы колебания головы при дыхании были незначительными, подбородок от воды не
отрывать. 7. И. п. — лежа в Воде, держась одной рукой за бортик, другая рука — прямая
— прижата к бедру вдоль туловища; положение — на груди. Выполнять попеременные
движения ногами, как в кроле. Упражнение выполнять на задержке дыхания на
вдохе. Запоминать мышечные ощущения. 8. И. п. — то же, что и в упр. 7. Выполнять попеременные движения ногами
в сочетании с поворотом головы в сторону для вдоха. Поворот головы выполнять до
касания подбородком проксимальной части плеча. Все упражнения
выполняются в среднем темпе, от бедра, с расслабленным положением стопы.
Обучающемуся необходимо запоминать свои ощущения. После освоения
обучающимся упражнений у неподвижной опоры можно переходить к упражнениям с
предметом в движении: 1. Плавание с помощью одних попеременных движений ногами, как в кроле,
лежа на предмете грудью. 2. Вторая, группа упражнений — плавание с помощью одних ног с предметом.
Предмет удерживать вытянутыми вперед руками. В заключении
второго этапа дети должны осваивать плавание на груди при помощи ног без
использования предметов, с различными положениями рук (стрелочка, за головой,
вдоль туловища, за спиной и т.д.) На третьем этапе
обучения двигательному действию детям предлагаются различные игры, развлечения
и соревнования, способствующие совершенствованию и закреплению полученного
навыка, как с использованием дополнительного оборудования, так и без него. Заключение Обучение любым
двигательных действиям дошкольников должно быть интересным, веселым, желательно
в игровой форме, например, каждому упражнению можно придумать веселое название,
а также сюжетно-ролевую игру, тогда обучение будет проходить легко, весело и
полезно. Занятие, направленное на обучение одному двигательному действию,
должно сопровождаться различными играми и упражнениями, направленными на
совершенствование и закрепление уже полученных навыков для разнообразия
процесса обучения. Занятие для детей в возрасте 5-7 лет не должно по времени
превышать 30-45 минут. Список использованной литературы 1. Булгакова Н.Ж., Попов О.И., Распопова Е.А., 2014 ISBN:9785446803095 Теория
и методика плавания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального
образования. 2. Баранов В.А., Петрова Н.Л., 2013, ISBN:9785906131072 Плавание. Начальное
обучение с видеокурсом
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.05.2024
Дата обновления: 14.05.2024
Дата публикации: 14.05.2024