ПРИНЯТО
На заседании Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 87
Калининского района Санкт-Петербурга
Протокол от 29.05.2024 г. № 2
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий ГБДОУ
детский сад № 87 Калининского района
Санкт- Петербурга
И.Г. Аргеландер
Приказ от 29.05.2024 г. № 29/1- А
Рабочая программа
средней логопедической группы с 4 до 5 лет
на 2024-2025 учебный год
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 87 комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Составлена на основе:
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 87 комбинированного вида Калининского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2024
СОДЕРЖАНИЕ
№
п/п
I
1.1.
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.1.5
II
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.6.
2.7.
III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
IV
Оглавление
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
Учебный план
Планируемые результаты освоения
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
Учебно-методическое обеспечение
Содержательный раздел рабочей программы
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
детьми 4-5 лет
Содержание образовательной области « Речевое развитие» с указанием
видов образовательной деятельности и форм работы.
Комплексно-тематическое планирование с указанием часов, отводимых
на освоение каждой темы (Лексические темы)
Календарное планирование Речевое развитие
Перспективное планирование по коррекционно-развивающей
деятельности
Поэтапное планирование коррекционной деятельности в средней
группе
Организационный раздел рабочей программы
Режим дня
Расписание совместной образовательной деятельности
Психолого-педагогические условия
Особенности организации образовательного процесса в группе
(национально-культурные, возрастные, индивидуальные особенности
контингента и другие)
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Система организации коррекционной (логопедической) работы
Организация и формы взаимодействия с родителями
Схема комплексного сопровождения воспитанников
Приоритетное направление педагогов
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Стр
3
4
6
10
12-15
16
19
20-25
26-28
2.4.
47-49
47
48-49
50
50
51
51
52-61
62-65
66-67
68-70
71
Приложение 1. Модель планирования совместной деятельности на
неделю
Приложение 2. Планирование индивидуальной работы с детьми на
неделю
2
I Целевой раздел рабочей программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа – нормативный акт ГБДОУ детский сад № 87 Калининского района СанктПетербурга, целью которого является планирование, организация и управление
образовательным процессом в рамках конкретных направлений развития ребенка
(образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Рабочая программа разработана в соответствии с Положением «О рабочей программе педагога»
ГБДОУ детский сад № 87 Калининского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа - составлена на основе АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 87 комбинированного вида Калининского района
Санкт-Петербурга (далее- АООП ДО)
Рабочая программа отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные
особенности развития воспитанников 4-5 лет.
Режим работы группы - пятидневный, с 7.00 до 19.00 с 12-часовым пребыванием детей в
учреждении; выходные дни - суббота, воскресенье, праздничные дни.
Учебный год 2024 - 2025 начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа, составляет 51
неделю.
Летний оздоровительный период - с 1 июня по 31 августа. Составляет 13 недель.
В летний период проводятся занятия только физического и художественно-эстетического
направлений, спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, увеличивается
продолжительность прогулок.
Характеристика контингента воспитанников
В среднюю группу приняты детей, относящихся к категории ОВЗ с диагнозом тяжелые
нарушения речи(ТНР) (ОНР II ,ОНР III,ОНРIV уровня речевого
развития), сроком на -- см. заключения (указать решение районного ТМППК).
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех
компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с
тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней
речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех
компонентов языка.
Активное усвоение фонетико-фонематических, лексических и грамматических закономерностей
начинается у детей в 1,5-3 года и, в основном, заканчивается в дошкольном детстве. Речь
ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в
большой степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от
воспитания и обучения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения и
фонематического слуха.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у
детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетика, лексика,
грамматика), относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и
первично сохранном интеллекте.
Нарушенная речь ребёнка оценивается по четырем уровням развития.
3
На I уровне речевого развития у ребёнка наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение
словесных средств общения. Словарный запас состоит из отдельных лепетных слов, звуковых
или звукоподражательных комплексов, сопровождающихся жестами и мимикой;
на II уровне речевого развития в речи ребенка присутствует короткая аграмматичная
фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы,
качественные прилагательные), но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка
значительно отстают от возрастной нормы;
на III уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с
выраженными
элементами
лексико-грамматического
и
фонетико-фонематического
недоразвития;
на IV уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются
остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата.
Таким образом, ТНР выявляется у детей дошкольного возраста со следующими речевыми
нарушениями – дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, детская афазия, неврозоподобное
заикание (по клинико-педагогической классификации речевых нарушений).
Образовательный процесс в ГБДОУ предусматривает решение программных
образовательных задач в следующих формах организации деятельности:
I.
совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
II. II. свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется как в ходе
непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов.
Особое внимание уделяется построению образовательных ситуаций. Коррекционноразвивающая работа проводится в процессе образовательного процесса, совместной
образовательной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей.
Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы
организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:
•
субъект-субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
•
диалогическом общение взрослого с детьми;
•
продуктивном взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками;
•
партнерской формой организации образовательной деятельности
(возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
В Учебный план включены пять образовательных областей, обеспечивающих социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие
детей. Каждой образовательной области соответствуют виды образовательной деятельности в
соответствии с АООП ДО.
3
1.1. Учебный план учителя-логопеда в средней группе
с 01.09.2023 по 31.05.2024
Формы работы
Образовательная нагрузка
1
33
11 ч
Занятия
Итого в год
Итого в год в часах
Нерегламентированная деятельность
Формы работы
Индивидуальная
Совместная
деятельность
учителялогопеда с детьми в режимных
моментах
Образовательная нагрузка
не менее 2 раз в неделю
ежедневно
с 01.06.2024 по 30.06.2024
Нерегламентированная деятельность
Формы работы
Индивидуальная
Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми
в режимных моментах
Образовательная нагрузка
ежедневно
ежедневно
В июле и августе коррекционная работа не проводится.
1.1.3. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики
возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению
дошкольного образования.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической
психологии дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе
полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей
одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых
условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы
как трудности ребенка в освоении Программы и не подразумевают его включения в соответствующую
целевую группу.
Планируемые результаты реализации Программы представлены в соответствии с возрастными
характеристиками списочного состава обучающихся дошкольного образовательного учреждения.
Планируемые результаты представлены в таблице 2 в соответствии с возрастной периодизацией и
указанием ссылок на разделы ФОП ДО: нумерацией, соответствующих пунктов и нумерацией страниц с
описанием содержания пункта.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
(средний дошкольный возраст)
1
Проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью педагогического
работника) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели.
2
Понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий,
признаков, состояний, свойств, качеств.
3
Использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией.
4
Различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические
формы).
5
Использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами.
6
Пересказывает (с помощью педагогического работника) небольшую сказку, рассказ, с
помощью педагогического работника рассказывает по картинке.
7
Составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью
работника), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта.
8
Владеет простыми формами фонематического анализа.
9
Использует различные виды интонационных конструкций.
10
Выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции
людей, понимает и называет свою роль.
11
Использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы
заместители.
12
Передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных
отношений.
13
Стремится к
самостоятельности, проявляет
относительную
независимость
от педагогического работника.
14
Проявляет доброжелательное отношение к детям, педагогическим
оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь.
15
Занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение
некоторого времени (не менее 15 мин.).
16
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе
наблюдений и практического экспериментирования.
17
Осуществляет "пошаговое" планирование с последующим словесным отчетом о
последовательности действий сначала с помощью педагогического работника, а затем
самостоятельно.
18
Имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по
наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные
явления и их изображения: времена года и части суток.
19
Использует схему для ориентировки в пространстве.
педагогического
работникам,
3
20
Владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и с педагогическим
работником, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с
окружающими, используя речевые и неречевые средства общения.
21
Может самостоятельно
получать
вопросы, экспериментирует).
22
В речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет
словотворчество.
23
Сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях,
высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью
педагогического работника и самостоятельно).
24
Изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции.
25
Положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу
и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной
деятельности, их свойства.
26
Знает основные цвета и их оттенки.
27
Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.
28
Внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства
музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
29
Выполняет двигательные цепочки из трех - пяти элементов.
30
Выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе.
31
Описывает по вопросам педагогического работника свое самочувствие, может привлечь
его внимание в случае плохого самочувствия, боли.
32
Самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру
поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного
пользования.
новую
информацию (задает
3
1.1.4. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы в
виде целевых ориентиров дошкольного образования представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики
развития ребенка с ТНР. Они представлены в виде изложения возможных достижений,
обучающихся на разных возрастных этапах дошкольного детства.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР
планируемые результаты освоения Программы представлены целевыми ориентирами в
соответствии с возрастной периодизацией в таблице 2 с указанием возрастного периода и
указанием ссылок на разделы ФАОП ДО (нумерацией, соответствующих пунктов ФАОП ДО и
нумерацией страниц, на которых описано содержание пункта).
Название раздела ФАОП ДО
пункты
страницы
II. Целевой раздел ФАОП ДО
Целевые ориентиры реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР.
п.10.4.3
стр.40
к четырём годам
п.10.4.3.2
стр. 42-44
к пяти годам
п.10.4.3.2
стр. 42-44
к шести годам
п.10.4.3.2
стр. 42-44
В течение трёх недель в сентябре, в декабре и апреле проводится педагогический мониторинг,
как адекватная форма оценивания результатов освоения образовательной программы
дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (с тяжелыми нарушениями речи; с фонетико-фонематическими нарушениями речи).
Педагогическая диагностика образовательного процесса основывается на анализе достижения
детьми промежуточных результатов образовательной программы. С помощью средств
диагностики образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в
образовательной программе. В ходе образовательной деятельности, педагогами создаются
диагностические ситуации, позволяющие оценить индивидуальную динамику детей,
скорректировать свои действия. Форма проведения диагностики преимущественно представляет
собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном
учреждении, анализ продуктов детской деятельности специальные педагогические пробы
(дидактические игры, задания, беседы с использованием стимульного материала), организуемые
педагогом.
Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями оценивается по 5 баллам, где:
балл – ребенок не может выполнить предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью
взрослого;
балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью 5 баллов – ребенок
выполняет все предложенные задания самостоятельно
3
Результаты наблюдения воспитатели записывают в сводную таблицу (Приложение)
Результаты психолого-педагогической диагностики используются исключительно для решения
следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
«Материалы педагогической диагностики» и включают:
описание структуры «Карты развития, обучающегося»,
описание инструментария педагогической диагностики,
ссылка на сайт дошкольного образовательного учреждения, где расположен локальный
акт «Положение о психолого-педагогическом консилиуме» Ознакомиться >>>
Система оценки качества дошкольного образования:
оценивает психолого-педагогические и другие условия
реализации Программы в дошкольном образовательном
учреждении в пяти образовательных областях, определенных
ФГОС ДО;
учитывает образовательные
предпочтения и
удовлетворенность дошкольным образованием со стороны
семьи ребенка;
исключает использование оценки индивидуального развития
ребенка в контексте оценки работы дошкольного
образовательного учреждения;
п.10.5.11.
стр.81
п.10.5.8.
стр.80
исключает унификацию и поддерживает вариативность форм и
методов дошкольного образования;
способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка
с ТНР, семьи, педагогических работников, общества и
государства;
включает оценку педагогическими работниками дошкольного
образовательного учреждения собственной работы, и
независимую профессиональную и общественную оценку
условий образовательной деятельности в дошкольном
образовательном учреждении;
использует единые инструменты, оценивающие условия
реализации Программы в дошкольном образовательном
учреждении, как для самоанализа, так и для внешнего
оценивания.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки
качества:
1
2
диагностика развития ребенка
внутренняя оценка, самооценка
Организации
дошкольного возраста с ТНР,
используемая как
профессиональный
3
внешняя оценка
Организации, в том числе независимая
профессиональная и общественная
оценка.
3
инструмент педагогического
работника с целью получения
обратной связи от
собственных педагогических
действий и планирования
дальнейшей индивидуальной
работы с детьми с ТНР по
Программе
Основание: приказ
Минобрнауки России от
14.06.2013 N 462 (ред. от
14.12.2017)
Основание: письмо
Минпросвещения России от
18.04.2022 N 02-232 "О направлении
методических рекомендаций"
"Об утверждении Порядка
проведения самообследования
образовательной организацией"
Система мониторинга динамики развития обучающихся, динамики их
образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
п.10.5.4.
стр.79
Дошкольное образовательное учреждение, в соответствии с ФАОП ДО,
имеет право самостоятельного выбора инструментов педагогической и
психологической диагностики развития обучающихся, в том числе, его
динамики.
п.10.5.5.
стр.79
Система оценки качества реализации Программы на уровне
дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать
участие всех участников образовательных отношений и в то же время
выполнять свою основную задачу - обеспечивать развитие системы
дошкольного образования в соответствии с принципами и
требованиями ФГОС ДО.
п.10.5.7.
стр.80
На уровне дошкольного образовательного учреждения система оценки
качества реализации Программы решает задачи:
п.10.5.9.
стр.80
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику,
связанную с оценкой эффективности педагогических действий с
целью их дальнейшей оптимизации;
1)
детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в
ходе образовательной деятельности;
2)
карты развития ребенка с ТНР;
различные шкалы индивидуального развития ребенка с
3)
4)
ТНР.
повышения качества реализации Программы;
реализации требований ФГОС ДО к структуре,
условиям и целевым ориентирам Программы;
обеспечения объективной экспертизы деятельности
дошкольного образовательного учреждения в процессе
оценки качества Программы для детей с ТНР;
- задания ориентиров педагогическим работникам в их
профессиональной деятельности и перспектив развития самого
дошкольного образовательного учреждения;
создания
оснований
преемственности
между
дошкольным и начальным общим образованием
обучающихся с ТНР.
10
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в
котором непосредственно участвует ребенок с ТНР, его семья и
педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения
п.10.5.10.
стр.80-81
В предлагаемой системе оценки качества образования на уровне
дошкольного образовательного учреждения основным предметом оценки
являются психолого-педагогические условия.
Оценка качества психолого-педагогических условий реализации
адаптированной образовательной программы, как важнейшего элемента
системы обеспечения качества дошкольного образования, позволяет
выстроить систему оценки и повышения качества вариативного,
развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
посредством экспертизы условий реализации Программы.
1.1.5. Учебно- методическое обеспечение
Образовательная область
Учебно- методическое обеспечение
Социально-коммуникативное развитие (Методический комплект программы Н. В.
Нищевой). Конспекты занятий воспитателя по познавательно-исследовательской
деятельности с дошкольниками с ТНР с 3 до 5 лет. ФГОС
Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими
отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.
Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б.
Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.
Шангина И. И. Русские дети и их игры. — СПб.: Искусство, 2000.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой,
О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной (СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.);
Программа Шипицына Л.М. «Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков
общения со взрослым и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)» СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. —СПб., 2006. Божович Л. И.
Личность и ее формирование в детском возрас-те.СПб..2008.
Познавательное развитие Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.:
ПАРАДИГМА, 2015.
Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.:
ДРОФА, 2008.
Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. —
М.: ВЛАДОС, 2007.
Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе (Профилактика дискалькулии у
дошкольников). – СПб., 2014.
Кондратьева С.Ю., Рысина И.В. Методика исследования уровня развития счетных навыков
у детей старшего дошкольного возраста (выявление предрасположенности к
дискалькулии). – СПб., 2015.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 3+ —СПб: Литера, 2012.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2012.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2013.
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013.
Алифанова Г.Т. «Первые шаги» (воспитание петербуржца-школьника)
Методические разработки: С-Пб, 2000
Парциальная программа «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А. (СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.).
10
Программа Правительства Санкт – Петербурга «Толерантность»
(работа с методическим комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт – Петербурга»)
ВераксаН.Е., ВераксаА. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное
пособие. — М., 2012.Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей.от 3 до 7 лет. –
СПб.: Паритет, 2005
Солнцева о.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Город-сказка, город-быль. Знакомим
дошкольников с Санкт-Петербургом» - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.
Средняя группа. —СПб.: Детство-Пресс, 2019, 2020 (2 части) (К).
жаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Ч.1-2
—СПб.: Детство-Пресс, 2020. (К).
-7 лет. Ч.1-2
—СПб.: Детство-Пресс, 2020. (К).
растений детей среднего и старшего дошкольного возраста» - «Детство-пресс», 2007 (Э)
В Новикова, Л. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизнера» МозайкаСинтез 2008г М. (Э)
- 6 лет,
6-7 лет Волгоград, 2020 «Учитель» (К)
зация деятельности детей на прогулке» 4- 5 лет,
дошкольников с ОНР (4-5,5- 6,6-7 лет) «Детство-Пресс»» - СПб, 2020 (К)
-5 лет» - Сфера, 2014 (Э)
представлений у детей с ОВЗ» М, «Сфера» 2018г (К)
Новикова В.П. «Математика в детском саду» средний возраст(Э)
Новикова В.П. «Математика в детском саду» старшая группа(Э)
Новикова В.П. «Математика в детском саду» подготовительная группа(Э)
Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических
представлений», Мозаика – Синтез, 2016 (Э)
Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. —
М.: ВЛАДОС, 2007.(К)
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2017.(К)
Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2017.(К)
КрупенчукО.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2017.(К)
Саво И.Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных
возрастных группах» - СПб, «Детство-Пресс», 2010 (А)
Шорыгина Т.А. «Познавательные сказки» - «Сфера», 2014
Речевое развитие
Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю., Лопатина Л.В. Профилактика и
коррекция дискалькулии у детей. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2015. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. — М., 2002.
Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. —
СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.
Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине.
— СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной
выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.
— СПб.: КАРО, 2006.
Новиковская О.А.Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и
речи (от 3 до 7 лет). — СПб.: Паритет, 2008.
10
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.:
В. Секачев,2007.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. просвещение 2011.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. — М.: Астрель-АСТ, 2001.
Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксто-Пресс, 2001.
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 2000.
Шуленко Е.Е. Занимательные росчерки: Рабочая тетрадь для обучения письму детей 5–7
лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Шуленко Е.Е. Понимание грамотности. Обучение дошкольников чтению, письму, счету. —
М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного
возраста – М., 2007
Художественно-эстетическое развитие Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет. Лыкова И.А. "Цветные ладошки" Издательство
Цветной мир 2018г(Э)
- СПб, Детство-Пресс2006
- СПб, 2008
-Пресс 2006г
- М,
«Лепка и аппликация с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет М.Мозайка«Рисование с детьми4-5, 5-6, 6детском саду 4-5 лет, 5-6, 6-7 лет» - М, 2008-2009(Э)
Физическое развитие
Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и
общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.:
КАРО, 2006.
Программа «Как воспитать здорового ребенка», В.Г. Алямовская., Н.Новгород. Линка –
пресс, 2003.
Технология Маханевой М.Д. по физическому воспитанию
Технология Картушиной М.Ю. по логоритмике
Физическая культура дошкольников” Л. И. Пензулаева.
Диагностика Диагностика педагогического процесса в старшей группе ДОО СПб: ООО
«Издательство «Детство-ПРЕСС» 2015 Верещагина Н.В.
Парциальная программа: Г. Т. Алифановой ««Первые шаги» Петербурговедение для
малышей от 3 до 7 лет»- ребенок осознает ценности памятников культуры и искусства;
ребенок знает и называет имя, фамилию, мамы, папы, бабушки, дедушки; различают
городской и деревенский дома, могу объяснить, что такое улица, площадь, знают историю своего
района, его памятные места;
ребенок знаком с картой, глобусом, с другими городами России, с флагом России, гербом
Санкт-Петербурга;
знает об основателе Санкт-Петербурга – Петре I;
знаком с такими понятиями, как царь, памятник, герб, собор, символ;
имеет сведения о блокадном прошлом городе-герое;
Представления о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира:
знакомы с понятием патриотизма
знакомы с литературным наследием разных культур
имеет представления о национальных традициях и праздниках
10
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательных областей с указанием форм организации совместной
образовательной деятельности, основных видов образовательной деятельности
10
Таблица
Содержание ФАОП ДО
Содержание ФОП ДО
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Ссылки на задачи
Возраст
обучающихся
№
пунктов
№ страниц
Ссылки на
содержание
№
пунктов
Содержание в
соответствии со
№
страниц
структурой
разделов
образовательной
области
общий объём
(18.5)
Ссылки на задачи
Ссылки на содержание
№
пунктов
№ пунктов
и
нумерация
задач
Средний
дошкольный
возраст
32.1.
стр.239
32.1.2.
стр.241242
формирование
основ
гражданственности
и патриотизма
трудовое
воспитание
формирование
основ безопасного
поведения
и
нумерация
подпунктов
№
страниц
18.5.1
стр.27-28
18.5.2
стр.28-31
1)
стр.27
1)
стр.28-29
2)
стр.29-30
3)
стр.30-31
4)
стр.31
социальные
отношения
№
страниц
2)
3)
4)
стр.28
15
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Ссылки на задачи
Ссылки на
содержание
Содержание в
соответствии со
Ссылки на задачи
Ссылки на содержание
№ пунктов
№ пунктов
№
пунктов
структурой
разделов
образовательной
области
Возраст
воспитанников
№
пунктов
№
страниц
№
пунктов
№ страниц
Средний
дошкольный
возраст
32.2.
стр. 244245
32.2.2.
стр.245246
и
нумерация
подпунктов
общий объём
(19.5)
19.5.1
сенсорные эталоны
и познавательные
действия
1)
математические
3)
представления
4)
окружающий мир
5)
природа
№
страниц
и
нумерация
подпунктов
№
страниц
19.5.2
стр.49-51
1)
стр.49-50
2)
стр. 50
3)
стр.50-51
4)
стр.51
2)
стр.49
6)
7)
16
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Ссылки на задачи
Возраст
воспитанников
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Ссылки на содержание
Содержание в
соответствии со
структурой
разделов
№ пунктов № страниц № пунктов № пунктов образовательной
области
№ страниц
Средний
дошкольный
возраст
32.3.
стр.247248
32.3.3.
стр.249250
Ссылки на задачи
Ссылки на содержание
№ пунктов
№ пунктов
и
нумерация
подпунктов
нумерация
подпунктов
20.5.1
стр.65-67
20.5.2
развитие словаря
1)
стр.65
1)
звуковая культура
речи
2)
грамматический
строй речи
3)
связная речь
4)
обучению грамоте
худ. литературе
№
страниц
стр.67-69
стр.67
2)
стр.66
5)
стр.66-67
6)
стр.67
интерес к
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
и
общий объём
(20.5)
подготовка детей к
Возраст
воспитанников
№
страниц
3)
стр.67-68
4)
стр.68
5)
стр.68-69
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
16
Ссылки на задачи
№
пунктов
№
страниц
Ссылки на
содержание
Содержание в
соответствии со
Ссылки на задачи
№ пунктов
№
пунктов
структурой
разделов
образовательной
области
№
страниц
№ страниц
общий объём
(21.5)
приобщение к
искусству
и
нумерация
подпунктов
средний
дошкольный
возраст
32.4.
стр.251
32.4.4.
№ пунктов
№
страниц
стр.90-93 21.5.2.
стр.93-98
1)
стр.90
21.5.2.1
стр.93-94
2)
стр.90-91 21.5.2.2
стр.94-96
конструктивная
музыкальная
деятельность
№
страниц
нумерация подпунктов
стр.252254
деятельность
и
21.5.1
изобразительная
деятельность
Ссылки на содержание
1)рисование
стр.94-95
2)народное
декоративноприкладное
искусство
стр.95
3)лепка
стр.95
4)аппликация
стр.95-96
21.5.2.3
стр.96
3)
стр.91
4)
стр.91-92 21.5.2.4
1)слушание
стр.96-97
стр.96-97
16
2)пение
стр.97
3)песенное творчество
4)музыкально
ритмические движения
5)развитие танцевально
- игрового творчества
6)игра на детских
музыкальных
инструментах
театрализованная
деятельность
5)
стр.92
культурнодосуговая
деятельность
6)
стр.92-93 21.5.2.6
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Ссылки на задачи
Ссылки на
содержание
Содержание в
соответствии со
№
пунктов
структурой
разделов
образовательной
области
Возраст
воспитанников
№ пунктов
№
страниц
№
страниц
стр.97-98
21.5.2.5
стр.98
Ссылки на задачи
Ссылки на содержание
№
пунктов
№
страниц
№ пунктов
22.5.1
стр.130
22.5.2.
стр.131134
1)
стр.131
№
страниц
№ страниц
средний
дошкольный
возраст
32.5. –
32.5.3.
стр.255256
32.5.5.
стр.257
общий объём
(22.5)
основная
гимнастика
16
основные
движения
стр.131132
общеразвивающ стр.132ие упражнения 133
ритмическая
гимнастика
строевые
стр.133
упражнения
подвижные игры
2)
стр.133
3)
стр.133134
спортивные
упражнения
формирование
основ здорового
образа жизни
4)
активный отдых
5)
стр.134
16
2.1. Календарное планирование образовательная область Физическое развитие представлено в
Плане воспитательно-образовательной работы на каждый день. (Смотри Приложение)
Занятия по физической культуре проводит инструктор физической культуры.
Индивидуальная образовательная работа по всем направлениям развития ребенка представлена
в Плане воспитательно-образовательной работы на каждый день. (Смотри Приложение)
Условия для развития самостоятельной деятельности детей представлены в
Плане воспитательно-образовательной работы на каждый день. (Смотри Приложение)
2.2. Лексические темы средняя группа
Месяц
Сентябрь
№ недели
1- 3
4
1
Октябрь
2
3
4
1
2
Ноябрь
3
4
1
2
Декабрь
3
4
5
Лексическая тема
Обследование
«Давайте познакомимся»
«Детский сад и Я»
Тема «Что нам осень принесла»
«Как на нашей грядке» (овощи)
«Сладкие фрукты – полезные
продукты» (фрукты)
«Мы грибочки не простые …»
«По малину в лес пойдем…» (ягоды)
Итоговое мероприятие
Сводные данные по мониторингу
«Береза – русская душа» (деревья,
кустарники осень)
«Улетают… улетели…» (осень,
перелетные птицы)
Тема «Мы везем с собой кота…»
«Кто в домике живет» (домашние
животные)
«На птичьем дворе» (домашние птицы)
Музыкальный праздник «Осень в
гости к нам пришла»
«Кто живет в лесу» (дикие животные и
их детеныши)
«Мои любимые игрушки» (игрушки,
народные игрушки)
Тема «Маша варежку надела»
«Сшила Маша сарафан»» (одежда,
народная одежда)
«Научу обуваться братца» (обувь,
головные уборы)
Тема «Здравствуй, Зимушка- зима»
«Блестят на елке бусы» (зима, новый
год)
Создание альбома детских
рисунков «Братья наши меньшие»
Выставка поделок из природного
материала
«Художник Осень».
Выставка рисунков «Подарки
осени»
Музыкальный досуг
посвященный Дню Матери
21
2
Январь.
3
4
1
«Мы на санки сели, с горки полетели»
(зимние забавы, народные гуляния,
спорт)
«Прилетели птички: воробьи, синички»
(зимующие птицы)
Тема «Целый день: тук да тук –
раздается звонкий стук…»
«Вот это стул - на нем сидят» (мебель)
Выставка поделок
«Новогодние игрушки»
Новогодний праздник
«Зимние
народные
забавыи
развлечения».
Спортивное развлечение на улице
«Покормите птиц зимой» выставка
детских рисунков
«Буду, буду я посуду, и любить и
уважать»
Фотовыставка
«Я и папа»
2
Февраль
«На плите сварилась каша…»
3
4
5
Март
Праздник «8 марта».
«Милой мамочке»
Выставка рисунков
1
«Маму нежно обниму, крепко
поцелую»
2
Тема « Обитатели земли»
«Продирается медведь сквозь лесной
валежник» (дикие животные России
весной)
«Что ни страница – то слон, то львица»
(животные жарких стран)
«Кто на Севере живет?» (животные
севера)
Создание альбома «Земля и ее
обитатели»
Тема «Весна, весна на улице,
весенние деньки…»
«Апрель, апрель, на дворе звенит
капель…» (признаки весны)
«Земля – наш дом» (экология, День
космонавтики, я – житель Земли)
«Ласточка с весною в сени к нам
летит»
«Появляются цветы небывалой
красоты» (первоцветы)
Организация весенних посадок в
группе
Выставка детских рисунков
«Земля-наш общий дом».
3
4
Апрель
«Все работы хороши - выбирай на
вкус» (профессии, инструменты)
Тема «Я б в военные пошел, пусть
меня научат»
«Наша армия»
Тема «Как у нас семья большая, да
веселая»
«Семья. Человек. Части тела»
1
2
3
4
Выставка поделок
«Первоцветы»
22
Май
1
2
3
4
5
4-5
Июнь
1
2
3
4
Тема «Россия – наша Родина»
(путешествуем по России)
«Россия. День Победы»
«Ехали мы, ехали» (наземный
транспорт)
«Плывет кораблик, летит – самолет»
(воздушный, водный транспорт)
«Город и пешеходы» (День города,
ПДД)
Мониторинг
Тема «Здравствуй, лето красное!»
«Солнышко лучистое улыбнулось
весело» (сезонные признаки)
«Маленький жучок с неба прилетел»
«Солнце воздух и вода наши лучшие
друзья»
«Я веночек сделаю, солнышко вплету»
(экосистема луг, лес)
Литературно-музыкальный
«День Победы».
досуг
Выставка детских работ:
«Праздничный город»
Сводные данные по мониторингу
Муз праздник
«День Защиты детей».
Конкурс рисунков на асфальте.
Выставка поделок:
«Насекомые»
23
2.6. Перспективный план работы логопеда в группе
Содержание
№
п.п.
работы
Организационная работа
Подготовка и оснащение логопедического
кабинета последующим разделам:
Материал к периоду обследования:
- речевые карты;
- картинный материал для обследования
фонематическоговосприятия;
- разрезные картинки.
Мелкая моторика:
- картотека игр и игровых упражнений (активная и
пассивная гимнастика).
Грамматеский строй речи
- картотека игр и игровых упражнений.
Лексика
- пополнение и обновление наглядного материал по
лексическим темам.
2. Прием детей в речевую группу, сбор
недостающейдокументации.
3. Оформление групповой документации.
4. Обследование детей, заполнение речевых карт.
5. Участие в ТПМПК по выпуску(продлению) детей.
Самостоятельная работа
Посещение семинаров, консультаций,
2.
открытыхмероприятий в других ДОУ.
Работа с методической литературой,
журналами.
Подготовка к аттестации.
3.
4.
Методическая работа
Участие в педагогических
совещаниях,семинарах,
консультациях и рабочих
совещаниях детского сада,ППк
Ознакомление с опытом работы
логопедоврайона.
Сотрудничество с родителями
Выступление на групповых родительских
собраниях.
Проведение тематических консультаций для
родителей(индивидуальных – по средам).
Дальнейшая разработка и изготовление
Срок
исполнения
Август к
Сентябрю
Сентябрь
Сентябрь
СентябрьиюньСентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Мартмай
В течение года
В течение года
В течение года
24
папкиродителей.
5.
Коррекционно-педагогическая работа
•
Планирование
•
Составление рабочей программы.
•
Составление поквартальных планов и написание
планов подгрупповой и индивидуальной работы на неделю
(см. приложение )
•
Заполнение речевых карт в результате
всестороннего обследования детей.
•
Наблюдение и обследование детей во время
пребывания их в группе и кабинете.
•
Индивидуальная работа с детьми по всем разделам:\
Сентябрь
В течение года
Сентябрь
В течение года В
течение года
25
Коррекционно-педагогическая работа
Планирование
Составление рабочей программы.
Составление поквартальных планов и написание
планов подгрупповой и индивидуальной работы
на неделю (см. приложение )
Заполнение
речевых
карт
в
результате
всестороннего обследования детей.
Наблюдение и обследование детей во время
пребывания их в группе и кабинете.
Индивидуальная работа с детьми по всем
разделам:
1. Развитие артикуляционного аппарата и подготовка к
постановке звуков;
2. Постановка звуков;
3. Автоматизация звуков;
4. Дифференциация звуков;
5. Развитие лексико-грамматического строя;
6. Развитие слухового и зрительного внимания;
7. Развитие фонематического анализа и синтеза;
8. Развитие связной речи;
9. Развитие общей и мелкой моторики;
10. Обучение грамоте.
5.
Сентябрь
В течение года
Сентябрь
В течение года
В течение года
26
3. Организационный раздел
3.1. Режим дня
РЕЖИМ ДНЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
В ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
07:00 – 08:10
08:10 – 08:20
08:20 – 09:00
09:00 – 10:20
10:20 — 10:35
10:35 – 12:10
12:10 – 12:45
12:45 – 15:15
15:15 — 15:25
15:25 — 15:45
15:45 – 16:20
Приём и осмотр детей, игры.
Утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
Игры. Совместная деятельность.
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Подготовка к обеду. Обед.
Подготовка ко сну. Дневной сон.
Постепенный подъём. Гимнастика после сна.
Подготовка к полднику. Полдник.
Коррекционная работа. Игры.
Совместная деятельность.
Чтение художественной литературы.
Подготовка к вечерней прогулке. Прогулка.
Уход детей домой.
16:20 – 16:40
16:40 — 18:30
18:30 — 19:00
Рекомендации: СанПиН 1.2.3685-21; «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденными
Постановлением главного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020г № 2
от 28.01.2021г; При температуре ниже 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность
прогулки рекомендуется сокращать.
Примерное расписание работы учителя-логопеда
Первое подгрупповое занятие
9.00-9.15
Второе подгрупповое занятие
9.25-9.40
Третье подгрупповое занятие
9.50-10.05
Индивидуальная работа с детьми
10.10-12.25
Участие логопеда в режимных моментах
12.25-13.00
3.3. Психолого-педагогические условия
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих образование ребенка с ТНР в соответствии с его особыми образовательными
потребностями.
1. Личностное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких
ситуаций, в которых каждому ребенку с ТНР предоставляется возможность выбора
деятельности, партнера, средств и жизненных навыков; учитываются обусловленные
27
структурой нарушенного речевого развития особенности деятельности, средств ее реализации,
ограниченный объем личного опыта.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка с ТНР,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ТНР, с учетом
необходимости развития вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ТНР.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей речевому развитию
ребенка с ТНР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, творческой
деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с
учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка с ТНР.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3.4. Особенности организации образовательного процесса в группе (национальнокультурные, возрастные, индивидуальные особенности контингента и другие)
При организации образовательного процесса учитываются следующие особенности
группы:
J В группе 13 обучающихся первого года обучения..
J Возрастные психологические особенности развития ребенка ТНР представлены в
АООП ДО.
3.5.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Организация развивающей среды.
Наименование
Шумовые кирпичики
Дидактическая игра «Предлоги»
Игры в картинках со звуками
Логопедическое лото
Логический поезд
Найди и назови
Пять щенков
Четвертый лишний
Набор игрушек для пальчиковых игр
Деревья и цветы (первое чтение)
Мои первые буквы
Слоги, слова, фигуры
Весёлые звуки
В мире звуков
Учу буквы
Слоги и слова
Азбука (учимся, играя)
Буквы для фланелеграфа
Количество
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1 комплект
28
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
Звонкий - глухой
Почитай-ка
Ребусы
Делим слова на слоги
Слоговая копилка
Расшифруй слова
Игротека Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. №8 (Согласные
Игротека Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. №9 (Согласные
Прочитай по первым буквам
Узор из звуков
Г отов ли ты к школе?
Домино «Лесные дары»
Игротека Наумова Э.Д. №6 (В мире животных и птиц)
Моя квартира
Подбери слова к рассказу
Кто и что?
Назови одним словом
Подбери картинку
Игротека Мельникова С.М., Бикина Н.В. №5 (Дорисуй и собери)
Из чего мы сделаны?
Кто как устроен?
Кто какой?
Двойняшки
Мой дом
Игра в пословицы
Колдун, кудесник, чародей
Животные и их детёныши
Маленькие слова
Опорные схемы для составления описательных рассказов
Нищева Н.В. «Играйка - 1»
Нищева Н.В. «Играйка - 2»
Нищева Н.В. «Играйка - 3»
Нищева Н.В. «Играйка собирайка - 4»
Нищева Н.В. «Играйка собирайка - 7»
Нищева Н.В. «Играйка различайка - 9»
Нищева Н.В. «Играйка читайка - 8»
Нищева Н.В. «Играйка маленькая хозяйка - 12»
Нищева Н.В. «Играйка узнавайка (зоопарк) - 14»
Мельникова С.М., Бикина Н.В. «Игротека речевых игр - 1. Кого
Мельникова С.М., Бикина Н.В. «Игротека речевых игр - 2. На
Мельникова С.М., Бикина Н.В. «Игротека речевых игр - 3. Собери
Мельникова С.М., Бикина Н.В. «Игротека речевых игр - 4.
Мельникова С.М., Бикина Н.В. «Игротека речевых игр - 5.
Карпова Е.М., Соловьева Е.В. «Игротека речевых игр - 7.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в картинках.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в картинках. Деревья и
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в картинках. Космос»
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Грамматика в картинках. Весна»
Пазлы
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
29
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
Игра «Мои любимые
Игра «В мире сказок»
Нищева Н.В. «Любимые сказки. Три медведя»
Нищева Н.В. «Любимые сказки. Репка. Волк и семеро козлят.
Нищева Н.В. «Любимые сказки. Заюшкина избушка»
Козырева Л.М. «Слоговое домино»
Сошина И.В. «Игротека речевых игр - 11. Играем в рифмы
Козырева Л.М. «Слоговое лото»
Игра «Составь и прочитай
Козырева Л.М. «Слоговые кубики»
Игра-занятие «Истории в картинках»
Логопедическое лото
Делим слова на слоги
Прочитай по первым буквам
Игра «Раздели на слоги. Разложи по корзиночкам»
Игра «Подбери по цвету»
Игра «Что перепутал художник?»
Игра «Собери бусы»
Зашнуруй ботинок
Игра «Что к чему?»
Игра «Цвета»
Игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»
Игра «Каким бывает день»
Мозаика
Пособие для развития дыхания «Цветы»
Чудесный мешочек
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
30
3.
3.8. Организация и формы взаимодействия с родителями
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Открытый характер ДОУ:
Психолого-педагогическая
Непосредственное
информируемость
поддержка; повышение
вовлечение родителей в
родителей.
педагогической
воспитательнообразовател
грамотности родителей
ьный процесс
«Возрастные особенности Стендовая информация. Анкетирование.
детей 4-5
Родительское собрание.
Индивидуальное
лет»
Доклад о результатах
консультирование
«Для чего нужны
обследования и
родителей.
занятия с логопедом?» перспективный план
«О речевом развитии
работы на год.
ребенка»
«Родители - главные
Консультации по
Обучение родителей
помощники логопеда»
выполнению дыхательных выполнению дыхательных
«Каким бывает
и артикуляторных
и артикуляторных
недоразвитие речи?»
упражнений
упражнений.
«Развиваем речь ребенка. Рекомендации по
Привлечь родителей к
С чего начать?» «Зачем
выполнению гимнастики и изготовлению пособий для
нужна
автоматизации
развития направленного
артикуляционная
поставленных звуков.
выдоха.
гимнастика?»
Консультация на тему
«Слова, обозначающие
предметы, действия
предметов, признаки
предметов».
«Слышим и правильно
Рекомендации по
Привлечь родителей к
произносим звуки»
выполнению гимнастики и подготовке стихов к
«Дыхательная
автоматизации
Новому году гимнастика»
поставленных звуков.
выразительное чтение.
Консультация на тему:
«Выразительная речь отражение эмоций»
Информационный лист: День открытых дверей
Привлечь родителей к
«Развиваем словарный
«Развитие словесного
подготовке и участию в
запас»
творчества в
театрализации.
театрализованной
деятельности детей с
ОНР»
«Звуковой анализ слова» Рекомендации по
Индивидуальные занятия с
«Узнай звук»
автоматизации
детьми в присутствии
поставленных звуков
родителей.
«Обогащение словаря
Рекомендации по
Индивидуальные занятия с
прилагательными через
автоматизации
детьми в присутствии
игру»
поставленных звуков.
родителей.
«Дыхательная
Консультация по теме:
«Звук. Слог. Слово».
гимнастика».
«Веселые игры со
Рекомендации
по Подготовка детей к
звуками».
автоматизации
комиссии по продлению.
31
«Как пополнить
словарный запас у детей
приставочными
глаголами».
Май
Июнь
поставленных звуков.
Рекомендации по
«Развитие мелкой
постановке и
моторики».
автоматизации
«Что делать летом тем, кто поставленных звуков
оставлен на повторный
курс в речевой группе?»
Рекомендация на тему
«Чем занять ребенка
«Как помочь ребенку
развивать связную речь?» летом?»
«Расскажи о предмете»
Привлечь родителей к
театрализации.
Индивидуальные занятия с
детьми в присутствии
родителей.
3.9 Схема комплексного сопровождения воспитанников
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в
каждом разделе «Рабочей программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к
воспитанию и образованию, тесной взаимосвязью в работе всех специалистов (учителялогопеда, педагога-психолога, воспитателей, дефектолога, музыкальных руководителей,
инструктора физической культуре, медицинского персонала) дошкольной организации, а также
при
участии
родителей
в
реализации
программных
требований.
Педагоги и специалисты
Учителя-логопеды
1. Изучение уровня речевых, познавательных и
индивидуально-личностных особенностей
детей; определение основных направлений и
содержания коррекционно-логопедической
работы с каждым ребенком.
2. Формирование правильного речевого
дыхания, чувства ритма и выразительности
речи; работа над просодической стороной речи.
3. Коррекция звукопроизношения
Совершенствование фонематического
восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза.
4. Устранение недостатков слоговой структуры
слова.
5. Отработка новых лексико-грамматических
категорий.
6. Развитие мелкой моторики и формирование
графических умений навыков.
Формы работы
Упражнения на развитие артикуляционного
аппарата.
Упражнения и игры на развитие мелкой
моторики пальцев рук.
Упражнения по формированию
фонематического анализа, синтеза,
представлений.
Упражнения и игры на автоматизацию и
дифференциацию звуков.
Упражнения на речевое дыхание,
плавность и длительность выдоха.
Лексико-грамматические задания и
упражнения. Развитие связной речи в
игровых заданиях и упражнениях.
32
Воспитатели
1. Учет лексической темы при проведении всех
занятий в группе в течение недели.
2. Активизация словарного запаса детей по
текущей лексической теме в процессе всех
режимных моментов.
3.Формирование обобщающих представлений и
понятий по лексическим темам.
4. Включение отработанных грамматических
конструкций в ситуации естественного общения
детей.
5. Развитие связной речи в процессе всех
режимных моментов.
6. Автоматизация поставленных звуков в
индивидуальной работе с детьми и в режимных
моментах.
7. Развитие общей и мелкой моторики,
графических навыков в режимных процессах,
образовательной, совместной и индивидуальной
деятельности.
Руководитель физического воспитания
1. Развитие мелкой и общей моторики детей.
2. Формирование правильного
(диафрагмального) дыхания.
3. Коррекция мышечного тонуса (напряжение,
расслабление мышц).
4. Развитие координации движений основных
движений.
5. Совершенствование памяти, внимания.
Артикуляционная гимнастика (с
элементами дыхательной и голосовой).
Пальчиковая гимнастика.
Речь с движением.
Заучивание стихотворений, коротких
рассказов, скороговорок,
потешек.
Знакомство с художественной литературой.
Работа над пересказом и рассказыванием.
Индивидуальные занятия воспитателя по
заданию логопеда.
Работа в режимных моментах
Упражнения с элементами коррекции
(осанка, плоскостопие).
Утренняя гимнастика.
Подвижные игры.
Упражнения на коррекцию мышечного
тонуса.
33
Приложение 1
Модель планирования совместной деятельности с детьми на неделю.
Тема:
Содержание
работы
сроки:
Артикуляцио
Развитие
Развитие
нная
лексики и
Развитие
Развитие
слухового,
гимнастика,
грамматичес
языкового
общей и
зрительного
развитие общих
кого строя анализа, синтеза, мелкой
внимания и
речевых
речи, развитие представлений моторики
памяти
навыков
связной речи
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Приложение 2
Модель планирования индивидуальной работы с детьми на неделю.
№ Список детей
п/п группы
1.
2.
3.
4.
Понедельник
дата
цель
Вторник дата Среда дата
цель
цель
цель
цель
Четверг дата
Пятница дата
цель
цель
цель
34
Приложение 3
Приоритетное направление в работе на 2023-2024 учебный год
Развитие общих речевых навыков у детей 4-5 лет с ОВЗ (ТНР)
Цель: Сформировать у детей физиологические механизмы овладения интонационными
средствами высказываний.
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Развитие фонационного дыхания.
Координация дыхания, голосообразования и артикуляции.
Развитие мимики и выразительности движений.
Развитие способностей понимать и выражать различные эмоции.
Развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса.
Совершенствование темпо-ритмической организации высказывания.
Формирование восприятия и воспроизведения по образцу основных
интонационных типов оформления высказывания.
Период
сентябрь
октябрь декабрь
Вид работы
Исследование состояния
речи детей.
1.
Работа по
формированию
правильного
физиологического и
речевого дыхания.
2. Формирование мягкой
атаки голоса при
произнесении гласных.
Работа над плавностью
речи.
3. Формирование умения
изменять силу голоса:
говорить громко, тихо,
шёпотом.
4. Работа по
формированию
правильного темпа речи.
5. Работа над чёткостью
дикции.
6. Работа по
формированию
интонационной
выразительности речи.
Цель
Определение качества
нарушений у детей.
Подготовка слухового и
речевого аппаратов к
постановке звуков.
Сформировать
правильное
физиологическое и
речевое дыхание.
Сформировать мягкую
атаку голоса при
произнесении гласных.
Сформировать умения
изменять силу голоса:
говорить громко, тихо,
шёпотом.
Сформировать навыки
правильного темпа речи.
Выразительное чтение
стихов на праздниках.
Оптимизация развивающей
среды
Использование mimio-игр
для обследования детей.
Изготовление пособий для
развития направленного
выдоха: листочки, челочки,
бабочки, трубочки с
бутылочками, дорожки и др.
Пополнение игротеки для
mimio-играми на развитие
общих речевых навыков
соответствующих развитию
и возрасту детей.
35
Январь март
апрель июнь
1. Работа по воспитанию
длительного выдоха.
2. Отработка слитности
произношения 2-3
гласных звуков.
3. Работа над силой
выдоха.
4. Развитие силы голоса.
Воспитать длительный
Пополнение игротеки для
выдох.
mimio-играми на развитие
Сформировать умение
общих речевых навыков
слитно произносить 2-3 соответствующих развитию
гласных звуков.
и возрасту детей.
Сформировать сильную
струю воздуха.
Сформировать
умение
говорить тихо, громко,
шёпотом.
1. Работа по
Сформировать сильный и Пополнение игротеки для
формированию сильного и длительный выдох (на mimio-играми на развитие
длительного выдоха.
счёт до 4-5).
общих речевых навыков
2. Развитие над
Сформировать
умение соответствующих развитию
модуляцией голоса.
повышать и понижать и возрасту детей
3. Работа по воспитанию голос.
правильного темпа и
Работа по воспитанию
36