1
Содержание рабочей программы педагога
№
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
2
2.1
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
Цели и задачи
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизического
развития детей
Нормативная документация
Планируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы
Сроки реализации рабочей программы
Содержательный раздел рабочей программы
Образовательная деятельность в соответствии с направлением развития детей.
Цели и задачи по видам музыкально- художественной деятельности
2.2
Основные формы, методы и средства развития музыкально- художественной
деятельности детей
2.3
Интеграция с другими образовательными областями
2.4
Содержание образовательной деятельности с детьми 1,5-2 лет
2.5
2.6
3
3.1
Организация и формы взаимодействия с родителями
Взаимодействие с воспитателями
Организационный раздел рабочей программы
Учебно- тематический план
3.2
Расписание непосредственно- образовательной деятельности
3.3
Культурно- досуговая деятельность
3.4
Информационно- методическое обеспечение
2
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство
развития у детей эмоциональной отзывчивости на всѐ доброе и прекрасное, с чем они
встречаются в жизни. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт
деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие
человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной
музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее
достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной
культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность
ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их
общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
.На современном этапе педагогическая деятельность требует обращение музыкального
руководителя к новым формам, которые бы позволили обучать, воспитывать и развивать
дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении
являются требования ФГОС, устанавливающие нормы и правила, обязательные при
реализации основной образовательной программы, определяющие новое представление о
содержании и организации музыкального воспитания:
На основании ст.48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою
деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечить в полном объѐме реализацию
учебных предметов в соответствии с утверждѐнной рабочей программой.
Закон № 273-ФЗ устанавливает значение рабочей программы в системе образования, которая
входит в понятие «образовательная программа» как составная часть комплекса основных
характеристик образования, а также в понятие «примерная основная образовательная программа»
как структурная единица учебно-тематической документации. Таким образом, очевидна
необходимость разработки педагогом ДОО данного документа.
Предпосылками для написания рабочей программы являются:
традиционный подход педагога к планированию и проектированию воспитательнообразовательной работы;
возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех
участников образовательного процесса;
способность анализировать профессиональную деятельность.
В качестве ожидаемых изменений в профессиональной деятельности педагога при
условии разработки данного документа можно назвать:
способность рационально организовать образовательный процесс, оптимально соотносить
разные виды деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
возможность определять направление развития каждого ребѐнка;
реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям;
творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно
выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и
осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
способность видеть проблему и решать еѐ по собственному замыслу.
В Программе отражены: развивающая функция дошкольного образования, становление личности
ребенка, индивидуальные потребности ребенка, сохранение уникальности и самоценности
детства, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.
3
Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в
обучении. При разработке программы учитывались лучшие традиции отечественного
дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране
жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на
основе организации разнообразных видов детской деятельности.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОО, возрастных
особенностях детей и реализуется посредством Основной общеобразовательной программы
ГБДОУ детский сад №87 Калининского района Санкт- Петербурга
. Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена в
соответсвии с ФГОС В программе сформулированы и конкретизированы задачи по
музыкальному воспитанию для детей
раннего и дошкольного возраста. Программа
разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения,
психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие
разделы
слушание
пение;
музыкально-ритмические движения;
игра на детских музыкальных инструментах.
Рабочая программа:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Данная программа представляет внутренний нормативный документ и является
основанием оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.
1.2 Цели и задачи программы
Цели:
создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами музыки;
4
создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого ребѐнка в
получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы;
создание условий для формирования основ базовой культуры личности;
Задачи рабочей программы:
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
Формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления
здоровья детей;
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения,
чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей);
Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре;
Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной
деятельности адекватно детским возможностям;
Развивать коммуникативные способности;
Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и
доступной форме;
Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
принцип личностно-ориентированного взаимодействия: поддержка разнообразия
детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода
жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с
ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду; уважение личности ребенка
принцип
позитивной
социализации:
содействие
и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ)
и детей; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение детей
к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
-принцип возрастной адекватности образования: соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития; использование форм, специфических для детей
данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка
5
принцип равных возможностей получения дошкольного образования на каждом этапе
развития ребенка.
-принцип индивидуализации образования в дошкольном: постоянное наблюдение, сбор
данных о ребѐнке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ
развития; помощь и поддержку ребѐнка в сложной ситуации; предоставление ребѐнку
возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность,
самостоятельность и личностную активность.
стимулирование познавательных интересов и действий ребѐнка в различных видах
деятельности;
образовательный процесс осуществляется на всѐм протяжении пребывания детей в
дошкольной организации;
процесс развития личности ребѐнка обеспечивается в различных видах общения,
образовательный процесс строится на основе партнѐрского характера взаимодействия
участников образовательных отношений.
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей.
Рабочая Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и компетенций.
1.4 Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизического развития
детей 1,5-2 лет
Группа раннего возраста (1,5-2 года)
Возрастные особенности.
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических
особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого
возраста.
Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте
из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития,
которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более
высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов,
хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше
отмечается кризис трѐх лет.
Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная
зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном
фоне–при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).
6
Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности
внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной
деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как
следствие - неустойчивое эмоциональное состояние.
Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических
потребностей:
- сенсомоторной потребности;
- потребность в эмоциональном контакте;
- потребности во взаимодействии и общении со взрослыми:(игровое и деловое общение в
1,5года-3 года).
Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:
- легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
- повышенная эмоциональная утомляемость.
Развитие
детей
раннего
возраста
имеет
свою неповторимую специфику,
что
выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.
Возрастные особенности развития ребенка 1,5- 2 лет в музыкальной
деятельности.
Дети второго года жизни радуются пению, движениям и игровым действиям под
музыку. На занятиях следует стремиться вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку с
помощью разнообразных приемов: жестов, мимики, подпеванием и движением. Необходимо
развивать желание слушать музыкальные произведения, неоднократно повторять с детьми
произведения, с которыми их знакомили ранее.
Сведения о воспитанниках группы №6
Индивидуальные особенности контингента детей
Общая
численность
22
Девочки
8
Мальчики
14
1.5 Нормативная документация
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
«От рождения до школы»
Инновационная программа дошкольного образования
Издание шестое, дополненное. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой Э. М.
Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2021
Основной общеобразовательной программы ГБДОУ детский сад № 28 Калининского
района Санкт-Петербурга (Далее – ГБДОУ);
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования) утверждѐн 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства
образования и науки РФ;
Конвенции о правах ребѐнка;
7
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
Рабочая программа по музыкально- художественной деятельности дошкольников
является модифицированной и составленной на основе:
Программ и педагогических технологий
Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста
«Камертон» Костина Э. П.
Программа «Ладушки»И,М, Каплунова , И, А, Новоскольцева СПб
«Программа по музыкально- ритмическому воспитанию детей 2-3 лет» Т, Сауко,
А, И, Бурениной
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность,
высокий художественный уровень используемых произведений культуры
(классической и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей
ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
1.6 Планируемые результаты освоения программы
различает тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан,
колокольчик),
Показывает инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял
мелодию.
Подпевает слова, фразы, несложных попевок и песенок.
Делает движения под музыку.
Вслушивается в музыку и с изменением характера ее звучания изменяет движения
по показу (переходит с ходьбы на притопывание, кружение и т. д.)
В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:
- предметно – пространственная развивающая образовательная среда (оборудованный
музыкальный зал);
- условия для взаимодействия со взрослыми;
- условия для взаимодействия с другими детьми.
1.7 Срок реализации рабочей программы: 1 год (сентябрь 2022- август 2023 года)
8
II.Содержательный раздел
2.1.Содержание образовательной работы
Образовательные задачи
Содержание направлено на достижение цели развития музыкальной деятельности детей,
способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих: задач:
- развитие музыкально- художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному
искусству:
Слушание
Развивать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие
движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, понимать о
чем (о ком) поется, эмоционально реагировать на содержание.
Пение.
Вызывать активность детей при подпевании в пении
Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем)
Музыкально – ритмические движения.
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения,
показываемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать
повороты)
Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать еѐ с
окончанием.
Игра на детских музыкальных инструментах
Формировать способность различать и называть музыкальные инструменты: погремушка,
бубен;
играть на погремушке громко-тихо, медленно-быстро
2 2.Основные формы, методы, средства развития музыкально-художественной
деятельности детей
Одной из форм организации процесса музыкально-творческого развития детей
дошкольного возраста являются музыкальные занятия, которые могут проводиться в
партнерском взаимодействии педагога со всей группой (фронтально)
Кроме музыкальных занятий, особое внимание уделяется организации свободной,
самостоятельной музыкальной деятельности детей которая включает в себя:
проведение музыкально-дидактических игр на развитие музыкальнослуховых представлений, чувства ритма, ладового чувства, тембрового и
динамического восприятия; творческих и музыкально-двигательных игр;
организацию музыкально-творческих игр-забав, игр-хороводов,
чтение сказок с выполнением музыкально-творческих заданий.
Предусматривается также и организация музыкальной среды в семье. Она заключается
в информировании родителей относительно задач, содержания, средств музыкальнотворческого развития детей на каждый месяц, вовлечение родителей в подготовку и
9
проведение праздников, развлечений, в формировании у родителей умения
выстраивать собственную оценочную деятельность в ходе наблюдения за
достижениями ребѐнка в музыкально-творческой деятельности.
Независимо от формы организации образовательной деятельности, методы и приемы
музыкального развития используются в комплексе.
Словесные методы
объяснения
указания
вопросы
словесные приѐмы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения,
беседы, команды).
Практические методы или методы упражнений
игровые приѐмы;
многократное повторение трудных мест или всего произведения в целом;
сочетание приѐмов: практический + наглядный методы (упражнение детей по
показу взрослого); наглядный + словесный (показ и объяснение педагога);
словесный + практический (объяснение педагога и упражнение детей);
тактильно-мышечная наглядность + упражнение (индивидуальная помощь
педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своих
психофизических особенностей или пропуска занятий); наглядность +
упражнение (постепенное включение всех детей в пляску).
метод рассказа: используется чаще всего в вводной части занятия при введении
детей в сюжетную основу;
объяснение: необходимо для обучения детей игре на детских музыкальных
инструментах, различным способам звукоизвлечения;
наглядные методы: использование иллюстраций, сюжетных игрушек, наглядных
материалов для развивающих заданий, упражнений;
музыкальные иллюстрации: зависят от сюжетного наполнения занятия или
другой музыкально-творческой деятельности, подбираются в соответствии с
возрастным уровнем восприятия детьми музыки;
игровые методы (игровые ситуации и музыкально-развивающие игры) наиболее
часто используются на занятиях и при организации работы вне занятий.
Наглядные методы
Наглядно-слуховые приѐмы:
исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя,
воспитателя, ;
слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого,
инструментального, игрового и т. д.);
использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона,
барабана, бубна, погремушек и т. д.).
Наглядно-зрительные приѐмы:
показ педагогом разнообразных приѐмов исполнения по всем видам музыкальной
деятельности;
10
наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры,
игрушки; всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т.
д.)
тактильно-мышечная наглядность. Индивидуальная помощь педагога для
принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного
движения.
Приѐмы, активизирующие эмоциональную отзывчивость:
использование игровых мотиваций;
сказок, стихотворений, закличек, потешек, и т.д.;
обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности
использование сюрпризных моментов;
включение игровых и сказочных персонажей;
использование музыкального сопровождения, соответствующего характеру
осуществляемой деятельности, еѐ темпу и содержанию;
использование художественного слова: коротких познавательных рассказов;
поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество;
использование синтеза искусств: музыка, художественное слово, изобразительное
искусство.
2.3 Интеграция с другими образовательными областями.
Физическое
развитие
Развитие музыкально-ритмических движений. Использование здоровье
сберегающих технологий
Речевое развитие Развитие свободного общения по всем разделам музыкального воспитания.
Развитие поэтического слуха, речевого дыхания, способности воспринимать
музыкальность, поэтичность речи. В играх-драматизациях формировать умение
вносить элементы творчества в двигательные и интонационно речевые
характеристики персонажа.
Познавательное Средствами музыкальной деятельности способствовать развитию познавательных
процессов, познавательно исследовательской деятельности. Формировать
развитие
представления о музыке, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных
инструментов,. Изучать историю музыкальной культуры нашей страны и народов
Использование
музыки в игровой и театрализованной деятельности. Организация
«Социальномира.
праздников, досугов, концертов, фестивалей, театральной недели. Способствовать
коммуникаразвитию эмоциональной сферы детей.
тивное
Формирование правил и норм поведения в музыкальном зале, в процессе
развитие
совместной и самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в музыкальном зале.
Художественно- Развивать умение передавать содержание ,настроение музыки..
эстетическое
развитие
2.4 Содержание образовательной работы с детьми группы раннего возраста
Содержание рабочей программы реализуется с учѐтом комплексно-тематического
принципа воспитательно-образовательного процесса, который предусматривает объединение
11
комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой «темы».
Вид муз.
Комплексно- тематическое планирование
Сентябрь
Тема «Я в детском саду»
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
Слушание
Пение
деятельности
Учить детей слушать
мелодию спокойного
характера, откликаться на
музыку
веселую,
плясовую
Приобщать
к пению,
учить
музыку.
подпевать повторяющиеся
«Ловкие ручки» Тиличеева.,
«Ладушки- ладошки»
Иорданского
Песни: « Кошка», Ан.
Александрова, Н. Френкель,
«Бобик» Т. Потапенко, Н.
Найденов
слова ( « мяу-мяу», «гавгав»);вызывать
эмоциональный отклик на
песни различного
содержания
и характера;
МузыкальноПобуждать детей
передавать «Ноги и ножки» «Мы
формировать
ритмические
ритм ходьбы ипевческие
бега вместе с шагаем» Рустамов,
интонации, приучая
воспитателем. Учить детей «Прятки» Рустамов, «
подстраиваться к пению
движения
двигаться
Ходим-бегаем» е.
взрослого с выполнять
простые танцевальные
Тиличеевой.
движения по показу
Пляски
Учить выполнять
Да-да-да» Е. Тиличеевой, Ю.
воспитателя. Побуждать
простейшие танцевальные
Островского;
детей передавать простые
движения: ритмичные
игровые действия.
хлопки, «пружинку»,
кружение шагом, притопы;
Игры
Побуждать передавать
Музыкальные и подвижные
приучать активно
простые действия; учить
игры: « Догоним киску»,
участвовать в плясках
убегать от игрушки в одном «Прятки», «Игра с
направлении (на стульчики), колокольчиком», «Барабан»
догонять игрушк
Пальчиковые
Познакомить с
«Котики», «Бобик»
пальчиковыми
играми,
игры
мелкую
Оздоровительные развивающими
Приучать выполнять
Самомассаж: «Мурка»,
моторик
самомассаж по показу
«Малыши»
упражнения
воспитателя,
упражнения
для
Упражнения для
Элементарное
Познакомить со звучанием
«Погремушка»
правильной
осанки;
осанки:
«Котята»
музицирование колокольчика, погремушки и
развивать
длительный
выдох
Дыхательные
барабана, предложить
упражнения: «Шкатулочка»,
поиграть на этих
Октябрь «Горячее молоко»
музыкальных инструментах
Социальнокоммуникативное
развитие:
формирование
гендерной
принадлежности
Познавательное
развитие:
сенсорное развитие
Физическое
развитие:
сохранение и
укрепление
психического
здоровья детей
Тема «Осеннее настроение»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
Слушание:
Вид
деятельности
Учить внимательно
«Дождик большой и
вслушиваться в звуки природы маленький», «Мишка»,
( шум осеннего леса); показать «Собачка
принципы активного слушания
( с движением, жестами)
Музыка: приобщать
детей к музыке,
формировать
эмоциональную
12
Пение
Побуждать принимать
активное участие в пении,
подпевать взрослому
повторяющиеся слова ( «капкап», «гав-гав»);учить узнавать
Пляски
Побуждать
участвовать
в
знакомые песни
и
пляске,
ритмично
исполнять
эмоционально откликаться на
движения
(хлопки, притопы,
них
кружение, выставление ноги на
пятку, «пружинка»); развивать
способность ритмично
МузыкальноУчить
менять
движение вместе
двигаться,
сохраняя
ритмические
со
сменой характера
правильную
осанку музыки:
движения
бобрый шаг-бег, бодрый шаг –
отдыхай, бодрый шаг – прыгать
как зайчики; тренировать в
Игры
Приучать выполнять
ориентировании в
простейшие игровые движения
пространстве: ходить и бегать
с предметами (позвенеть,
«стайкой» за воспитателем в
постучать, собрать); учить
заданном направлении,
активно реагировать на смену
Пальчиковые
Развивать
моторику
подбегать мелкую
к воспитателю;
музыкального
материала
игры
рук,
активизировать
внимание
развивать
координацию
(прыгать под «солнышком»,
сдвижений
помощью пальчиковых иг
Оздоровительные Учить
правильно
выполнять
«убегать
от дождика»
упражнения
движения на укрепление мышц
спины, рук и ног; приучать
делать вдох через нос;
развивать умение выполнять
длительный и короткий выдох
Элементарное
музицирование
Песни: «Собачка»
М.Раухвергера, Н.
Комиссаровой,
«Дождик»
Танец с листочками «
Дует, дует ветер» И.
Плакиды, И. Кишко,
«Мишутка пляшет» Е.
Макшанцевой
« Ножками затопали»
М.Раухвергера, «
Марш» А. Парлова,
«Марш» Н.
Голубовской, «Кто
«Собери грибочки по
хочет побегать?»
цвету», «Солнышко и
Л.Вишкарева; « Ты,
дождик», « Колечки», «
канава» (рус.нар.
У медведя во бору»
отзывчивость на
произведение,
развивать умение
бегать легко, в
умеренном и быстром
темпе под музыку,
Физическое
развитее::
способствовать
формированию у
детей положительных
эмоций,
самостоятельной
двигательной
деятельности.
Пальчики гуляют»,
«Мишка»
Упражнение для
осанки: «Малыши
проснулись»
Дыхательные
упражнения: «Желтые
листочки», «Подуем на
мишку»
Побуждать активно
Оркестр погремушек: «
Во саду ли …» (рус.нар.
участвовать в игре на
мелодия)
музыкальных инструментах по
одному и в оркестре
Ноябрь
Тема «Мир вокруг нас»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
Слушание
Пение
Приобщать детей к слушанию
простых песен.Пробуждать
желание слушать веселую,
ритмичную музыку,
передающую образ лошадки,
сопровождать слушание
звучащими жестами (шлепки
по коленям, притопы, хлопки);
Побуждать
малышей
приучать эмоционально
откликатьсявна
настроение
включаться
исполнение
нежной,
ласковой
музыки,
песен, повторять нараспев
передавать
характер
плавными
последние слова каждого
движениями рук; учить
куплета.
слушать тихую и громкую
музыку
. «Танечка, бай,
бай»р.н.п. « Осенние
листочки» Н.
Вересокиной, « Моя
лошадка» А.
Гречанинова,
«Погремушки»
«Птичка» Попатенко,
«Вот так, хорошо!»
Попатенко, «Зайка»
обр. Лобачева.
Музыка: приобщать
детей к музыке,
формировать
эмоциональную
отзывчивость на
произведение,
развивать умение
бегать легко, в
умеренном и быстром
темпе под музыку,
13
Музыкальноритмические
Побуждать малышей
выполнять простейшие
действия.. Приобщать детей к
движения
элементарным игровым
действиям. Вызвать у детей
желание играть в прятки.
Пляски
Учить выполнять простые
танцевальные движения в
соответствии с текстом
(выставление ноги на пятку,
притопы одной и двумя
ногами,
шлепки
по коленям,
Игры
Побуждать
активно
хлопки), образовать круг,
участвовать в игровых
взявшись за руки; приучать
действиях, быстро реагировать
Пальчиковые
Приучать
выполнятьвыполнять
движения движения
с
на смену музыкального
игры
пальчиками
рукне
в
предметами,инекистями
терять их,
материал
Оздоровительные Учить
выполнять
самомассаж
соответствии
с
текстом
отвлекаться на них
упражнения
тела; познакомить с
основными принципами
выполнения массажа (
поглаживание, постукивание);
побуждать выполнять
оздоровительные упражнения
для верхних дыхательных
путей
Элементарное
Побуждать активно
музицирование участвовать в игре на
музыкальных инструментах по
одному
«Марш» Соколовский,
«Ножками затопали»
Раухвергер,
«В лесу» Рустамов,
«Гуляем и пляшем»
Раухвергер
Пляска с
погремушками»
(белорус.пляс. мелодия),
«Бульба» А.
Ануфриевой; «Мишутка
пляшет»,
танец-игра
Музыкальные
и
«Рыжие белочки» З.
подвижные игры: « У
Левиновой, Л.
медведя во бору»,
«Некрасовой
Белка», « Тук-тук!», «
«Дождь»
Домик»
Упражнения для
правильной осанки: «
Листочки»
Самомассаж: «Ножки
устали», « Цок,
лошадка»
Оздоровительное
упражнение для верхних
дыхательныхпутей:
«Лягушка», «И-го-го!»
Дыхательные
Оркестр
погремушек: «
упражнения:
и
Во
саду ли …»«Ветер
(рус.нар.
листочки»
мелодия)
Физическое
развитиеа:
формировать умение
согласовывать
движения,
ориентироваться в
пространстве,
способствовать
формированию у
детей положительных
эмоций,
Декабрь
Тема «В ожидании Нового года»
Вид муз.
деятельности
Слушание
Пение:
Музыкальноритмические
движения
Программные задачи
Учить детей малышей
слушать песню, понимать ее
содержание.
Совершенствовать
ритмическое восприятие.
Развивать умение подпевать
Учить понимать и
повторяющиеся фразы.
эмоционально реагировать на
Развивать эмоциональную
содержание (о ком или о чем
отзывчивость детей.
поется), двигаться в
соответствии
с характером
Приобщать детей
к
музыки,
выполняя
исполнению танца словесные
с
указания
воспитателя
атрибутами.
Учить выполнять
притопы, «фонарики»,
«пружинки». Побуждать
передавать игровые образы,
ориентироваться в
пространстве.
Репертуар
Интеграция
. «Зима» Красев,
«Кукла шагает и
бегает» Тиличеева. «
Вальс снежинкой» Т.
Ломовой, «Снежок и
«Елка» Попатенко,
вьюга», « Дед мороз»
«Птичка» Попатенко,
А.Филиппенко, Т.
«Спи, мой мишка!»
Волгиной
Тиличеева. « Бабушка
зима», «Дед Мороз» А.
«Снежинки»
Филиппенко Вихарева,
«Вот какая елка!» обр.
Слонова,
«Зайчики и лисичка»
Финаровский,
«Игра
с мишкой»
,
Финаровский.
Музыка: приобщать
детей к народной
музыке, формировать
эмоциональную
отзывчивость на
произведение, умение
различать веселую и
грустную музыку, ,
развивать умение
бегать легко, в
умеренном и быстром
темпе под музыку,
Физическое развитие:
формировать умение
14
Пляски
Приучать внимательно
следить за движениями
воспитателя, начинать и
заканчивать их вместе с
музыкой и правильно
повторять; продолжать учить
Игры
Побуждать
активному
танцевать с кразличными
участию
в
играх,
к
предметами ( игрушечными
исполнению
роли;
морковками, ведущей
фонариками,
научить играть в снежки, по
Пальчиковые игры Развивать мелкую моторику
окончании собирать их в
пальцев рук в сочетании с
коробк
игрой
Оздоровительные речевой
Продолжать
учить выполнять
упражнения
самомассаж, оздоровительные
и фонопедические упражнения
Элементарное
Познакомить
с бубном,
для горла; развивать
умение
музицирование
приемами
игры
на этом
регулировать
выдох:
слабый
музыкальном
или сильный инструменте
(удары по бубну, тремоло);
учить ритмично играть на
шумовых инструментах в
Итоговое мероприятиеНовогодний утренник
оркестре
:«Танец со
снежинками», «Зимняя
пляска» М.
Старокадомского, О.
Высотской, « Пляска
зайчат с морковками»,
Музыкальные
и
танец « Фонарики»
А.
подвижные
Матлиной,обр. Р.
игры:
«Бубен» Г.
Рустамова
Фрида; «Снежки»
«Пять лохматых
медвежат» С.
Ермаковой
Самомассаж: « В лес
за елкой»
Оздоровительные
упражн:
«Вьюга»,
«Ах вы,сени!
«Греем ручки»,
«Ворона»,
согласовывать
движения,
ориентироваться в
пространстве,
способствовать
формированию у
детей положительных
эмоций,
Дыхательные
упражнения: «
Снежинка»
Январь
Тема «Зимушка- зима»
Вид муз
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
Слушание:
. Учить малышей слушать
веселые, подвижные песни,
понимать их содержание.
Развивать звуковысотный и
ритмический слух.
Пение:
Развивать умение подпевать
фразы в песне вместе с
педагогом.
. Развивать способность детей
воспринимать и
воспроизводить движения,
показываемые взрослым
(хлопать, топать, выполнять
«пружинки»).
Учить
детей
Совершенствовать
умение
Пляски: «Полька
ориентироваться
в игровой
выполнять простые
зайчиков»А. Филипенко,
ситуации.
танцевальные движения в кругу, хоровод «Каравай»;
врассыпную; приучать двигаться «Пляска со снежками»
по кругу, держась за руки:
Н. Зарецкой, «Пляска с
тренировать умение быстро
куклами» (немецкая
брать друг друга за ручки;
народная мелодия,А.
продолжать учить танцевать с
Ануфриева)
предметами (со снежками, с
куклами
Музыкальноритмические
движения:
Пляски
«Разбудим Таню»
Тиличеева. «Машина»
Волков, «Самолет
летит» Тиличеевой;
«Птички»
Ломовой,Зима»
Карасева,
«Спи, мой «Теремок».
мишка!»
«Заинька,
Тиличева, походи»
.
(рус.нар.
потешка),
«Машенька-Маша»
«Колыбельная»
С.Невельштейн,
обр. В.
Устали
наши ножки»
Е.Тиличеевой,
Герчик
Ломова,
«Стукалка» Теплицкая,
«Бубен» обр. Фрида,
Музыка: приобщать
детей к народной
музыке, формировать
эмоциональную
отзывчивость на
произведение, умение
различать веселую и
грустную музыку, ,
развивать умение
бегать легко, в
умеренном и быстром
темпе под музыку,
Физическое развитие:
формировать умение
согласовывать
движения,
ориентироваться в
пространстве,
способствовать
формированию у
детей положительных
эмоций,
15
Игры
Учить двигаться по залу стайкой Музыкальные и
в определенном направлении,
подвижные игры: «
останавливаться вместе с
Зайчики и лисичка» Г.
окончанием музыки; научить
Финаровского, В.
делать «воротики», крепко
Антоновой, «Догони
держась за ручки, проходить в
зайчика» Е. Тиличеевой,
Пальчиковые Координировать умение
Пальчиковые
«воротики», не задевая рук
Ю. Островского,
игры
выполнять движения пальчиков игры: «Обед», «Ай,качи«Воротики» Р.
с текстом; побуждать правильно качи-качи»
Рустамова
и усердно играть с пальчиками
Элементарное Побуждать активно участвовать «Петрушка» И.Брамс
музицирование в процессе музицирования на
колокольчиках и погремушках,
сопровождать пение игрой на
этих шумовых инструментах
Февраль
Тема «Защитники Отечества»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
Слушание
Пение
Музыкальноритмические
движения
Пляски
Учить малышей слушать песни
бодрого характера, понимать и
эмоционально реагировать на их
содержание. Продолжать
развивать звуковысотный и
Вызвать активность детей при
ритмический слух детей.
подпевании. Постепенно
приучать к сольному пению.
. Учить детей начинать движение
с началом музыки и заканчивать с
ее окончанием, выполнять
плясовые движения врассыпную;
менять
движения
с изменением
Учить строить
круг
и ходить
содержания
песни.
хороводом, исполнять
хороводную пляску по кругу,
вокруг какого-либо предмета
Игры
Учить правила игры, убегать в
(игрушки); побуждать красиво
«домики» и догонять в
выполнять простые движения в
соответствии с текстом;
пляске, правильно держать в
развивать координацию
руках ложки, ритмично стучать
движения, умение передавать в
ими, следить за осанкой
образ и повадки
Пальчиковые игры движении
Развивать мелкую
моторику
домашних
животных
пальцев рук, выполняя движения
по показу педагога
Оздоровительные Приучать правильно выполнять
упражнения
дыхательное упражнения по
тексту; учит делать короткие и
Элементарное
Прививать детям интерес к
шумные вдохи носом с
музицирование
коллективномумузицированию движениями головы ( вверх, вниз,
игре в оркестре
в какую-либо сторону), не следя
за выходом (он произвольный)
«Самолет» Тиличеева, Музыка:
«Игра с лошадкой»
приобщать детей к
Кишко, «Теремок».
народной музыке,
формировать
эмоциональную
«Машенька-Маша»
отзывчивость на
Тиличеева,
произведение,
«Вот так,хорошо!»
умение различать
Попатенко,
веселую и
«Пирожок» Тиличеева.
.Марш» Тиличеева,
грустную музыку,
«Паровоз»
, развивать умение
Филиппенко,
бегать легко, в
«Маленький хоровод» умеренном и
Раухвергер,
«Догони быстром темпе под
Пляски: Хоровод
нас,
мишка!»«Ложки музыку,
«Снеговик»,
Тиличеева
деревянные
Физическое
Музыкальные и
развитие:
подвижные игры:
формировать
«Колобок», «Кто
умение
живет у бабушки
согласовывать
Маруси
движения,
ориентироваться в
Пальчиковые игры:
пространстве,
«Варежки», «Коза
способствовать
Дыхательные
формированию у
упражнения: « Где
детей
Колобок?», «Горячие положительных
Оркестр шумовых
булочки
эмоций,
инструментов: «
Светит месяц»
16
Март
Тема «Международный женский день»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
«Солнышко»
Иорданский, «Птички»
Фрид, «Самолет»
Тиличеева, «Игра с
лошадкой» Кишко,
«Птичка» Попаиенко,
«Теремок».
«Вот как хорошо»
Попатенко,
«Корова» Попатенко.
Музыка:
приобщать детей к
народной музыке,
формировать
эмоциональную
отзывчивость на
произведение,
умение различать
веселую и
грустную музыку,
, развивать умение
бегать легко, в
умеренном и
быстром темпе под
музыку,
деятельности
Слушание
Пение
Музыкальноритмические
движения
Пляски
Игры
Внимательно слушать песни
веселого, бодрого характера,
понимать их содержание.
Совершенствовать умение Учить
малышей слушать песни бодрого
Развивать умение подпевать
характера, понимать и
фразы в песне, подражая
эмоционально реагировать на их
протяжному пению взрослого
содержание. Продолжать
развивать звуковысотный и
.ритмический
Учить детей слух
менять
движения с
детей.
изменением характера музыки
или содержания песни.
детей начинать движение с
Учить
выразительно
выполнятьс
началом
музыки и заканчивать
движения
пляски
как в хороводе,
ее окончанием,
выполнять
так
и
в
парах,
держаться
своей
плясовые движения
пары;
врассыпную; менять движения с
Расширять
двигательный опят;
выполнять
изменениемтанцевальные
содержания песни.
учить
исполнять
роль главного
движения
с предметами
героя
игры: догонять
(цветочками);
совершенствовать
умение
. «Ноги и ножки»
Агафонников,
«Приседай» Роомэре,
«Прилетела птичка»
Тиличеева.Марш»
Пляски: Хоровод
Тиличеева,
«Снеговик», «Ложки
«Паровоз»
деревянные, Танец с
Филиппенко,
цветочками
«Маленький хоровод»
Музыкальные
и
Раухвергер, «Догони
подвижные
нас, мишка!»игры:« Как
петушок
поет?»; «
Тиличеева
Вышла курочка
гулять» Филиппенко,
Т. Волгиной, «Мышка,
Пальчиковые
игры:
ты
где?»
«Варежки», «Коза
Пальчиковые игры Развивать мелкую моторику
пальцев рук, выполняя движения
по показу педагога
Оздоровительные Приучать правильно выполнять : «Горячие пирожки»
«Зайка плачет»
упражнения
дыхательное упражнения по
тексту; учит делать короткие и
Элементарное
Прививать детям интерес к
Оркестр шумовых
шумные вдохи носом с
музицирование
коллективному музицированию - инструментов Светит
движениями головы ( вверх, вниз,
игре в оркестре
месяц»
в какую-либо сторону), не следя
за выходом (он произвольный)
Итоговое мероприятие- праздничный досуг, посвященный Международному
дню 8 марта
Физическое
развитие:
формировать
умение
согласовывать
движения,
ориентироваться в
пространстве,
способствовать
формированию у
детей
положительных
эмоций,
Апрель
Тема «Весна»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
17
Слушание
Пение
Музыкальноритмические
движения
Пляски
Приобщать детей к слушанию
песен изобразительного
характера. Формировать
ритмический слух детей
Внимательно слушать песни
Учить детей петь протяжно с
веселого, бодрого характера,
педагогом, правильно интонируя
понимать их содержание.
простейшие мелодии.
Совершенствовать умение Учить
малышей слушать песни бодрого
Двигаться
соответствии
с
характера, впонимать
и
характером
и текстом
песни,
эмоционально
реагировать
на их
начинать
движение
после
содержание.
Продолжать
музыкального
вступления.и
развивать звуковысотный
Выполнять
простейшие
ритмический
слухтанцевальные
детей.
Учить
выполнять
движения
с
погремушкой.
движения с предметами
,развивать точность и ловкость
выразительность движений
Игры
Учить выразительно передавать
образ или характер героев игры в
движении, жестах, мимике;
побуждать выполнять правила
игры, убегать и догонять, не
друг моторику
на
Пальчиковые игры наталкиваясь
Развивать мелкую
пальцев рук, выполняя движения
по показу педагога
Оздоровительные Укреплять мышцы спины и шеи с
упражнения
целью сохранения правильной
осанки; тренировать в
выполнении различных видов
вдоха и выдоха
Элементарное
музицирование
Прививать детям интерес к
коллективному музицированию игре в оркестре
. «Дождик» обр. Фере,
«Ноги и ножки»
Тиличеева, «А кто
это?» Рустамов
Музыка:
приобщать детей к
народной музыке,
формировать
эмоциональную
«Уточка» Попатенко,
отзывчивость на
«Похлопаем в
произведение,
ладошки» Макшанцева.
умение различать
«Птичка» Т.
веселую и
Потапенко,
Н.
«Светит солнышко»
грустную музыку,
Найденовой
Макшанцева,
, развивать умение
«Березка» Рустамов,
бегать легко, в
«Погремушки»
умеренном и
Раухвергер.
быстром темпе под
Пляски: «Березка», «
Ручеек», «Русская» ( на музыку,
мелодию нар. п. «Из –
Физическое
под дуба»)
развитие:
Ануфриевой
Музыкальные и
формировать
подвижные игры: «Мы умение
цыплята», «Прилетела согласовывать
птичка», «Вот летали
движения,
птички», «Веселые
ориентироваться в
жучки»
Е. Гомоновой;
пространстве,
Пальчиковые
игры:
«Речеек»,
«Карусель
способствовать
«Жучок» Ермаковой;
формированию у
«Птичка»
детей
Упражнения для
положительных
правильной
осанки:«Птичка»
эмоций,
Самомассаж:«Медведь»
Дыхательные
упражнения: «Ветер»,
«Листочки березы»,
«Весенние
Элементарное
музицирование: Кап –
кап» Е. Макшенцевой
Май
Тема «Наш город»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
Слушание
. Учить детей слушать и
различать по характеру
контрастные пьесы. Различать
характер двух частей пьесы
(спит или пляшет).
«В лесу» (медведь,
зайка) Витлин,
«Мишка пришел в
гости» Раухвергер
Музыка:
приобщать детей к
народной музыке,
формировать
эмоциональную
отзывчивость на
18
Пение
Учить детей петь протяжно,
«Зайка» обр. Лобачева,
выразительно простые песенки, «Кошка» Александров,
понимать их содержание.
«Где же наши ручки?»
Ломова.
Музыкальноритмические
Учить детей двигаться в
соответствии с характером
музыки, меняя движения со
движения
сменой частей. Принимать
активное участие в игре
ситуации.
Пляски
Учить выполнять плясовые
движения в кругу, врассыпную,
в парах, своевременно менять
движения с изменением
характера музыки и согласно
тексту; развивать чувство ритма
Игры
Развивать
способность
детей
координацию
движений,
понимать
сюжет
игры,
слуховое внимание; побуждать
реагировать навыполнять
контрастное
эмоционально
звучание музыки
движения
плясок (развивать
по показу
динамический
слух)
Развивать
педагога
внимание, терпение, умение
согласовывать движения с
Пальчиковые игры Развивать мелкую моторику
музыкой
пальцев рук, выполняя
движения по показу педагога
Оздоровительные Способность укреплению мышц
упражнения
спины; учить детей выполнять
самомассаж тела ритмично,
согласованно с текстом;
тренировать в выполнении
коротких вдохов с поворотами
головы, длительного
выдыха.Учить ритмично играть
на шумовых музыкальных
Элементарное
Учить ритмично играть на
инструментах
с различной
музицирование
шумовых музыкальных
динамикой
инструментах с различной
динамикой: 1-я часть – тихо, 2-я
часть – громко
«Ходим-бегаем»
Тиличеевой,
«Гуляем и пляшем»
Раухвергер,
«Греет солнышко»
Вилькорейская,
Пляски:и«Приседай»
«»Кошка
котята»
(эст.нар.
мелодия,
обр.
Витлин.
А. Роомере, сл. Ю.
Энтина), «Шарики» И.
Кишко, В. Кукловской
Музыкальные и
подвижные игры:
«Бубен» Г. Фрида,
«Колечки.Музыкальнодидактическая игра
«Воробушки и
автомобиль»
« Козы» Т. Ткаченко,
«Шла уточка
бережком», «Пчела» Н.
Нищевой
Упражнения для
правильной
осанки: «Колечки»
Самомассаж: «Гусенок
Тимошка»; «Ежик и
барабан», «Разноцветная
полянка»
упражнения: «Шины»,
«Воздушный шар»,
«Цветочки
Оркестр шумовых
инструментов:
« Я на горку шла»
произведение,
умение различать
веселую и
грустную музыку,
, развивать умение
бегать легко, в
умеренном и
быстром темпе
под музыку,
Физическое
развитие:
формировать
умение
согласовывать
движения,
ориентироваться в
пространстве,
способствовать
формированию у
детей
положительных
эмоций,
Итоговое мероприятие- «Здравствуй, лето!»
Июнь
Тема «Здравствуй, лето!»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
19
Слушание
Приобщать детей к слушанию
песен изобразительного
характера. Формировать
ритмический слух детей
Внимательно слушать песни
Учить детей петь протяжно с
веселого, бодрого характера,
педагогом, правильно интонируя
понимать их содержание.
простейшие мелодии.
Совершенствовать умение Учить
малышей слушать песни бодрого
Двигаться
соответствии
с
характера, впонимать
и
характером
и текстом
песни,
эмоционально
реагировать
на их
начинать
движение
после
содержание.
Продолжать
музыкального
вступления.и
развивать звуковысотный
Выполнять
простейшие
ритмический
слухтанцевальные
детей.
Учить
выполнять
движения
с
погремушкой.
движения с предметами
«В лесу» (медведь,
зайка) Витлин,
Музыка:
приобщать детей к
народной музыке,
формировать
эмоциональную
Пение
«Птичка» Т.
отзывчивость на
Попатенко, Н.
произведение,
Найденовой,»Корова»
умение различать
Попатенко
веселую и
Музыкально«Пружинки» р.н.м.
грустную музыку,
ритмические
обр. Агафонникова,
, развивать умение
«Пляска с куклами» сл. бегать легко, в
движения
И муз. Н. Граник
умеренном и
Пляски
«Березка», « Ручеек», быстром темпе под
«Русская» ( на мелодию музыку,
,развивать точность и ловкость
нар. п. «Из – под дуба»)
Физическое
выразительность движений
Ануфриевой
развитие:
Игры
Учить выразительно передавать : «Мы цыплята»,
формировать
образ или характер героев игры в «Прилетела птичка»,
умение
движении, жестах, мимике;
«Вот летали птички»,
согласовывать
побуждать выполнять правила
«Веселые жучки» Е.
движения,
игры, убегать и догонять, не
Гомоновой; «Речеек»,
ориентироваться в
друг моторику
на
«Карусель
Пальчиковые игры наталкиваясь
Развивать мелкую
«Жучок» Ермаковой; пространстве,
пальцев рук, выполняя движения «Птичка»
способствовать
по показу педагога
формированию у
Оздоровительные Укреплять мышцы спины и шеи с Упражнения для
детей
правильной
упражнения
целью сохранения правильной
положительных
осанки:«Птичка»
осанки; тренировать в
Самомассаж:«Медведь» эмоций,
выполнении различных видов
Дыхательные
вдоха и выдоха
упражнения: «Ветер»,
«Листочки березы»,
«Весенние
Элементарное
Прививать детям интерес к
Элементарное
музицирование
коллективному музицированию - музицирование: Кап –
игре в оркестре
кап» Е. Макшенцевой
Июль
Тема «Я расту здоровым!»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
Слушание
Приобщать детей к слушанию
«Лошадка» Раухвергера
песен изобразительного
«Кап-кап»Смирновой
характера. Формировать
ритмический слух детей
..Внимательно слушать песни
веселого, бодрого характера,
понимать их содержание.
Совершенствовать умение Учить
малышей слушать песни бодрого
характера, понимать и
эмоционально реагировать на их
содержание. Продолжать
Музыка:
приобщать детей к
народной музыке,
формировать
20
Пение
Учить детей петь протяжно с
«Маленькая птичка» эмоциональную
педагогом, правильно интонируя Попатенко, «Пирожки» отзывчивость на
простейшие мелодии.
Филиппенко
произведение,
умение различать
веселую и
МузыкальноДвигаться в соответствии с
Упражнение «Айгрустную музыку,
ритмические
характером и текстом песни,
да»,»Полянка»
, развивать умение
начинать движение после
Упражнение: « Очень
бегать легко, в
движения
музыкального вступления.
хочется плясать»
умеренном и
Выполнять
простейшие
Пляски
Учить выполнять
танцевальные Танец «Гопачок»,
быстром темпе под
движения
«Калинка» р.н.м.
движения сс погремушкой.
предметами
музыку,
,развивать точность и ловкость
Физическое
выразительность движений
развитие:
Игры
Учить выразительно передавать «Флажок» М. Красева,
формировать
образ или характер героев игры в Игра с бубном,
умение
движении, жестах, мимике;
«Покачаемся»
согласовывать
побуждать выполнять правила
движения,
игры, убегать и догонять.
ориентироваться в
наталкиваясь
друг моторику
на
Пальчиковые игры Развивать
мелкую
« Козы» Т. Ткаченко,
пространстве,
пальцев рук, выполняя движения «Шла уточка
способствовать
по показу педагога
бережком»
формированию у
Оздоровительные Укреплять мышцы спины и шеи с Упражнения для
детей
правильной
упражнения
целью сохранения правильной
положительных
осанки: «Колечки»
осанки; тренировать в
Самомассаж: «Гусенок эмоций,
выполнении различных видов
Тимошка»; «Ежик и
вдоха и выдоха
барабан»,
Элементарное
музицирование
«Разноцветная
полянка»
Прививать детям интерес к
Оркестр
шумовых
упражнения:
«Шины»,
коллективному музицированию - инструментов
«Воздушный шар»,
«Цветочки
игре в оркестре
Август
Тема «Морские путешествия»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
деятельности
Слушание
Пение
Приобщать детей к слушанию
«Жук» В. Иванникова,
«Тихие и громкие
песен изобразительного
характера. Внимательно слушать звоночки»
песни разного характера
Музыка:
приобщать детей к
народной музыке,
формировать
эмоциональную
Учить детей петь протяжно с
«Спи мой мишка»
отзывчивость на
педагогом, правильно интонируя «Заинька» М. Красева,
произведение,
«Самолет летит»
простейшие мелодии.
умение различать
Тиличеевой
21
Музыкальноритмические
движения
Пляски
Двигаться в соответствии с
характером и текстом песни,
начинать движение после
музыкального вступления.
Выполнять
простейшие
Учить выполнять
танцевальные
движения
с
погремушкой.
движения с предметами
,развивать точность и ловкость
выразительность движений
Игры
Учить выразительно передавать
образ или характер героев игры в
движении, жестах, мимике;
побуждать выполнять правила
игры, убегать и догонять
наталкиваясь
друг моторику
на
Пальчиковые игры Развивать
мелкую
пальцев рук, выполняя движения
по показу педагога
Оздоровительные Укреплять мышцы спины и шеи с
упражнения
целью сохранения правильной
осанки; тренировать в
выполнении различных видов
вдоха и выдоха
Элементарное
музицирование
Прививать детям интерес к
коллективному музицированию игре в оркестре
«Ловкие ручки»
Тиличеевой,«Березка»
Рустамова
веселую и
грустную музыку,
, развивать умение
бегать легко, в
«Пляска с куклами» сл. умеренном и
И
муз.что
Н. Граник
«Ой,
за народ?» быстром темпе под
музыку,
укр.н.м. автор
движений Н.Лец, И.
Плакида
Физическое
«Прогулка и дождик» развитие:
формировать
муз. М.Раухвергер
умение
Игра с флажком сл.
М.Ивенсен,
согласовывать
муз.М.Красева
движения,
ориентироваться в
Пальчиковые игры:
пространстве,
«Жучок» Ермаковой;
способствовать
«Птичка»
формированию у
Упражнения для
детей
правильной
положительных
осанки:«Птичка»
Самомассаж:«Медведь» эмоций,
Дыхательные
упражнения: «Ветер»,
«Листочки березы»,
«Весенние
Элементарное
музицирование: Кап –
кап» Е. Макшенцевой
2.5 Организация и формы взаимодействия с родителями
Основные цели и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие
конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в
жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга,
научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных
партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
22
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе, городе,;
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы с семьей
Работа с родителями- одно из важнейших направлений в работе по созданию
благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детским
садом и семьей и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Очевидно, что именно эта помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна, потому что
во- первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и во- вторых, только у
родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе
живого, непосредственного общения с ребенком.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования
музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:
выступление на родительских собраниях
индивидуальное консультирование
занятия –практикумы
проведение праздников и развлечений
открытые занятия
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства информационные
стенды, музыкальные уголки такие как «Мы готовимся к празднику», «Мы поем», Наши
песенки» Приглашать родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы родители
имели возможность увидеть, чем и как занимаемся и что можно закрепить дома.
Задача музыкального руководителя- раскрыть перед родителями важные стороны музыкального
развития ребенка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармонического
становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Раскрывать
возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье
ребенка Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально23
художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению
ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения(семейные праздники, концерты).
. Формы взаимодействия с родителями
Принципы работы с родителями
Методы изучения семьи
Целенаправленность, систематичность,
плановость.
Анкетирование.
Тестирование
Дифференцированный подход к работе с
родителями с учетом многоаспектовой
специфики каждой семьи.
Возрастной характер работы с родителями.
Наблюдение за ребенком, беседы
Обследование семьи с помощью проектных
методик
Беседа о индивидуальных особенностях
ребенка
Доброжелательность, открытость
ноябрь
октябрь
сентябрь
Годовой план работы с родителями
Формы работы
Цели
«Музыкальное воспитание детей в
ДОУ. Значение и задачи
музыкального развития детей»
Помочь родителям осознать важность
музыкальных занятий в жизни ребенка
Познакомить с особенностями музыкального
развития в группе раннего развития
«Влияние музыки на психику
ребенка» (папка-передвижка)
Раскрыть перед родителями важные стороны
развития ребѐнка
« Музыка начинается с тишины»
Рекомендации по слушанию музыки
Помочь родителям осознать важность развития
слухового внимания
24
февраль
январь
декабрь
«Волшебный Новый год. История
Нового года» (познавательная
информация)
Познакомить с историей Новогодних праздников.
Приобщать семью к
формированию положительных эмоций и чувств
ребѐнка, поддержать заинтересованность,
инициативность родителей к жизни детского сада.
Подготовка костюмов, атрибутов к празднику
«Способности вашего ребенка. Как
их развить» (индивидуальные
беседы)
Заинтересовать, увлечь родителей творческим
процессом развития гармоничного становления
личности ребѐнка, его духовной и эмоциональной
восприимчивости.
«Пойте детям перед сном.
Колыбельные песенки»
Развивать диалогические отношения «педагог –
семья».
«Музыка до 3-х лет. Почему надо
развивать музыкальные способности
у ребенка как можно раньше?»
Показать значимость раннего музыкального
развития.
«Мамин праздник- мамин день»досуг
Подключать родителей в подготовке к досугу
Масленица
март
Индивидуальные консультации
апрель
« Музыка и дети»
Рекомендации для родителей
(рекомендации)
май
Итоговый досуг
Подключить родителей в подготовке к
завершающему досугу
2.6 Годовой план работы с воспитателями
месяц
Сентябрь
Взаимодействие с воспитателями
Проведение консультации для педагогов
«Музыкальные занятия»
Разучивание текущего репертуара.
Цели
Октябрь
Консультация «Музыкальные занятия и
роль воспитателя» Проведение
репетиций с артистами –педагогами.
Повышение компетентности
воспитателей..
Напомнить педагогам о содержании и
структуре музыкальных занятий
25
Консультация « Оформление
музыкальных уголков в соответствии с
возрастными особенностями детей»
Привлекать воспитателей к
изготовлению атрибутов, декораций к
новогоднему празднику. Проведение
репетиций с артистами –педагогами.
Пополнение папок воспитателей зимним
репертуаром. Консультации по
репертуару для воспитателей
Оказание помощи воспитателям в
оформлении музыкальных уголков
Изготовление дидактических игр,
пополнение музыкальных уголков. .
Обсудить проведение утренников,
посвященных празднику 8 Марта
Консультация для воспитателей
«Влияние музыкальных занятий на
развитие речи ребенка» , разучивание
текущего репертуара
Подготовка и проведение праздников,
индивидуальные консультации
Апрель
Консультации для воспитателей «Музыка
в режимных моментах».
Разучивание текущего репертуара
Познакомить воспитателей с
музыкальными играми
Май
Разучивание программного материала на
III квартал. Подготовка к итоговому
досугу «Здравствуй, лето!»
Повышение компетентности педагогов
в области музыкального воспитания в
летний оздоровительный период.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Оказать помощь в подготовке и
проведения новогоднего праздника
Повышение компетентности
воспитателей в области музыкального
воспитания.
Повышение компетентности
воспитателей в области музыкального
воспитания.
26
III. Организационный раздел
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в
неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31
мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой
возрастной группы.
3.1 Учебно-тематический план
группы
Количество НОД в неделю,
длительность
Раннего развития
2 *10 (20 мин.)
Количество НОД в году
72
Максимальная образовательная нагрузка
Группа
Возраст
Группа раннего развития
с 1,5-2 года
Длительность занятия(минут)
10
3.2 Расписание непосредственно-образовательной деятельности группы №6
Вторник
Четверг
9.00- 9.10
9.00--9.10
3.3 Культурно-досуговая деятельность
Задачи:
Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной самостоятельной
деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц, шум дождя, ,
музицировать и т.д.
Развлечения: Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения
новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с
традициями и обычаями народа, истоками культуры. Вовлекать детей в процесс подготовки
разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле,
музыкальных и спортивных играх и т.д. Осуществлять патриотическое и нравственное
воспитание. Приобщать к художественной культуре. Развивать умение и желание принимать
участие в праздниках. Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в
детском саду, стране. Воспитывать любовь к Родине. Организовывать утренники, посвященные
Новому году, 8 Марта,.
Самостоятельная художественная деятельность: Содействовать развитию индивидуальных
творческих наклонностей каждого ребенка.
27
3.4 Информационно- методическое обеспечение
Реализуемые парциальные программы и образовательные технологии
Парциальная программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет «Топ-хлоп,
малыши» - А.Буренина Т. Сауко Санкт- Петербург 2001
Краткая аннотация Цель программы воспитание интереса к музыкально ритмическим
движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку Программа интересна наличием
разнообразных музыкально- ритмических композиций, которые объединены в циклы по
принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения
систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста.
Основной метод музыкально – ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ »
(С.Д.Руднева). Пожалуй ,наиболее интересной новацией является привлечение родителей к
участию в детских праздников, поэтому программа может являться большим подспорьем для
музыкального руководителя
Парциальная программа «Ладушки» Новоскольцева И.А., Каплунова И.М
Издательство «Композитор»г. Санкт- Петербург 2000
Краткая аннотация В сборнике изложены задачи программы, методические принципы,
содержание репертуара по всем возрастным группам, параметры диагностирования. Освещена
тема «Праздники в детском саду» в контексте программы. Предлагаются анкеты для детей и
родителей по теме «Праздники»
.Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
.Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного
возраста «Камертон»
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Зимние забавы» СПб «Композитор» 2007г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха!» , выпуск 1:
Методическое пособие с аудиоприложением , Невская нота, Санкт-Петербург 2009г
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Мы играем, рисуем, поем» -Пособие для
воспитателей и музыкальных руководителей,, Издательство «Композитор- СанктПетербург 2004г.
Список используемой литературы
1.Барсукова Н. Г., Вершинина Н. Б., Суворова В.М., Фролова Н. Г. Музыка в детском
саду (Планирование, тематические и комплексные занятия) – Волгоград: Учитель,
2014. 8
28
2..Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду для детей - «АЙРИс ПРЕСС»
2009
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста). Санкт – Петербург: - ЛОИРО,
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981
5. Зарецкая Н.В. « Танцы для детей дошкольного возраста» М.:«АЙРИС ПРЕСС» 2008
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Мозаика Синтез,
2001
7. Л. Гераскина «Ожидание чуда» музыкальные занятия для детей мл. ст..дошкольного
возраста. Издательский дом «Воспитание дошкольника 2003 г.(Библиотека
журнала «.Дошкольное воспитание».
8.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день СПб. Изд-во «Композитор
2008
9.Каплунова И., Новоскольцева И. « Музыка и чудеса» СПб. Изд-во «Композитор» 2008
10.Каплунова И., «Наш веселый оркестр» методическое пособие в 2 частях СПб.
Изд-во «Невская нота»2013г.
11.Каплунова И.,»Вселые досуги» методическое пособие СПб. Изд-во «Невская
нота»2012г.
12.М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду» - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2010 г.
13.«От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования
Издание шестое, дополненное. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой Э. М.
Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2021
13.«Праздники и развлечения в детском саду».- М. «Мозаика – Синтез».2006
(Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
15.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного
возраста. СПб изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС « 2005.
15.Радынова О.П. Программа музыкальные шедевры - М.: Сфера, 2009.
16.Радынова О.П. «Сказка в музыке Музыкальные инструменты» Творческий
центр Москва 2009
29
17. Роот З. «Песни для детского сада» М.: «АЙРИС ПРЕСС» 2007.
18.. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ - М.: Сфера, 2009.
30