Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Активация речевой функции через водную среду: практический взгляд на эффективность гидрокоррекции при речевых нарушениях у детей дошкольного возраста

09.06.2025

Статья. Активация речевой функции через водную среду: практический взгляд на эффективность гидрокоррекции при речевых нарушениях у детей дошкольного возраста


Автор: инструктор по физической культуру Шкурко И.В.


Введение

Речевые нарушения у детей — это сложная проблема, затрагивающая как медицинскую, так и педагогическую сферу. Эффективная помощь таким детям требует участия

специалистов разных профилей. Сегодня становится всё более очевидно, что занятия в бассейне — это не просто оздоровительная процедура. Вода помогает не только телу, но и может стать важным помощником в работе над речью. Влияние водной среды затрагивает сразу несколько уровней — от физиологии до эмоций, обеспечивая заметный

положительный эффект.

1. Как вода влияет на речевой аппарат

1.1 Снятие мышечного напряжения

Тёплая вода в бассейне (от 30 до 33 °C) помогает расслабить напряжённые мышцы лица, шеи и плеч — те, что участвуют в речи. Давление воды действует мягко, как массаж, улучшает кровообращение и снижает мышечный спазм. Всё это способствует улучшению дикции и снижению проявлений дизартрии.

1.2 Тренировка дыхания

Когда ребёнок находится в воде, на его грудную клетку действует давление — это укрепляет дыхательные мышцы и диафрагму. А значит, развиваются:

• жизненная ёмкость лёгких

• умение контролировать выдох

• ритмичность речи

У детей, которые заикаются или говорят медленно, занятия в воде помогают улучшить дыхание уже через 2–3 месяца: длительность выдоха увеличивается примерно на 25–30%.

1.3 Развитие сенсорной чувствительности

Вода — уникальная среда, в которой работают сразу несколько сенсорных систем:

• кожа активно реагирует на прикосновение воды

• тело учится удерживать равновесие

• слух обостряется во время игр с погружением

Это особенно полезно для детей с расстройствами аутистического спектра и повышенной чувствительностью — вода помогает им чувствовать себя спокойнее и увереннее.

2. Существующие методики речевой коррекции в воде

2.1 Аквааэробика с элементами логоритмики

Когда движения в воде сочетаются с речевыми командами, у ребёнка развивается чувство ритма и координации речи с телом. Упражнения с сопротивлением воды улучшают

мышечную память артикуляции. Программа включает:

• хлопки по воде в ритм слогам

• дыхательные упражнения (вдох над водой — выдох в воду)

• пение гласных во время скольженияХочу такой сайт

2.2 Логопедические игры в бассейне

Игровой подход помогает детям не бояться говорить и делает занятия интересными.

Примеры упражнений:

• «Пузыри» — ребёнок дует в трубочку, создавая пузырьки, тренируя воздушную струю

• «Водолаз» — подводные звуки, например «ТУ-ТУ», имитирующие паровоз, для автоматизации звуков,

• «Вотербол» — бросание мячей с проговариванием слогов.

2.3 Сочетание с логопедическими занятиями

Лучшие результаты даёт комплексный подход: бассейн + работа с логопедом. Вода подготавливает речевой аппарат, делая занятия эффективнее.

3. Практическая организация занятий

3.1 Индивидуальный или групповой подход к ребёнку?

При задержке речевого развития (ЗРР) особенно полезны групповые упражнения, где дети вместе проговаривают слова и фразы, играя. Такой формат занятий мотивирует и снижает страх перед речью.

3.2 При выборе упражнений в воде важно учитывать, с какими именно речевыми трудностями столкнулся ребёнок:

• При дизартрии логопедами акцент делается на упражнения, улучшающие подвижность губ, языка и челюсти. Особенно полезны задания на выдувание воздуха в воду, артикуляционные движения с сопротивлением и пение под водой.

• Дефектологи и логопеды акцентируют: при алалии (тяжёлая задержка формирования речи) большое значение имеют игры, стимулирующие понимание речи и выполнение простых инструкций. Например, «Найди предмет», «Передай мяч», сопровождаемые чёткими речевыми командами.

• При заикании аква среда помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение, способствует более плавной, ритмичной речи.

 

Библиографический список.

1. Баранов, В. А. (2010). Гидрокоррекция речевых нарушений у детей. Москва: Академия.— В книге рассматриваются основы гидрокоррекции, методы и практические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста.

2. Кузнецова, Н. В. (2015). Речевые нарушения у детей: диагностика и коррекция. Санкт-Петербург: Питер.— Включает разделы о гидрокоррекции как одном из методов коррекции речевых

нарушений.

3. Лебедева, Т. В. (2012). Логопедия и гидрокоррекция. Москва: Просвещение. — Обзор методов логопедической работы с использованием гидрокоррекции, особенности работы с дошкольниками.

4. Иванова, Е. А., & Смирнова, М. П. (2018). Гидрокоррекция как

инновационный метод в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Журнал логопедии и дефектологии, 12(3), 45-52.

— Анализ эффективности гидрокоррекции, особенности применения у детей дошкольного возраста.

5. Петрова, А. В. (2016). Использование гидрокоррекции в комплексной терапии речевых нарушений у детей. Вестник практической логопедии, 8(2), 23-29.

— Практические рекомендации по внедрению гидрокоррекции в работу с детьми.

6. Сидорова, Н. Ю. (2019). Современные методы коррекции речевых нарушений у дошкольников: гидрокоррекция в системе логопедической работы

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.06.2025

Дата обновления: 09.06.2025

Дата публикации: 09.06.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».