1
Содержание рабочей программы педагога
№
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3
3.1
3.2
3.3
3.4
Целевой раздел рабочей программы
Пояснительная записка
Цели и задачи
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Психолого-педагогическая характеристика особенностей
психофизического развития детей
Нормативная документация
Планируемые результаты освоения воспитанниками группы
образовательной программы
Сроки реализации рабочей программы
Содержательный раздел рабочей программы
Образовательная деятельность в соответствии с
направлением развития детей. Цели и задачи по видам
музыкально- художественной деятельности
Основные формы, методы и средства развитии музыкальнохудожественной деятельности детей
Интеграция с другими образовательными областями
Содержание образовательной деятельности с детьми 2-3 лет
Организация и формы взаимодействия с родителями
Взаимодействие с воспитателями
Система мониторинга (педагогического наблюдения)
достижения воспитанником планируемых результатов
Организационный раздел рабочей программы
Учебно- тематический план
Расписание непосредственно- образовательной деятельности
Культурно- досуговая деятельность
Информационно- методическое обеспечение
2
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем незаменимое средство
развития у детей эмоциональной отзывчивости на всѐ доброе и прекрасное, с чем они
встречаются в жизни. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт
деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие
человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной
музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее
достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной
культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность
ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их
общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
.На современном этапе педагогическая деятельность требует обращение музыкального
руководителя к новым формам, которые бы позволили обучать, воспитывать и развивать
дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении
являются требования ФГОС, устанавливающие нормы и правила, обязательные при
реализации основной образовательной программы, определяющие новое представление о
содержании и организации музыкального воспитания:
На основании ст.48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою
деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечить в полном объѐме реализацию
учебных предметов в соответствии с утверждѐнной рабочей программой.
Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) устанавливает значение рабочей
программы в системе образования, которая входит в понятие «образовательная программа» как
составная часть комплекса основных характеристик образования, а также в понятие «примерная
основная образовательная программа» как структурная единица учебно-тематической
документации. Таким образом, очевидна необходимость разработки педагогом ДОО данного
документа.
Предпосылками для написания рабочей программы являются:
традиционный подход педагога к планированию и проектированию воспитательнообразовательной работы;
возможность учитывать специфику детского сообщества и особенности отношений всех
участников образовательного процесса;
способность анализировать профессиональную деятельность.
В качестве ожидаемых изменений в профессиональной деятельности педагога при
условии разработки данного документа можно назвать:
способность рационально организовать образовательный процесс, оптимально соотносить
разные виды деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
возможность определять направление развития каждого ребѐнка;
реализацию субъектной позиции по отношению к воспитанникам и их родителям;
творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
возможность управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно
выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и
осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
способность видеть проблему и решать еѐ по собственному замыслу.
3
В Программе отражены: развивающая функция дошкольного образования, становление личности
ребенка, индивидуальные потребности ребенка, сохранение уникальности и самоценности
детства, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.
Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в
обучении. При разработке программы учитывались лучшие традиции отечественного
дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране
жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на
основе организации разнообразных видов детской деятельности.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОО, возрастных
особенностях детей и реализуется посредством Основной общеобразовательной программы
ГБДОУ детский сад №87 Калининского района Санкт- Петербурга
. Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена в
соответсвии с ФГОС В программе сформулированы и конкретизированы задачи по
музыкальному воспитанию для детей
раннего и дошкольного возраста. Программа
разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения,
психологических особенностей детей дошкольного возраста и включает в себя следующие
разделы
слушание
подпение;
музыкально-ритмические движения;
игра на детских музыкальных инструментах.
Рабочая программа:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Данная программа представляет внутренний нормативный документ и является
основанием оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.
1.2 Цели и задачи программы
4
Цели:
создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами музыки;
создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого ребѐнка в
получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы;
создание условий для формирования основ базовой культуры личности;
Задачи рабочей программы:
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
Формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления
здоровья детей;
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения,
чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей);
Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре;
Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной
деятельности адекватно детским возможностям;
Развивать коммуникативные способности;
Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;
Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и
доступной форме;
Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
принцип личностно-ориентированного взаимодействия: поддержка разнообразия
детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода
жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с
ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду; уважение личности ребенка
принцип
позитивной
социализации:
содействие
и сотрудничество детей и
взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
5
взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ)
и детей; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение детей
к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
-принцип возрастной адекватности образования: соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития; использование форм, специфических для детей
данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей
художественно-эстетическое развитие ребенка
принцип равных возможностей получения дошкольного образования на каждом этапе
развития ребенка.
-принцип индивидуализации образования в дошкольном: постоянное наблюдение, сбор
данных о ребѐнке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ
развития; помощь и поддержку ребѐнка в сложной ситуации; предоставление ребѐнку
возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность,
самостоятельность и личностную активность.
стимулирование познавательных интересов и действий ребѐнка в различных видах
деятельности;
образовательный процесс осуществляется на всѐм протяжении пребывания детей в
дошкольной организации;
процесс развития личности ребѐнка обеспечивается в различных видах общения,
образовательный процесс строится на основе партнѐрского характера взаимодействия
участников образовательных отношений.
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей.
Рабочая Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих
ценностей, а также способностей и компетенций.
1.4 Психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизического развития
детей 2-3 лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь,
начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии,
6
петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и
зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием
сверстников.В этом возрасте активно развиваются важнейшие психологические функции
восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир. Он
очень эмоционален, поведение носит чаще непроизвольный характер. Ребенок в этом возрасте не
может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, действует часто по показу воспитателя.
Возрастные особенности развития детей 2-3 лет в музыкальной деятельности
Ведущей функцией в этом возрасте является восприятие. Развивается элементарное музыкальноэстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку, восприятие и различение
выразительных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и
динамике.Развивается музыкальная активность, малышне только включается в выразительное
пение, но и уже владеет некоторыми певческими навыками. Исполняет несложные хороводы,
пляски, танцует в кругу в паре, вовлекается в музыкальные игры, передает характерные движения
персонажей(лиса, волк, и пр.) с интересом осваивает звучащие музыкальные игрушки и
инструменты.
Сведения о воспитанниках группы
Индивидуальные особенности контингента детей
Общее
количество
детей
30
Пол
Ж
М
11
19
1.5 Нормативная документация
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
«От рождения до школы»
Инновационная программа дошкольного образования
Издание шестое, дополненное. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой Э.
М. Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2021
Основной общеобразовательной программы ГБДОУ детский сад № 28
Калининского района Санкт-Петербурга (Далее – ГБДОУ);
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования) утверждѐн 17 октября 2013 года Приказом №1155
Министерства образования и науки РФ;
Конвенции о правах ребѐнка;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
7
Рабочая программа по музыкально- художественной деятельности
дошкольников является модифицированной и составленной на основе:
Программ и педагогических технологий
Музыкальные шедевры О, П, Радыновой
Программа «Ладушки»И,М, Каплунова , И, А, Новоскольцева СПб
«Программа по музыкально- ритмическому воспитанию детей 2-3 лет» Т,
Сауко,А, И, Бурениной
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная
ценность, высокий художественный уровень используемых произведений
культуры (классической и зарубежной), возможность развития всесторонних
способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
1.6 Планируемые результаты освоения программы
К концу года ребенок:
Узнает знакомые мелодии
Различает высоту звуков(высокий- низкий)
Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы
Двигается в соответствии с характером музыки
Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти
рук, выставляет ножку на каблучок, выполняет пружинки
С интересом прислушивается к песням, стремится двигаться под музыку;
Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения искусства и культуры;
Вслушивается в музыку, различает контрастные особенности звучания; стремиться
подпевать и петь песни;
Владеет умением связывать движение с музыкой по показу
1.7 Срок реализации рабочей программы: 1 год (сентябрь 2023-август 2024
года)
8
II.Содержательный раздел
2.1.Содержание образовательной работы
Образовательные задачи
Содержание направлено на достижение цели развития музыкальной деятельности
детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение
следующих: задач:
воспитывать интерес к музыке,
желание слушать музыку и подпевать,
выполнять простейшие танцевальные движения.
Слушание
Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку,
подпевать, выполнять простейшие движения. Развивать умение внимательно
слушать спокойные и бодрые песни, понимать о чем (о ком)поется, эмоционально
реагировать на содержание.
Пение.
Вызывать активность детей при подпевании в пении
Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем)
Музыкально – ритмические движения.
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения,
показываемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать
повороты)
Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать еѐ с
окончанием.
Игра на детских музыкальных инструментах
Формировать способность различать и называть музыкальные инструменты:
погремушка, бубен;
играть на погремушке громко-тихо, медленно-быстро
2 2.Основные формы, методы, средства развития музыкально-художественной
деятельности детей
Одной из форм организации процесса музыкально-творческого развития детей
дошкольного возраста являются музыкальные занятия, которые могут проводиться в
партнерском взаимодействии педагога со всей группой (фронтально) .
Кроме музыкальных занятий, особое внимание уделяется организации свободной,
самостоятельной музыкальной деятельности детей которая включает в себя:
9
проведение музыкально-дидактических игр на развитие музыкальнослуховых представлений, чувства ритма, ладового чувства, тембрового и
динамического восприятия; творческих и музыкально-двигательных игр;
организацию музыкально-творческих игр-забав, игр-хороводов,
чтение сказок с выполнением музыкально-творческих заданий.
Предусматривается также и организация музыкальной среды в семье. Она заключается
в информировании родителей относительно задач, содержания, средств музыкальнотворческого развития детей на каждый месяц, вовлечение родителей в подготовку и
проведение праздников, развлечений, , в формировании у родителей умения
выстраивать собственную оценочную деятельность в ходе наблюдения за
достижениями ребѐнка в музыкально-творческой деятельности.
Независимо от формы организации образовательной деятельности, методы и приемы
музыкального развития используются в комплексе.
Словесные методы
объяснения
указания
вопросы
словесные приѐмы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения,
беседы, команды).
Практические методы или методы упражнений
игровые приѐмы;
многократное повторение трудных мест или всего произведения в целом;
сочетание приѐмов: практический + наглядный методы (упражнение детей по
показу взрослого); наглядный + словесный (показ и объяснение педагога);
словесный + практический (объяснение педагога и упражнение детей);
тактильно-мышечная наглядность + упражнение (индивидуальная помощь
педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своих
психофизических особенностей или пропуска занятий); наглядность +
упражнение (постепенное включение всех детей в пляску).
метод рассказа: используется чаще всего в вводной части занятия при введении
детей в сюжетную основу;
объяснение: необходимо для обучения детей игре на детских музыкальных
инструментах, различным способам звукоизвлечения;
наглядные методы: использование иллюстраций, сюжетных игрушек, ,
музыкальные иллюстрации: зависят от сюжетного наполнения занятия или
другой музыкально-творческой деятельности, подбираются в соответствии с
возрастным уровнем восприятия детьми музыки;
игровые методы (игровые ситуации и музыкально-развивающие игры) наиболее
часто используются на занятиях и при организации работы вне занятий.
Наглядные методы
Наглядно-слуховые приѐмы:
исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя,
воспитателя, ребѐнка;
слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
10
использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого,
инструментального, игрового и т. д.);
использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона,
барабана, бубна, погремушек и т. д.).
Наглядно-зрительные приѐмы:
показ педагогом разнообразных приѐмов исполнения по всем видам музыкальной
деятельности;
показ приѐма детьми, которые хорошо его освоили;
наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры,
игрушки; всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т.
д.)
тактильно-мышечная наглядность. Индивидуальная помощь педагога для
принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного
движения.
Приѐмы, активизирующие эмоциональную отзывчивость:
использование игровых мотиваций;
сказок, стихотворений, закличек, потешек, примет и т.д.;
использование сюрпризных моментов;
включение игровых и сказочных персонажей;
использование музыкального сопровождения, соответствующего характеру
осуществляемой деятельности, еѐ темпу и содержанию;
использование художественного слова: коротких познавательных рассказов;
претворение полученных музыкальных впечатлений в самостоятельной игровой
деятельности передача, имитация через движение;
поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество;
использование синтеза искусств: музыка, художественное слово, изобразительное
искусство.
2.3 Интеграция с другими образовательными областями.
Физическое
развитие
Развитие музыкально-ритмических движений. Использование здоровье
сберегающих технологий
Речевое развитие Развитие свободного общения по всем разделам музыкального воспитания.
Развитие поэтического слуха, речевого дыхания, способности воспринимать
музыкальность, поэтичность речи. В играх-драматизациях формировать умение
вносить элементы творчества в двигательные и интонационно речевые
характеристики персонажа.
Познавательное Средствами музыкальной деятельности способствовать развитию познавательных
процессов, познавательно исследовательской деятельности. Формировать
развитие
представления о музыке, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных
инструментов, разных видах театрах и других культурных объектах. Изучать
Использование
музыкикультуры
в игровойнашей
и театрализованной
деятельности.
Организация
«Социальноисторию музыкальной
страны и народов
мира.
праздников, досугов, концертов, фестивалей, театральной недели. Способствовать
коммуникаразвитию эмоциональной сферы детей.
тивное
Формирование правил и норм поведения в музыкальном зале, в процессе
развитие
совместной и самостоятельной музыкальной деятельности детей.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в музыкальном зале.
11
Художественноэстетическое
развитие
Развивать умение передавать содержание ,настроение музыки, песни в продуктах
детского творчества.
12
Комплексно - тематическое планирование
Сентябрь
Тема периода- «Я в детском саду»
Вид
деятельности.
деятельности
Музыкальноритмические
движения
деятельности
Слушание
Подпевание
Пение
Программные задачи
Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с
воспитателем. Учить детей двигаться с предметами
(листочками, флажками), выполнять простые танцевальные
движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать
простые игровые действия.
Репертуар
Интеграция образовательных областей
«Ловим – бегаем» Тиличеева,
«Мы шагаем» Рустамов, «Листикиплаточки» Гольцов, «Свободная пляска»,
«Гопачок» Макшанцева,
Социально- коммуникативное
развитие:приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми
Адаптировать детей к восприятию музыки. Воспитывать
«Колыбельная» Тиличеева, «Ах вы,
интерес к музыкальным произведениям. Учить детей слушать сени!» р.н.м., «Ловкие ручки» Тиличеева.
мелодию спокойного характера, откликаться на музыку
веселую, плясовую. Учить различать тихое и громкое звучание
.Приобщать
Отмечать хлопками
изменение
мелодии
музыки.подпевать
детей к пению,
побуждать
малышей
«Да-да-да!» Тиличеева», «Кошка»
взрослому повторяющиеся слова.
Александров.
Пальчиковые
игры
Познакомить с игрой, развивающей мелкую моторику
«Котик», «Бобик»
Игровая
деятельность
Формировать умение согласовывать движение с музыкой,
совершенствовать двигательные умения, развивать творческое
воображение.
Развивать эмоциональную отзывчивость малышей. Закреплять
знание знакомой сказки.
В.Витлин «Кошка и котята»Муз.-дид.
игра «Угадай , на чѐм играет кукла
Катя?»
«Курочка Ряба».
Развлечение
Муз.диж. Игра
Познавательное развитие:продолжать
работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах
музыкальной деятельности.
Речевое развитие:побуждать детей к
высказыванию
Художественно- эстетическое
развитие: формировать эмоциональную
отзывчивость на произведение,
Физическое развитие: формировать
умение согласовывать движения,
ориентироваться в пространстве,
способствовать формированию у детей
положительных эмоций, самостоятельной
двигательной деятельности. умение
воспринимать звучание различных
музыкальных инструментов, знакомить с
характерными особенностями следующих
друг за другом времен года
13
Октябрь
Тема периода- «Осеннее настроение»
Вид деятельности
Музыкальноритмические
движения
Слушание
Подпевание
Пение
Пальчиковые
игры
Игровая
деятельность
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
Продолжать формировать способность воспринимать и
воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить
детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее
окончанием. Побуждать детей передавать игровые образы.
«Флажки» лат.н.м.,«Ходим-бегаем»
Тиличеева, «Гопачок» Макшанцева,
«Певучая пляска», «Кошка и котята»
Витлин.
Продолжать развивать умение вслушиваться в музыку,
запоминать и эмоционально реагировать на нее.Учить детей
слушать музыку контрастного характера: спокойную и бодрую
и т.д. Учить малышей различать высокие и низкие звуки.
Вызывать активность детей при подпевании и пении,
стремление внимательно вслушиваться в песню.
«Баю-баю» Красев, «Праздничная»
Попатенко.«Птица и птенчики»
Тиличеева.
Социально- коммуникативное
развитиеформирование гендерной,
семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу,
закреплять умение называть свое имя.
Развивать умение ориентироваться в
музыкальном зале.
Развивать мелкую моторику рук, активизировать внимание
с помощью пальчиковых игр.
Воспитывать уважение друг к другу. Расширять
эмоциональный опыт. Уметь действовать с атрибутами
Формировать умение различать динамику
«Курочка» Попатенко, «Зайка» обр.
Лобачева.
« Пальчики гуляют», «Мишка»
- Игра «Я с листочками хожу»
«Кто как идет?»(муз. дид. игра)
Различать звуки по высоте
Итоговое мероприятие-«Осеннее лукошко»
Познавательное развитие: продолжать
знакомить детей с названиями предметов
ближайшего окружения:
Речевое развитие:.развитие всех
компонентов устной речи детей
Художественно- эстетическое
развитие:приобщать детей к народной
музыке.
Физическое развитие: формировать
умение согласовывать движения,
ориентироваться в пространстве.
14
Ноябрь
Тема периода- «Мир вокруг нас»
Вид муз.
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
«Марш» Соколовский, «Ножками
затопали» Раухвергер, «В лесу»
Рустамов, «Гуляем и пляшем»
Раухвергер, «Где же наши ручки?»
«Праздничная»
Попатенко, «Серенькая
Ломова.
кошечка» Витлин,«На чем играю?»
Рустамов.
Социально- коммуникативное развитие
формировать начальные навыки ролевого
поведения; учить связывать сюжетные
действия с ролью
деятельности
Музыкальноритмические
движения
Слушание
Пение
Пальчиковые игры
Игровая
деятельность
Побуждать малышей выполнять простейшие действия с
предметами. Приобщать детей к элементарным игровым
действиям. Вызвать у детей желание играть в прятки.
Обогащать слуховой опыт детей разным по высоте и тембру
звучанием. Приобщать детей к слушанию простых песен.
Побуждать малышей включаться в исполнение песен,
повторять нараспев последние слова каждого куплета.
«Птичка» Попатенко, «Вот так,
хорошо!» Попатенко, «Зайка» обр.
Лобачева
Развивать мелкую моторику рук, активизировать внимание
с помощью пальчиковых игр.
Формировать умения согласовывать движения с музыкой и
текстом песни
Пять лохматых медвежат» С.
Ермаковой
Познавательное развитие упражнять в
установлении сходства и различия между
предметами, имеющими одинаковое
название
Речевое развитиеразвитие всех
компонентов устной речи, практическое
овладение нормами речи
Художественно- эстетическое
развитие:, формировать эмоциональную
отзывчивость на произведение, умение
Музыкально-дидактическая игра «Кукла
различать веселую и грустную музыку,
«Догоним киску»,, »Прятки»
шагает и бегает» Е.Тиличеевой
Итоговое мероприятие- развлечение«Репка»
Физическое развитие: формировать
умение согласовывать движения,
ориентироваться в пространстве,
способствовать формированию у детей
положительных эмоций
Декабрь
Тема периода- «В ожидании Нового года»
Вид муз.
деятельности
деятельности
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
15
Музыкальноритмические
Приобщать детей к исполнению танца с атрибутами. Учить
выполнять притопы, «фонарики», «пружинки». Побуждать
передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве.
«Снежинки» Вихарева,
«Вот какая
елка!» обр. Слонова,
«Зайчики и
лисичка Финаровский, «Игра с
мишкой» Финаровский.
Социально- коммуникативное
развитие:формировать начальные навыки
ролевого поведения; учить связывать
сюжетные действия с ролью
Слушание
Учить детей малышей слушать песню, понимать ее
содержание. Совершенствовать ритмическое восприятие.
«Лошадка Раухвергер, «Зима» Красев,
«Кукла шагает и бегает» Тиличеева.
Познавательное развитие:продолжать
работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах
музыкальной деятельности.
Подпевание
Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы. Развивать «Елка» Попатенко,
«Птичка»
эмоциональную отзывчивость детей.
Попатенко,
«Спи, мой мишка!»
Тиличеева.
движения
Пение:
Пальчиковые
игры
Игровая
деятельность
Развивать мелкую моторику рук, активизировать внимание
с помощью пальчиковых игр.
Варежки», «Коза»
Побуждать детей понимать сюжет игры. Побуждать к игровым Игра «Где же наши ручки?» Т.Ломова
действиям под музыку.
«На чѐм играю?» Р.Рустамов
Узнавать звучание муз.инструментов
«Колокольчики или барабан»(муз. дид.)
игра
Итоговое мероприятие—Новогодний утренник
Январь
Тема периода- « Зимушка- зима»
Вид муз
деятельности
Музыкальноритмические
движения:
Слушание:
Программные задачи
Репертуар
Развивать способность детей воспринимать и воспроизводить «Устали наши ножки» Ломова,
движения, показываемые взрослым (хлопать, топать,
«Стукалка» Теплицкая, «Бубен» обр.
выполнять «пружинки»). Учить детей ориентироваться в
Фрида, «Разбудим Таню» Тиличеева.
игровой ситуации.
Учить малышей слушать веселые, подвижные песни,
понимать их содержание. Развивать звуковысотный и
ритмический слух.
«Машина» Волков «Зима» Карасева,
«Теремок».
Речевое развитие: на основе расширения
ориентировки детей в ближайшем
окружении развивать понимание речи и
активизировать словарь
Художественно- эстетическое
развитие:: приобщать детей к народной
музыке, формировать эмоциональную
отзывчивость на произведение, умение
различать веселую и грустную музыку, ,
развивать умение бегать легко, в
умеренном и быстром темпе под музыку,
Физическое развитие: формировать
умение согласовывать движения,
ориентироваться в пространстве,
способствовать формированию у детей
Интеграция
положительных эмоций
Социально- коммуникативное
развитие:побуждать детей отзываться на
игры-действия
Познавательное развитие:учить узнавать
в натуре, на картинках, в игрушках
домашних животных
16
Подпевание
Пение:
Пальчиковые
игры
Игровая
деятельность
Развивать умение подпевать фразы в песне вместе с педагогом. «Спи, мой мишка!» Тиличева,
«Машины» Чичков.
«Обед», Ай, качи-качи-качи
Развивать мелкую моторику рук, активизировать внимание с
помощью пальчиковых игр.
Развивать способность детей выполнять выразительные
движения в соответствии с музыкой и игровым образом
Игра «Птички и собачка»-р.н.п. «Ой,
летали птички»,
Различать высокие и низкие звуки
Муз.- дид. игра «Мишка пляшет- мишка
спит»
Итоговое мероприятие- досуг-«Мы мороза не боимся»
«Мишка пля-шет – мишка спит».
Речеооеразвитие:способствовать
развитию артикуляционного и голосового
аппарата, речевого дыхания, слухового
внимания
Художественно- эстетическое
развитие: формировать эмоциональную
отзывчивость на произведение, умение
различать веселую и грустную музыку,
развивать умение бегать легко, в
умеренном и быстром темпе под музыку,
Физическое развитие: формировать
умение согласовывать движения,
ориентироваться в пространстве,
способствовать формированию у детей
положительных эмоций
«Ёжик и мыши»-М.Картушина
Февраль
Вид муз.
Программные задачи
Тема периода- « Защитники Отечества»
Репертуар
Интеграция
деятельности
МузыкальноРитмические
движения
Учить детей начинать движение с началом музыки и
заканчивать с ее окончанием, выполнять плясовые движения в
кругу, врассыпную; менять движения с изменением
содержания песни.
«Марш» Тиличеева, «Паровоз»
Филиппенко, «Маленький хоровод»
Раухвергер, «Вот денек» укр.н.м.,
«Догони нас, мишка!» Тиличеева.
Социально- коммуникативное
развитиепобуждать детей отзываться на
игры-действия со звуками (живой и нет
ритмические
движения
17
Слушание
Учить малышей слушать песни бодрого характера, понимать и «Самолет» Тиличеева, «Игра с лошадкой» живой природы), подражать движениям
эмоционально реагировать на их содержание. Продолжать
Кишко, «Теремок».
животных и птиц под музыку, под звучащее
развивать звуковысотный и ритмический слух детей
слово
Познавательное развитие:формировать
представления о простейших связях между
предметами ближайшегоокружения
Подпевание
Пение
Вызвать активность детей при подпевании. Постепенно
приучать к сольному пению.
Пальчиковые
игры
Развивать мелкую моторику рук, активизировать внимание с
помощью пальчиковых игр.
Игровая
деятельность
Развивать способность детей передавать игровую ситуацию,
понимать сюжет игры. Различать контрастное
звучаниеРазвивать эмоциональную отзывчивость.
«Машенька-Маша» Тиличеева, «Вот
так,хорошо!» Попатенко,
«Пирожок» Тиличеева.
«Козы» Т. Ткаченко «Шла уточка
бережочком», «Пчела»
Музыкально-дидактическая игра
«Солнышко и дождик»Игра М.
Картушиной «Лягушки и аист»
Итоговое мероприятие-«Наши любимые игрушки»
Вид
деятельности
Программные задачи
Март
Тема периода-« Международный женский день»
Репертуар
Музыкальноритмические
движения:
Учить детей менять движения с изменением характера музыки «Ноги и ножки» Агафонников,
или содержания песни. Побуждать детей принимать активное «Приседай» Роомэре, «Прилетела
участие в игровой ситуации.
птичка» Тиличеева.
Слушание
Внимательно слушать песни веселого, бодрого характера,
понимать их содержание. Совершенствовать умение детей
различать звуки по высоте.
«Солнышко» Иорданский, «Птички»
Фрид, «Чудесный мешочек».
Развивать умение подпевать фразы в песне, подражая
протяжному пению взрослого.
«Птичка» Попаиенко, «Вот как
хорошо» Попатенко,
«Корова»
Попатенко.
Подпевание
Пение
Речевое развитие:во время игринсценировок учить детей повторять
несложные фразы.
Художественно- эстетическое
развитие:: приобщать детей к народной
музыке, , умение различать веселую и
грустную музыку , развивать умение бегать
легко, в умеренном и быстром темпе под
музыку, Физическое развитие:
формировать умение согласовывать
движения
Интеграция
Социально- коммуникативное развитие
:приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми
Познавательное развитие:продолжать
работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах
музыкальной деятельности.
18
Пальчиковые
игры
Развивать координацию движений и развитие мелкой
моторики
«Белка», «Тук, тук»
Игровая
деятельность
Развивать способность детей понимать сюжет игры,
реагировать на контрастное звучание музыки (развивать
динамический слух) Развивать внимание, терпение, умение
согласовывать движения с музыкой
Музыкально-дидактическая игра
«Воробушки и автомобиль»
«Игра с бубном» (нем.н.м.,сл.ТСауко)
Речевое развитие:развитие всех
компонентов устной речи.Художественноэстетическое развите:, развивать умение
бегать легко, в умеренном и быстром темпе
под музыку, Физическое развитие:,
способствовать формированию у детей
положительных эмоций,
Итоговое мероприятие- «Мамин праздник»-
Апрель
Тема периода- «Весна»
Вид
Программные задачи
муз.деятельност
МузыкальноДвигаться в соответствии с характером и текстом песни,
и
Репертуар
Интеграция
Социально- коммуникативное развитие
содействовать желанию детей
самостоятельно подбирать игрушки и
атрибуты для игры, использовать предметызаместители
ритмические
движения:
начинать движение после музыкального вступления.
Выполнять простейшие движения с платочком, погремушко
«Светит солнышко» Макшанцева,
«Березка» Рустамов, «Погремушки»
Раухвергер.
Слушание
Приобщать детей к слушанию песен изобразительного
характера. Формировать ритмический слух детей.
«Дождик» обр. Фере, «Ноги и ножки»
Тиличеева, «А кто это?» Рустамов.
Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя
простейшие мелодии. Выполнять движения по тексту песни.
«Праздничная»Попатенко, «Уточка»
Попатенко, «Похлопаем в ладошки»
Макшанцева.
Подпевание
Пение:
Пальчиковые игры Развивать мелкую моторику рук, активизировать внимание с
помощью пальчиковых игр.
«Домик», «Улитка»
Познавательное развитие:учить узнавать в
натуре, на картинках, в игрушках домашних
животных .
Речевое развитие:на основе расширения
ориентировки детей в ближайшем
окружении развивать понимание речи и
активизировать словарь.
19
Игровая
деятельность
Вид
муз.деятельности
Развивать способность детей передавать игровую ситуацию,
понимать сюжет игры. Различать контрастное звучание
Музыкально-дидактическая игра
«Солнышко и дождик»
Художественно- эстетическое развитие:
приобщать детей к народной музыке,
формировать эмоциональную отзывчивость
Развивать эмоциональную отзывчивость, выполнять игровые
Игра М. Картушиной «Лягушки и аист» на произведение, умение различать веселую
движения, согласуя их с музыкой и текстом
и грустную музыку, , развивать умение
Итоговое мероприятие- «Птички прилетели»
бегать легко, в умеренном и быстром темпе
под музыку,
Май
Программные задачи
Тема периода- «Наш город»
Репертуар
Музыкальноритмические
движения:
Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки,
меняя движения со сменой частей. Формировать умение детей
двигаться с флажками по кругу. Принимать активное участие в
игровой ситуации.
«Ходим-бегаем» Тиличеевой,
«Гуляем и пляшем» Раухвергер,
«Греет солнышко» Вилькорейская,
«»Кошка и котята» Витлин.
Слушание
Приобщать детей к слушанию песен изобразительного
характера. Формировать ритмический слух детей.
«Дождик» обр. Фере, «Ноги и ножки»
Тиличеева, «А кто это?» Рустамов.
Пение:
Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя
простейшие мелодии. Выполнять движения по тексту песни.
«Праздничная»Попатенко, «Уточка»
Попатенко, «Похлопаем в ладошки»
Макшанцева.
Пальчиковые
игры
Развивать координацию и мелкую моторику
«Жучок», «Пчелка»
Игровая
деятельность
Активизировать застенчивых детей к игровой деятельности,
развивать эмоциональную отзывчивость
Мыши и кот»-Музыкальнодидактическая игра «Воробушки и
автомобиль»
«Игра с бубном» (нем.н.м.,сл.ТСауко)
:Итоговое мероприятие- « Здравствуй, лето!»
Физическое развитие: формировать умение
Интеграция
согласовывать движения, ориентироваться в
пространстве, способствовать формированию
у детей положительных
эмоций,
Социальнокоммуникативное
развитие
формировать начальные навыки ролевого
поведения; учить связывать сюжетные
действия с ролью
Познавательное развитие: продолжать
работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах
музыкальной деятельности.
Речевое развитие:способствовать развитию
артикуляционного и голосового аппарата
Художественно- эстетическое развитие:
приобщать детей к народной музыке,
формировать эмоциональную отзывчивость на
произведение, умение различать веселую и
грустную музыку, , развивать умение бегать
легко, в умеренном и быстром темпе под
музыку,
Физическое развитие: формировать умение,
ориентироваться в пространстве.
20
Июнь
Вид
муз.деятельности
Программные задачи
Тема: «Здравствуй, лето!»
Репертуар
Музыкальноритмические
движения:
«Греет солнышко» Вилькорейская,
Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки,
меняя движения со сменой частей. Формировать умение детей «»Кошка и котята»
двигаться с флажками по кругу. Принимать активное участие в Витлин.,«Ножками затопали», муз.
игровой ситуации.
М. Раухвергера«Зайчики», муз.
Слушание
Приобщать детей к слушанию песен изобразительного
характера. Формировать ритмический слух детей.
Е. Тиличеевой
«Зайка», обр. Г.Лобочѐва
«Кошка», муз.
Ан. Александрова, Френкель
Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя Июнь
«Есть у солнышка друзья», муз.
простейшие мелодии. Выполнять движения по тексту песни.
Е. Тиличеевой, сл.
Тема: «Здравствуй,
лето!»
Е. Карагановой
Пальчиковые
Пение:
игры
«Жучок»,
Репертуар«Пчелка»
Вид
муз.деятельности
Пальчиковые игры Развивать координацию и мелкую моторику
«Жучок», «Пчелка»
Слушание
Пение:
Игровая
деятельность
Социально- коммуникативное развитие
формировать начальные навыки ролевого
поведения; учить связывать сюжетные
действия с ролью
Познавательное развитие: продолжать
работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах
музыкальной деятельности.
Речевое развитие:способствовать развитию
артикуляционного и голосового аппарата
Художественноэстетическое развитие:
Интеграция
приобщать детей к народной музыке,
формировать эмоциональную отзывчивость на
«Греет солнышко» Вилькорейская,
Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки,
Социально- коммуникативное
произведение,
умение различать развитие
веселую и
меняя движения со сменой частей. Формировать умение детей «»Кошка и котята»
формировать начальные навыки ролевого
грустную музыку, , развивать умение бегать
Активизировать
застенчивых
детей
к игровойактивное
деятельности,
и кот»-Музыкальнодвигаться с флажками
по кругу.
Принимать
участие в Мыши
поведения; учить связывать сюжетные
Витлин.,
«Ножками затопали», муз. легко,
в умеренном и быстром темпе под
развивать
эмоциональную отзывчивость
дидактическая
игра «Воробушки
и
игровой ситуации.
действия с ролью
М. Раухвергера«Зайчики»,
муз.
музыку,
автомобиль»
Е. Тиличеевой
Познавательное развитие: продолжать
Приобщать детей к слушанию песен изобразительного
«Зайка», обр. Г.Лобочѐва
Физическое развитие: формировать умение,
«Игра
с
бубном»
(нем.н.м.,сл.ТСауко)
работу по обогащению непосредственного
характера. Формировать ритмический слух детей.
«Кошка», муз.
ориентироваться в пространстве.
:Итоговое мероприятие- « День рожденья куклы Кати»
чувственного опыта детей в разных видах
Ан. Александрова, Френкель
музыкальной деятельности.
Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя Июль
«Есть у солнышка друзья», муз.
простейшие мелодии. Выполнять движения по тексту песни.
Е. Тиличеевой, сл.
Речевое развитие:способствовать развитию
Тема: «Я расту
Е. здоровым»»
Карагановой
Программные задачи
Репертуар
Интеграция
артикуляционного и голосового аппарата
Развивать
координацию
и мелкую моторику
Программные
задачи
Музыкальноритмические
Игровая
движения:
деятельность
Интеграция
Активизировать застенчивых детей к игровой деятельности,
развивать эмоциональную отзывчивость
Мыши и кот»-Музыкальнодидактическая игра «Воробушки и
автомобиль»
«Игра с бубном» (нем.н.м.,сл.ТСауко)
:Итоговое мероприятие- « Здравствуй, лето!»
Художественно- эстетическое развитие:
приобщать детей к народной музыке,
формировать эмоциональную отзывчивость на
произведение, умение различать веселую и
21
грустную музыку, , развивать умение бегать
легко, в умеренном и быстром темпе под
музыку,
Физическое развитие: формировать умение,
ориентироваться в пространстве.
Музыкальноритмические
движения:
«Греет солнышко» Вилькорейская,
Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки,
меняя движения со сменой частей. Формировать умение детей «»Кошка и котята»
двигаться с флажками по кругу. Принимать активное участие в Витлин.,«Ножками затопали», муз.
игровой ситуации.
М. Раухвергера«Зайчики», муз.
Слушание
Приобщать детей к слушанию песен изобразительного
характера. Формировать ритмический слух детей.
Пение:
Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя
простейшие мелодии. Выполнять движения по тексту песни.
«Есть у солнышка друзья», муз.
Е. Тиличеевой, сл.
Е. Карагановой
Пальчиковые
игры
Развивать координацию и мелкую моторику
«Жучок», «Пчелка»
Игровая
деятельность
Активизировать застенчивых детей к игровой деятельности,
развивать эмоциональную отзывчивость
Мыши и кот»-Музыкальнодидактическая игра «Воробушки и
автомобиль»
Е. Тиличеевой
«Зайка», обр. Г.Лобочѐва
«Кошка», муз.
Ан. Александрова, Френкель
«Игра с бубном» (нем.н.м.,сл.ТСауко)
:Итоговое мероприятие- « Мы смелые и умелые»
Социально- коммуникативное развитие
формировать начальные навыки ролевого
поведения; учить связывать сюжетные
действия с ролью
Познавательное развитие: продолжать
работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах
музыкальной деятельности.
Речевое развитие:способствовать развитию
артикуляционного и голосового аппарата
Художественно- эстетическое развитие:
приобщать детей к народной музыке,
формировать эмоциональную отзывчивость на
произведение, умение различать веселую и
грустную музыку, , развивать умение бегать
легко, в умеренном и быстром темпе под
музыку,
Физическое развитие: формировать умение,
ориентироваться в пространстве.
Август
Вид
муз.деятельности
Музыкальноритмические
движения:
Программные задачи
Тема: «Морские путеществия»
Репертуар
«Греет солнышко» Вилькорейская,
Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки,
меняя движения со сменой частей. Формировать умение детей «»Кошка и котята»
двигаться с флажками по кругу. Принимать активное участие в Витлин.,«Ножками затопали», муз.
игровой ситуации.
М. Раухвергера«Зайчики», муз.
Интеграция
Социально- коммуникативное развитие
формировать начальные навыки ролевого
поведения; учить связывать сюжетные
действия с ролью
Е. Тиличеевой
22
Слушание
Приобщать детей к слушанию песен изобразительного
характера. Формировать ритмический слух детей.
«Зайка», обр. Г.Лобочѐва
«Кошка», муз.
Ан. Александрова, Френкель
Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя Июнь
«Есть у солнышка друзья», муз.
простейшие мелодии. Выполнять движения по тексту песни.
Е. Тиличеевой, сл.
Тема: «Здравствуй,
лето!»
Е.
Карагановой
Программные задачи
Репертуар
Вид
муз.деятельности
Пение:
Пальчиковые
Развивать координацию и мелкую моторику
МузыкальноУчить детей двигаться в соответствии с характером музыки,
игры
ритмические
меняя движения со сменой частей. Формировать умение детей
движения:
двигаться с флажками по кругу. Принимать активное участие в
игровой ситуации.
Игровая
Активизировать застенчивых детей к игровой деятельности,
Слушание
Приобщать
детей к слушанию
песен изобразительного
деятельность
развивать
эмоциональную
отзывчивость
характера. Формировать ритмический слух детей.
Учить детей петь протяжно с педагогом, правильно интонируя
:Итоговое мероприятие- « Дары лета»
простейшие мелодии. Выполнять движения по тексту песни.
Речевое развитие:способствовать развитию
Интеграция
артикуляционного
и голосового аппарата
Художественно- эстетическое развитие:
Социально- коммуникативное развитие
приобщать детей к народной музыке,
формировать начальные навыки ролевого
формировать эмоциональную отзывчивость на
Витлин.,«Ножками затопали», муз. поведения; учить связывать сюжетные
произведение, умение различать веселую и
действия с ролью
М. Раухвергера«Зайчики», муз.
грустную музыку, , развивать умение бегать
Мыши
и кот»-МузыкальноЕ. Тиличеевой
легко,
в умеренномразвитие:
и быстромпродолжать
темпе под
Познавательное
дидактическая
«Воробушки и
«Зайка», обр.игра
Г.Лобочѐва
музыку,
работу по обогащению непосредственного
«Кошка», муз.
автомобиль»
«Жучок»,
«Пчелка» Вилькорейская,
«Греет солнышко»
«»Кошка и котята»
Ан. Александрова, Френкель
Пение:
Познавательное развитие: продолжать
работу по обогащению непосредственного
чувственного опыта детей в разных видах
музыкальной деятельности.
«Игра с бубном» (нем.н.м.,сл.ТСауко)
«Есть у солнышка друзья», муз.
Е. Тиличеевой, сл.
Е. Карагановой
Пальчиковые игры Развивать координацию и мелкую моторику
«Жучок», «Пчелка»
Игровая
деятельность
Мыши и кот»-Музыкальнодидактическая игра «Воробушки и
автомобиль»
Активизировать застенчивых детей к игровой деятельности,
развивать эмоциональную отзывчивость
«Игра с бубном» (нем.н.м.,сл.ТСауко)
:Итоговое мероприятие- « Здравствуй, лето!»
чувственного опыта детей в разных видах
Физическое развитие: формировать умение,
музыкальной деятельности.
ориентироваться в пространстве.
Речевое развитие:способствовать развитию
артикуляционного и голосового аппарата
Художественно- эстетическое развитие:
приобщать детей к народной музыке,
формировать эмоциональную отзывчивость на
произведение, умение различать веселую и
грустную музыку, , развивать умение бегать
легко, в умеренном и быстром темпе под
музыку,
Физическое развитие: формировать умение,
ориентироваться в пространстве.
23
2.5 Организация и формы взаимодействия с родителями
Основные цели и задачи
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие
конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в
жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга,
научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных
партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы с семьей
Работа с родителями- одно из важнейших направлений в работе по созданию
благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детским
садом и семьей и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Очевидно, что именно эта помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна, потому что
во- первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и во- вторых, только у
родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе
живого, непосредственного общения с ребенком.
24
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования
музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:
выступление на родительских собраниях
индивидуальное консультирование
занятия –практикумы
проведение праздников и развлечений
открытые занятия
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средстваинформационные стенды, музыкальные уголки такие как «Мы готовимся к празднику», «Мы
поем», Наши песенки»
Задача музыкального руководителя- раскрыть перед родителями важные стороны музыкального
развития ребенка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармонического
становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Раскрывать
возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье
ребенка Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкальнохудожественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению
ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения(семейные праздники, концерты).
Формы взаимодействия с родителями
Принципы работы с родителями
Методы изучения семьи
Целенаправленность, систематичность,
плановость.
Анкетирование.
Тестирование
Дифференцированный подход к работе с
родителями с учетом многоаспектовой
специфики каждой семьи.
Доброжелательность, открытость
Наблюдение за ребенком, беседы
Обследование семьи с помощью проектных
методик
Беседа о индивидуальных особенностях
ребенка
Годовой план работы с родителями
Цели
«Памятка родителям по
музыкальному воспитанию
Помочь родителям осознать важность
музыкальных занятий в жизни ребенка
сентябрь
Формы работы
25
октябрь
январь
Раскрыть перед родителями важные стороны
музыкального воспитания
Осенний досуг
« Музыка до 3-х лет. Почему надо
развивать музыкальные способности
ребенка как можно раньше?»
Помочь родителям осознать важность раннего
развития музыкальных способностей.
« Волшебный Новый год».
Новогодние традиции»
(познавательная информация)
Приобщать родителей к
формированию положительных эмоций и чувств
ребѐнка..
Подготовка костюмов, атрибутов к
праздникуПоддержать заинтересованность,
инициативность родителей к жизни детского сада.
декабрь
ноябрь
«Музыкальная терапия для всей
семьи»» (папка-передвижка)
«Способности вашего ребенка. Как
их развить» (индивидуальные
беседы)
Заинтересовать, увлечь родителей творческим
процессом развития гармоничного становления
личности ребѐнка, его духовной и эмоциональной
восприимчивости.
«Пойте детям перед сном.
Колыбельные песенки»
Развивать диалогические отношения «педагог –
семья».
февраль
Консультация
«Мамин праздник- мамин день»досуг
Подключать родителей в подготовке к досугу
март
Масленица
Индивидуальные консультации
апрель
Консультация «Ритмические игры»
(рекомендации)
май
Итоговый досуг
Познакомить родителей с музыкальными играми
на развитие чувства ритма, внимания, памяти
Подключить родителей в подготовке к
завершающему досугу
26
2.6 Годовой план работы с воспитателями
месяц
Сентябрь
Взаимодействие с воспитателями
Проведение консультации для
педагогов
«Музыкальные занятия»
Разучивание текущего репертуара.
Цели
Напомнить педагогам о содержании и
структуре музыкальных занятий
Октябрь
Проведение консультации для
педагогов «Роль воспитателя на
музыкальных занятиях»
Обсуждение сценария осеннего
досуга. Проведение инструктажа
перед досугом
Поддержание заинтересованности,
инициативности педагогов в проведен
ии досугов и праздников..
Ноябрь
Консультация « Оформление
музыкальных уголков в соответствии с
возрастными особенностями детей»
Привлекать воспитателей к
изготовлению атрибутов, декораций к
новогоднему празднику. Проведение
репетиций с артистами –
педагогами.
Пополнение папок воспитателей
зимним репертуаром. Консультации
для воспитателей
Оказание помощи воспитателям в
оформлении музыкальных уголков
Изготовление дидактических игр,
пополнение музыкальных уголков. .
Обсудить проведение утренников,
посвященных празднику 8 Марта
Консультация для воспитателей
«Влияние музыкальных занятий на
развитие речи ребенка»
Подготовка и проведение праздников,
индивидуальные консультации
Апрель
Консультации для воспитателей
«Музыка в режимных
моментах»..Разучивание текущего
репертуара
Познакомить воспитателей с
музыкальными играми
Май
Разучивание программного материала
на III квартал
Повышение компетентности педагогов
в области музыкального воспитания в
летний оздоровительный период.
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Оказать помощь в подготовке и
проведения новогоднего праздника
Повышение компетентности
воспитателей в области музыкального
воспитания.
Повышение компетентности
воспитателей в области музыкального
воспитания.
27
2.7 Система мониторинга (педагогического наблюдения) достижения воспитанником
планируемых результатов
Реализация программы ГБДОУ детский сад №28 предполагает оценку индивидуального развития
детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической
диагностики карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную
динамику и перспективы развития каждого ребенка
Периодичность
Сроки сентябрь, май
2 раза в год
Параметры
Форма
Слушание
2.Выполнять движения в
соответствии с характером
музыки
Музыкальный
руководитель
«Котик заболел»,
«Котик выздоровел»
. Пение
1.Умеет выполнять
танцевальные движения:: бег ,
,пружинки, кружение в
лодочке, выставлять ножку на
пяточку
«Медведь идет» Е,
Тиличеевой
Обр. Александрова,
2.Не отвлекаясь слушает
муз.произведение до конца
.Музыкально- ритмические
движения
Ответственный
«Белочка» М, Красева,
«Зайка»
1.Прослушивает муз..
произведение, эмоционально
отзывается на музыку
Узнает знакомую
песню,подпевает знакомой
песни в сопровождении
Инструментарий
Гречанинова
Наблюдение,
специальные
педагогические
пробы
«Колыбельная
зайчонка»Красева,
«Дождик» р. н. п. обр.
Т,Попатенко«Солнышко»
Гомоновой, «Зима
прошла»Н,
Метлова«Петушок» р. н. п.
обр. Кроасева,«Белые
гуси»М. Красева
Ноги и
ножки»Агафонниковой
Медведи»Е.Тиличеевой«М
арш» Э.Парлова, Пляска с
платочками»Ломовой«Бег»
Т.Ломовой Ударим в
ладошки», «Повторяй за
мной»
28
III Организационный раздел
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в
неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31
мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой
возрастной группы.
3.1 Учебно-тематический план
группы
Количество НОД в неделю,
длительность
1-я младшая
2 *10 (20 мин.)
Количество НОД в году
72
Максимальная образовательная нагрузка
Группа
Возраст
1-я младшая
с 2до3 лет
Длительность занятия(минут)
10
3.2 Расписание непрерывной образовательной деятельности группы №6
Вторник
Пятница
9.20- 9.30
9.20--9.30
3.3 Культурно- досуговая деятельность
Задачи:
Отдых. Приучать детей в свободное время заниматься интересной самостоятельной
деятельностью, любоваться красотой природных явлений: слушать пение птиц, шум дождя, ,
музицировать и т.д.
Развлечения: Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения
новых впечатлений. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с
традициями и обычаями народа, истоками культуры. Вовлекать детей в процесс подготовки
разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле,
музыкальных играх и т.д. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание. Приобщать к
художественной культуре. Развивать умение и желание принимать участие в праздниках.
Формировать чувство сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, стране.
Воспитывать любовь к Родине. Организовывать утренники, посвященные Новому году, 8 Марта, ,
29
праздникам народного календаря, развлечения-«Курочка Ряба», «Осеннее лукошко»,»Репка», «Мы
мороза не боимся», «Любимые игрушки»,»Птички прилетели»,»Здравствуй, лето!»
Самостоятельная художественная деятельность: Содействовать развитию индивидуальных
творческих наклонностей каждого ребенка.
3.4 Информационно- методическое обеспечение
Реализуемые парциальные программы и образовательные технологии
Парциальная программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет «Топ-хлоп,
малыши» - А.Буренина Т. Сауко Санкт- Петербург 2001
Краткая аннотация Цель программы воспитание интереса к музыкально ритмическим
движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку Программа интересна наличием
разнообразных музыкально- ритмических композиций, которые объединены в циклы по
принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения
систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста.
Основной метод музыкально – ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ »
(С.Д.Руднева). Пожалуй ,наиболее интересной новацией являетсяпривлечение родителей к
участию в детских праздников, поэтому программа может являться большим подспорьем для
музыкального руководителя
Парциальная программа «Ладушки» Новоскольцева И.А., Каплунова И.М
Издательство «Композитор»г. Санкт- Петербург 2000
Краткая аннотация В сборнике изложены задачи программы, методические принципы,
содержание репертуара по всем возрастным группам, параметры диагностирования. Освещена
тема «Праздники в детском саду» в контексте программы. Предлагаются анкеты для детей и
родителей по теме «Праздники»
.Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
.Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного
возраста «Камертон» СПб «Композитор» 2007г.
Каплунова И.М,. Новоскольцева И. А, Праздники каждый день- конспекты музыкальных
занятий с аудиоприложением, старшая группа, Издательство «Композитор- Санкт
Петербург», 2006г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Зимние забавы» СПб «Композитор» 2007г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха!» , выпуск 1:
Методическое пособие с аудиоприложением , Невская нота, Санкт-Петербург 2009г
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Мы играем, рисуем, поем» -Пособие для
воспитателей и музыкальных руководителей,, Издательство «Композитор- СанктПетербург 2004г.
30
Список используемой литературы
1.Барсукова Н. Г., Вершинина Н. Б., Суворова В.М., Фролова Н. Г. Музыка в детском
саду (Планирование, тематические и комплексные занятия) – Волгоград: Учитель,
2014. 8
2..Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду для детей - «АЙРИс ПРЕСС»
2009
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста). Санкт – Петербург: - ЛОИРО,
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981
5. Зарецкая Н.В. « Танцы для детей дошкольного возраста» М.:«АЙРИС ПРЕСС» 2008
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Мозаика Синтез,
2001
7. Л. Гераскина «Ожидание чуда» музыкальные занятия для детей мл. ст..дошкольного
возраста. Издательский дом «Воспитание дошкольника 2003 г.(Библиотека
журнала «.Дошкольное воспитание».
8.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день СПб. Изд-во «Композитор
2008
9.Каплунова И., Новоскольцева И. « Музыка и чудеса» СПб. Изд-во «Композитор» 2008
10.Каплунова И., «Наш веселый оркестр» методическое пособие в 2 частях СПб.
Изд-во «Невская нота»2013г.
12.Каплунова И.,»Вселые досуги» методическое пособие СПб. Изд-во «Невская
нота»2012г.
13. «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования
Издание шестое, дополненное. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой Э. М.
Дорофеевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2021
14.«Праздники и развлечения в детском саду».- М. «Мозаика – Синтез».2006
(Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
15.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного
возраста. СПб изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС « 2005.
31
16.Радынова О.П. Программа музыкальные шедевры - М.: Сфера, 2009.
17.Радынова О.П. «Сказка в музыке Музыкальные инструменты» Творческий
центр Москва 2009
32