Интеграция видов художественной деятельности на занятиях продуктивной деятельности в ДОУ
16.06.2025
Интеграция видов художественной деятельности на занятиях продуктивной деятельности в ДОУ
Автор: Воспитатель Даниленко Наталья Евгеньевна
Внедрение в процесс дошкольного
образования интегрированного подхода обусловлен необходимостью всестороннего
педагогического воздействия на ребенка, что создает условия для целостного
познания, восприятия мира через все сенсорные каналы. Интеграция разных видов детской
творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка
к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и способствует
целостному и более глубокому восприятию, осознанию и творческому преобразованию
его (окружающего) на основе деятельностного подхода.
Согласно определению,
суть интегрированного
подхода в дошкольном образовании состоит в охвате «широкого спектра видов деятельности
и линий развития детей».
Идея интегрированного
подхода, предложенная и обоснованная Б.П. Юсовым на уровне дошкольного
образования, реализуется в интеграции и взаимодействии разнообразных видов
художественно-творческой деятельности детей.
Основной механизм интеграции
творческих видов деятельности состоит в формировании обобщенного
художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово,
движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно,
форму, мимику, позу и т.д. Чем большее количество рецепторов ребенка получает
информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше
возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объемными и
устойчивыми.
Получив о предмете или явлении
знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки
ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других
свойств и связей этого предмета, что является основой обобщения. Благодаря последовательному
изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием
основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует), он легок
переориентируется с одного свойства на другое.
Миссией продуктивной деятельности в
детском саду является:
- развитие воображения, мышления (в
младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем
анализировать, систематизировать);
- создание оптимальных условий для
физического развития;
- воспитание целеустремлённости
(дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка,
заучивании движений танца и пр.);
- расширение сферы познания (если в
младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для
продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания
конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
- развитие общей мускулатуры и
мелкой моторики;
- воспитание инициативности (малыши
с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).
Осуществить цели творческой
активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их
направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут
касаться выбора способов воплощения:
- развитие творческих способностей
(малыши пробуют себя не только в различных видах креативной деятельности,
например, в театрализациях, но и осваивают техники в отельных жанрах, к
примеру, монотипия в рисовании для средней группы или аппликация из круп во
второй младшей);
- развитие физических способностей
(в пении дети тренируют дыхательную систему, в хореографии —
опорно-двигательный аппарат);
- активизация заинтересованности
малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности;
- формирование собственного видения жизни
(особенно ярко это проявляется в творческих заданиях на свободную тему);
- стимулирование интереса к
продуктивной активности (желание рисовать, строить, лепить, танцевать, петь,
заниматься театрализацией — это важные показатели взросления ребёнка, поэтому
такие порывы в любом возрасте подавлять нельзя);
- формирование ощущения предметного
мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности (к
примеру, со второй младшей группы дети начинают говорить о планете Земля,
воплощая эти беседы в раскрашивании готовых шаблонов планеты, создании
аппликации, после этого в средней группе дети, получив представления об объёме,
выполняют поделку «Земля» из папье-маше и готовых масштабированных картинок, а
в старшей группе ребята, ознакомившись с такими понятиями, как море, суша, горы
и пр., делают аппликации-макеты, сверяя с глобусом местоположение природных
объектов);
В конструировании и других
видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир:
- получение
представлений о сенсорных эталонах и их закрепление (в младшем дошкольном
возрасте дети знакомятся с сенсорными образцами - формой, цветом, размером, в
средней учатся находить эти формы в окружающих предметах, а в старшем пытаются
своими руками создавать объекты, воспринимаемые глазом);
- тренировка
мелкой моторики (в младшем возрасте это важно для развития речи, в среднем и
старшем дошкольном - для подготовки руки к письму);
- пополнение
словарного запаса и представлений о языке (дети первой, второй младших групп
расширяют пассивный и активный словарь, знакомясь с названиями материалов для поделок,
простейшими операциями - «приклей», «сложи», «проведи линию» и пр., в средней и
старшей ребята учатся воспринимать цельные инструкции по выполнению работы, а
также составлять собственные по образцу отработанных - к примеру, объясняя
товарищу порядок склеивания квадратиков из цветной бумаги при работе с кубиками
Никитина);
- воспитание
умения заниматься совместной деятельностью (так, в первой младшей группе от
детей в этом смысле не требуется ничего, кроме умения работать рядом, не мешая
друг другу, во второй и средней ребята учатся помогать товарищам, чтобы к
старшему дошкольному возрасту прийти к выполнению заданий в парах и
мини-группах с распределением обязанностей — все вместе отбирают подходящие по
теме картинки, один располагает их на листе, а третий клеит).
Формами
интегрированной работы в области художественно-эстетического развития ребенка
являются интегрированные
занятия и творческие проекты, культурно-досуговые мероприятия.
Знакомство детей с художественной литературой,
творениями художников и музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и
услышанного в результатах продуктивной деятельности дает возможность педагогам
эстетического цикла создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ.
Интеграция разных видов детской творческой деятельности на занятии позволит
детям реализовать свои творческие потребности в создании хореографических
миниатюр, изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы),
игре на музыкальных инструментах, словотворчестве.
Культурно-досуговая деятельность
органично включает в себя все виды детской творческой деятельности, и является
благодатным полем для сотрудничества всех педагогов дошкольного
образовательного учреждения.
Важную
роль в художественно-эстетическом развитии занимает различные виды детской деятельности на основе
фольклора.
Общеизвестно,
что фольклор – неисчерпаемый источник национальной культуры, который по своей
природе близок и понятен любому человеку, потому что заложен в нашей
генетической памяти. Мудрость и простота фольклора – благодатная почва для
становления личности ребенка и его дальнейшего развития. Фольклор – явление
синтетическое, включающее в себя богатство художественных и бытовых видов
деятельности. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Одна из
основных особенностей фольклора – его природная интегративность, позволяющая
объединить различные элементы образовательного процесса, где естественно
переплетаются: развитие речи, изобразительная деятельность, хореография,
ознакомление с окружающим миром и миром социальных отношений. В соединении этих
элементов – большая сила воздействия на личность ребенка, позволяющая
комплексно подойти к проблеме освоения им различных видов искусств.
Стоит заметить,
что фольклор в наши дни представляет глубокое общественное значение, являясь
средством художественного, нравственного и патриотического развития детей.
В
соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного
образования (ФОП ДО) ключевым
направлением в работе педагога с детьми стало воспитание дошкольников на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа.
В ФОП
указаны конкретные ценности российского общества: Родина, природа, милосердие,
жизнь, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, жизнь,
здоровье, труд, культура и красота.
И хотя
некоторые из этих понятий еще сложно осознать детям раннего или дошкольного
возраста, тем не менее, уже в этот период важно формировать основы личностной
позиции ребенка как наследника традиций и культуры своего Отчества.
Интегрированные
формы работы с детьми позволяют систематизировать и обобщать знания детей,
активизировать их творческий потенциал и пополнять
социально-личностный ресурс каждого ребенка. Фольклор как раз является
наиболее органичной для ребенка формой формирования целостного и гуманного
мировосприятия и мировоззрения.
Список использованных источников:
1. Выготский
JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский СПб.: Союз.
1997. - С.92.
2. Юсов Б. П. Виды искусств и их взаимодействие / Б. П. Юсов, Е. П.
Кабкова, Л. Н. Мун [и др.]. М.: Изд-во ИХО РАО, 2001; Юсов Б. П.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.06.2025
Дата обновления: 16.06.2025
Дата публикации: 16.06.2025