Активация речевой функции через водную среду: практический взгляд на эффективность гидрокоррекции при речевых нарушениях у детей дошкольного возраста
09.06.2025
Статья. Активация
речевой функции через водную среду: практический взгляд на эффективность
гидрокоррекции при речевых нарушениях у детей дошкольного возраста
Автор:
инструктор по физической культуру Шкурко И.В.
Введение
Речевые нарушения у детей — это сложная проблема, затрагивающая как медицинскую, так и педагогическую сферу. Эффективная помощь таким детям требует участия
специалистов разных профилей. Сегодня становится всё более очевидно, что занятия в бассейне — это не просто оздоровительная процедура. Вода помогает не только телу, но и может стать важным помощником в работе над речью. Влияние водной среды затрагивает сразу несколько уровней — от физиологии до эмоций, обеспечивая заметный
положительный эффект.
1. Как вода влияет на
речевой аппарат
1.1 Снятие мышечного
напряжения
Тёплая вода в бассейне (от 30 до 33 °C) помогает расслабить напряжённые мышцы лица, шеи и плеч — те, что участвуют в речи. Давление воды действует мягко, как массаж, улучшает кровообращение и снижает мышечный спазм. Всё это способствует улучшению дикции и снижению проявлений дизартрии.
1.2 Тренировка дыхания
Когда ребёнок находится в воде, на его грудную клетку действует давление — это укрепляет дыхательные мышцы и диафрагму. А значит, развиваются:
• жизненная ёмкость
лёгких
• умение контролировать
выдох
• ритмичность речи
У детей, которые заикаются или говорят медленно, занятия в воде помогают улучшить дыхание уже через 2–3 месяца: длительность выдоха увеличивается примерно на 25–30%.
1.3 Развитие сенсорной
чувствительности
Вода — уникальная среда,
в которой работают сразу несколько сенсорных систем:
• кожа активно реагирует
на прикосновение воды
• тело учится удерживать
равновесие
• слух обостряется во
время игр с погружением
Это особенно полезно для детей с расстройствами аутистического спектра и повышенной чувствительностью — вода помогает им чувствовать себя спокойнее и увереннее.
2. Существующие методики
речевой коррекции в воде
2.1 Аквааэробика с
элементами логоритмики
Когда движения в воде сочетаются с речевыми командами, у ребёнка развивается чувство ритма и координации речи с телом. Упражнения с сопротивлением воды улучшают
мышечную память
артикуляции. Программа включает:
• хлопки по воде в ритм
слогам
• дыхательные упражнения
(вдох над водой — выдох в воду)
• пение гласных во время
скольжения
2.2 Логопедические игры в
бассейне
Игровой подход помогает
детям не бояться говорить и делает занятия интересными.
Примеры упражнений:
• «Пузыри» — ребёнок дует
в трубочку, создавая пузырьки, тренируя воздушную струю
• «Водолаз» — подводные звуки, например «ТУ-ТУ», имитирующие паровоз, для автоматизации звуков,
• «Вотербол» — бросание
мячей с проговариванием слогов.
2.3 Сочетание с
логопедическими занятиями
Лучшие результаты даёт комплексный подход: бассейн + работа с логопедом. Вода подготавливает речевой аппарат, делая занятия эффективнее.
3. Практическая
организация занятий
3.1 Индивидуальный или
групповой подход к ребёнку?
При задержке речевого развития (ЗРР) особенно полезны групповые упражнения, где дети вместе проговаривают слова и фразы, играя. Такой формат занятий мотивирует и снижает страх перед речью.
3.2 При выборе упражнений в воде важно учитывать, с какими именно речевыми трудностями столкнулся ребёнок:
• При дизартрии логопедами акцент делается на упражнения, улучшающие подвижность губ, языка и челюсти. Особенно полезны задания на выдувание воздуха в воду, артикуляционные движения с сопротивлением и пение под водой.
• Дефектологи и логопеды акцентируют: при алалии (тяжёлая задержка формирования речи) большое значение имеют игры, стимулирующие понимание речи и выполнение простых инструкций. Например, «Найди предмет», «Передай мяч», сопровождаемые чёткими речевыми командами.
• При заикании аква среда помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение, способствует более плавной, ритмичной речи.
Библиографический список.
1. Баранов, В. А. (2010). Гидрокоррекция речевых нарушений у детей. Москва: Академия.— В книге рассматриваются основы гидрокоррекции, методы и практические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста.
2. Кузнецова, Н. В. (2015). Речевые нарушения у детей: диагностика и коррекция. Санкт-Петербург: Питер.— Включает разделы о гидрокоррекции как одном из методов коррекции речевых
нарушений.
3. Лебедева, Т. В. (2012). Логопедия и гидрокоррекция. Москва: Просвещение. — Обзор методов логопедической работы с использованием гидрокоррекции, особенности работы с дошкольниками.
4. Иванова, Е. А., &
Смирнова, М. П. (2018). Гидрокоррекция как
инновационный метод в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Журнал логопедии и дефектологии, 12(3), 45-52.
— Анализ эффективности гидрокоррекции, особенности применения у детей дошкольного возраста.
5. Петрова, А. В. (2016). Использование гидрокоррекции в комплексной терапии речевых нарушений у детей. Вестник практической логопедии, 8(2), 23-29.
— Практические
рекомендации по внедрению гидрокоррекции в работу с детьми.
6. Сидорова, Н. Ю. (2019). Современные методы коррекции речевых нарушений у дошкольников: гидрокоррекция в системе логопедической работы
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.06.2025
Дата обновления: 09.06.2025
Дата публикации: 09.06.2025