Рекомендации логопеда для родителей детей 4-5 лет на летний период
16.06.2025
Статья. Рекомендации логопеда для родителей детей 4-5 лет на летний период
Автор: учитель-логопед Сидоренко Дарья Игоревна
Уважаемые Родители!
Поздравляем Вас с окончанием учебного года! Наши дети за это время
многому научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и
речевом направлении.
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить
положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
Но важно не забывать,
что сформированные в течение года навыки
(выработанные артикуляционные уклады,
поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за
летний период могут, как укрепиться и войти в
привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического
воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них
совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить
материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические
тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно,
доходчиво объяснить близким, как
важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений,
тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку
дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько
шагов назад. После продолжительного
отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.
Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала,
а хотелось бы двигаться
дальше!
Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у
него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую
родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить
с вашим ребёнком. Именно обсудить.
Одностороннее
«говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д
Рекомендации:
1. Выполняйте артикуляционную гимнастику
Проводить следует по 3-5 минут в день перед зеркалом, предварительно
разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3-4
упражнений за 1 раз. Каждое упражнение выполняется по 5раз.
Логопедические упражнения в стихах
Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро
надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных
занятиях! А вот поиграть – другое дело! Дети обожают строить рожицы, показывать
язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И
весело, и полезно.
Как часы, заладим в такт:
-
Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
-
Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем, Отставать нельзя никак:
-
Тик-так! Тик-так!
Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из
одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Если губки я кусаю, Значит, я переживаю. Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем –
нижнюю губу.
Открываем сумочку - В сумке видим трубочку.
Чередуем упражнения «Улыбка»
и «Хоботок».
Налью в чашечку котенку Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке
Молочко язычком.
А когда закончит ужин Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается он так:
Упражнение
«Котенок лакает»: имитируем движения язычка котенка –
«захватываем язычком
молочко и отправляем его в рот».
Он оближет свои губки,
И еще разок потом,
Упражнение «Вкусное
варенье»: облизать верхнюю губу, затем – в
другую сторону.
Чисто вымоет он шубку,
Будет чистым он котом!
Упражнение «Котенок
лакает»: имитируем движения
язычка котенка –
«захватываем язычком
молочко и отправляем его в рот».
Наливаю медвежонку
В эту чашечку – сгущенку,
В эту чашечку – варенье, В эту – положу печенье, В эту – в сахаре орешки.
Ешь, мой милый
сладкоежка!
Упражнение «Чашечка»: рот широко открыт,
передний и боковой
края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Как-то раз решил свой домик Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку
нашел – Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,
Упражнение «Белим потолок»: широким языком проводим
от верхних резцов до мягкого
нёба
Гномик, стоя на коленках, Влево-вправо! – моет стенку:
Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Упражнение «Чистим
зубы»: языком «чистим
зубы» изнутри влево- вправо.
2. Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:
v Нюхать воображаемый цветочек
(вдох через нос – выдох АХ) одним долгим
выдохом;
v Пускать мыльные
пузыри через соломинку;
v Надувать воздушные шарики;
v Стараться надувать
надувные игрушки, круги,
мячи;
v Играть на музыкальных игрушках:
дудках, трубах, флейтах,
губных гармошках;
v
Дуть на перышко,
на ватный шарик.
3.
Развивайте мелкую и общую моторику:
v Учите детей шнуровать обувь,
завязывать шнурки;
v Выполняйте пальчиковую гимнастику, в. т.ч с массажными шариками, ковриками;
v
Собирайте, перебирайте ягоды,
камешки, пуговицы, бусины
и т.д.;
v Выкладывайте рисунки
из камней, шишек,
спичек, крупы;
v Играйте с глиной, мокрым
песком;
v Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);
v Рисуйте по точкам, учите
штриховать;
v Собирайте мозаики,
пазлы, играйте с конструкторами;
v Перебирайте крупы;
v Раскрашивайте раскраски цветными карандашами;
v
Складывайте простое оригами,
делайте аппликации;
v Завинчивайте гайки (игрушечные и настоящие);
v Плетите из бисера, бусин,
резинок;
v
Лепите из пластилина, пластика, теста.
4. Обогащайте словарный
запас ребенка новыми словами
Поход в гости, в библиотеку, в театр,
экскурсии, походы в лес новые поездки – это все новые яркие впечатления!
Беседуйте с ребенком, отвечайте на его вопросы грамотно.
5. Продолжайте вместе с детьми:
v Читать художественные произведения, сказки, детские
журналы;
v Пересказывайте короткие
сказки, рассказы, истории (задавайте ребенку вопросы по прочитанному: кто
главные герои, описание героев, что случилось…, чем все закончилось и т.д.);
v Придумывайте свои сказки,
рассказы, небылицы… (можно совместно с ребенком нарисовать сказку);
v Отгадывайте загадки,
учите стихи;
v В вечернее время беседуйте с
ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить
память, речь и сплотить вас с ребенком).
Лучше исключить:
Ø Просмотр боевиков,
«ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью;
Ø Покупку
игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.
Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента.
Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения.
Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка
желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому
ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.
6.
Играйте в речевые
игры:
«Что из чего?»
Назови как
можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Например: Шоколад: шоколадный торт, шоколадная паста,
шоколадная конфета,
шоколадный заяц, шоколадный крем… (Дерево… металл
…стекло… бумага…
кожа… шоколад…пластмасса…резина …)
«Пятерочка»
Подбери по
пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай,
хлопай). Например: Я знаю молочные
продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять.
(Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д.).
«Пять действий»
Перечисли действия, которые
можно совершать с указанным предметом. Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить
друга, испачкать руки… (Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д.).
«Кто больше?»
Говорим любое слово,
обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно
больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»,
«Какие?». Например: трава (какая она?) -
зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, густая, сухая.
Побеждает тот, кто назовет
последним слово-признак.
«Подбери словечко»
В эту игру можно
играть с мячом,
перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать:
Свежий - (воздух, огурец,
хлеб, ветер); Старый - (дом,
пень, носок, ботинок);
Свежая - (булочка,
новость, газета, скатерть); Старая - (мебель, сказка,
книга, обувь);
Свежее - (молоко,
мясо, варенье); и т.д.
«Вот, так магазины!»
Перечисли
товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные,
торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва… («Игрушки»,
«Обувь», «Одежда», «Мебель», «Овощи»,
«Фрукты» и т.д.).
«Мир животных»
Назови как можно больше
животных, у которых есть указанная часть тела. Например: Рога есть у … коровы, барана, козы, лося.. (Лапы есть у…
Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у … Крылья есть у … и т.д.)
«Три части»
•
Назови по три части указанных
предметов.
•
Например: Я знаю 3 части машины:
кабина, руль, сиденье
(фары, кузов).
Три части:
дома, стула, чайника,
куклы, петушка…
7. Используйте игры для развития
речевого слуха, фонематических процессов
Предложенные задания помогут
развить у детей первоначальные навыки звукового анализа и синтеза слов, что поможет подготовить
малышей к обучению грамоте и успешному обучению в школе, будет способствовать
профилактике нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).
В течение учебного года дети уже познакомились с буквами А, У, О, И, Т, П, Н, М, К и звуками, их
обозначающими: [а], [у], [о], [и], [т],
[п], [н], [м], [к].
Но помните, при выполнении
заданий вы сами должны правильно
произносить
согласные звуки и добиваться правильного произношения их детьми. Мы называем звуки не [эм], [ка], [тэ], а [м], [к], [т].
«Кто в домике
живет»
Взрослый рассказывает «В домике жил-был звук [У], а рядом с ним в
другом домике – звук [А]. Однажды домик У
развалился, и А пригласил к себе У. Стали они жить вместе АУ. Какой
первый звук? Второй? Что получилось? А если рядом живут У и М? М А и т. д.
«Сколько звуков?»
Упражнять в звуковом анализе
слов, определении порядка
звуков (первый,
второй и т. д.).
«Подбери слово»
Упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук, заканчивающихся на него и с заданным
звуком в середине слова.
Ни в коем случае не сердитесь на ребенка, если он не сразу справляется с заданиями и нуждается в вашей помощи.
Хвалите ребенка, радуйтесь
его успехам, превращайте
каждое занятие в увлекательную игру.
Удачи Вам!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2025
Дата обновления: 17.06.2025
Дата публикации: 16.06.2025