Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Рекомендации логопеда для родителей детей 4-5 лет на летний период

16.06.2025

Статья. Рекомендации логопеда для родителей детей 4-5 лет на летний период

                   Автор: учитель-логопед Сидоренко Дарья Игоревна      

Уважаемые Родители!

Поздравляем Вас с окончанием учебного года! Наши дети за это время многому научились, выросли, достигли огромных результатов в образовательном и речевом направлении.

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.

Но важно не забывать, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной      близости     с     родителями,          владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку      предупредить   о    ваших               проблемах,    предоставить материал   по    закреплению    речевых   навыков   (домашние                логопедические тетради,       копии выученных                 стихов,      пересказов      и     т.д.)    и         убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими       словами,                    формируется привычка   правильного           произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много    случаев,        когда  летний  период  «отбрасывает»  положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.

Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее

«говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д

Рекомендации:

1.      Выполняйте артикуляционную гимнастику

Проводить следует по 3-5 минут в день перед зеркалом, предварительно разъяснив ребенку, что и как делать. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за 1 раз. Каждое упражнение выполняется по 5раз.

Логопедические упражнения в стихах

Логопедические упражнения – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело! Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно.

 

Как часы, заладим в такт:

-  Тик-так! Тик-так! Разговариваем так:

-  Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем, А секундочки считаем, Отставать нельзя никак:

-  Тик-так! Тик-так!

Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

Если губки я кусаю, Значит, я переживаю. Если губки я чешу, Значит, сладкого прошу.

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.

Открываем сумочку - В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».

Налью в чашечку котенку Молочко, молочко.

Он начнет лакать в сторонке Молочко язычком.

А когда закончит ужин Наш усатый чудак,

Зная, что быть чистым нужно, Умывается он так:

Упражнение «Котенок лакает»: имитируем движения язычка котенка

«захватываем язычком молочко и отправляем его в рот».

Он оближет свои губки, И еще разок потом,

Упражнение «Вкусное варенье»: облизать верхнюю губу, затем в другую сторону.

Чисто вымоет он шубку,


Будет чистым он котом!

Упражнение «Котенок лакает»: имитируем движения язычка котенка

«захватываем язычком молочко и отправляем его в рот».

Наливаю медвежонку

В эту чашечку сгущенку, В эту чашечку – варенье, В эту – положу печенье, В эту – в сахаре орешки.

Ешь, мой милый сладкоежка!

Упражнение «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Как-то раз решил свой домик Привести в порядок гномик:

Краску, кисточку нашел – Потолок белить пошел. Кисточка: назад вперед,

Упражнение «Белим потолок»: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба

Гномик, стоя на коленках, Влево-вправо! моет стенку:

Вправо-влево! вновь и снова.

Дом сияет, словно новый!

Упражнение «Чистим зубы»: языком «чистим зубы» изнутри влево- вправо.

2.      Тренируйте силу и длительность выдоха. Можно:

v  Нюхать воображаемый цветочек (вдох через нос – выдох АХ) одним долгим выдохом;

v  Пускать мыльные пузыри через соломинку;

v  Надувать воздушные шарики;

v  Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

v  Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;

v  Дуть на перышко, на ватный шарик.

3.    Развивайте мелкую и общую моторику:

v  Учите детей шнуровать обувь, завязывать шнурки;

v  Выполняйте пальчиковую гимнастику, в. т.ч с массажными шариками, ковриками;

v  Собирайте, перебирайте ягоды, камешки, пуговицы, бусины и т.д.;Хочу такой сайт

v  Выкладывайте рисунки из камней, шишек, спичек, крупы;

v  Играйте с глиной, мокрым песком;

v  Играйте с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель);

v  Рисуйте по точкам, учите штриховать;

v  Собирайте мозаики, пазлы, играйте с конструкторами;

v  Перебирайте крупы;

v  Раскрашивайте раскраски цветными карандашами;

v  Складывайте простое оригами, делайте аппликации;

v  Завинчивайте гайки (игрушечные и настоящие);

v  Плетите из бисера, бусин, резинок;

v  Лепите из пластилина, пластика, теста.


4.      Обогащайте словарный запас ребенка новыми словами

Поход в гости, в библиотеку, в театр, экскурсии, походы в лес новые поездки – это все новые яркие впечатления! Беседуйте с ребенком, отвечайте на его вопросы грамотно.

5.      Продолжайте вместе с детьми:

v Читать художественные произведения, сказки, детские журналы;

v Пересказывайте короткие сказки, рассказы, истории (задавайте ребенку вопросы по прочитанному: кто главные герои, описание героев, что случилось…, чем все закончилось и т.д.);

v Придумывайте свои сказки, рассказы, небылицы… (можно совместно с ребенком нарисовать сказку);

v Отгадывайте загадки, учите стихи;

v В вечернее время беседуйте с ребенком о том, что произошло и запомнилось за этот день (это помогает развить память, речь и сплотить вас с ребенком).

Лучше исключить:

Ø  Просмотр боевиков, «ужастиков», «западных» мультфильмов с насилием и жестокостью;

Ø  Покупку игрушек, раскрасок, картинок с изображением агрессивных героев и монстров.

Такие фильмы, как правило, не несут в себе никакого обучающего момента. Зато провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения. Дети могут переносить увиденное в свои игры. Вряд ли это сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей. Кроме того, у предрасположенных к этому ребят такие фильмы могут спровоцировать заикание или энурез.

6.    Играйте в речевые игры:

«Что из чего?»

Назови как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. Например: Шоколад: шоколадный торт, шоколадная паста,

шоколадная конфета, шоколадный заяц, шоколадный крем… (Дерево… металл

…стекло… бумага… кожа… шоколад…пластмасса…резина …)

«Пятерочка»

Подбери по пять слов, раскрывающих каждое обобщение. Называй слова и считай (или шагай, хлопай). Например: Я знаю молочные продукты – Кефир раз, ряженка два, йогурт три, масло четыре, сметана пять. (Фрукты, птицы, деревья явления природы, имена девочек и т.д.).

«Пять действий»

Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Например: Шоколад – его можно кушать, подарить, купить, растопить, угостить друга, испачкать руки… (Книга…лимон …карандаш …цветок и т.д.).

«Кто больше?»

Говорим любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, густая, сухая.

Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.


«Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать:

Свежий - (воздух, огурец, хлеб, ветер); Старый - (дом, пень, носок, ботинок);

Свежая - (булочка, новость, газета, скатерть); Старая - (мебель, сказка, книга, обувь);

Свежее - (молоко, мясо, варенье); и т.д.

«Вот, так магазины!»

Перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. Например: магазин «Сладкоежка» - пирожные, торт, мороженое, конфеты, шоколад, мармелад, печенье, зефир, халва… («Игрушки», «Обувь», «Одежда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты» и т.д.).

«Мир животных»

Назови как можно больше животных, у которых есть указанная часть тела. Например: Рога есть у … коровы, барана, козы, лося.. (Лапы есть у… Копыта есть у …Перья есть у … Чешуя есть у … Крылья есть у … и т.д.)

«Три части»

   Назови по три части указанных предметов.

   Например: Я знаю 3 части машины: кабина, руль, сиденье (фары, кузов).

Три части: дома, стула, чайника, куклы, петушка…

7.  Используйте игры для развития речевого слуха, фонематических процессов

Предложенные задания помогут развить у детей первоначальные навыки звукового анализа и синтеза слов, что поможет подготовить малышей к обучению грамоте и успешному обучению в школе, будет способствовать профилактике нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

В течение учебного года дети уже познакомились с буквами А, У, О, И, Т, П, Н, М, К и звуками, их обозначающими: [а], [у], [о], [и], [т], [п], [н], [м], [к].

Но помните, при выполнении заданий вы сами должны правильно

произносить согласные звуки и добиваться правильного произношения их детьми. Мы называем звуки не [эм], [ка], [тэ], а [м], [к], [т].

«Кто в домике живет»

Взрослый рассказывает «В домике жил-был звук [У], а рядом с ним в другом домике – звук [А]. Однажды домик У развалился, и А пригласил к себе У. Стали они жить вместе АУ. Какой первый звук? Второй? Что получилось? А если рядом живут У и М? М А и т. д.

 

«Сколько звуков?»

Упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков (первый, второй и т. д.).

«Подбери слово»

Упражнять    в    подборе    слов,    начинающихся    на                                заданный        звук, заканчивающихся на него и с заданным звуком в середине слова.

 

Ни в коем случае не сердитесь на ребенка, если он не сразу справляется с заданиями и нуждается в вашей помощи.


Хвалите ребенка, радуйтесь его успехам, превращайте каждое занятие в увлекательную игру.

Удачи Вам!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.06.2025

Дата обновления: 17.06.2025

Дата публикации: 16.06.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».