№
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I- Целевой раздел
1.1
1.2
Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 3-4 летнего возраста в музыкальной
деятельности
2
Сведения о воспитанниках группы. Оценка здоровья контингента детей
6
4
II-Содержательный раздел
2.1
2.2
2.3
Комплексно - тематический план
Форма работы с участниками образовательных отношений
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
2.4 планируемых результатов освоения основной образовательной программы
дошкольного образования.
8
20
21
23
III- Организационный раздел
3.1
Учебно-тематический план
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Расписание занятий
Перспективное планирование праздников и досугов для 2-й младшей группы
Реализуемые парциальные программы и образовательные технологии
Методическое обеспечение образовательного процесса
Создание РППС в музыкальном зале
Литература
25
25
26
27
28
30
37
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Основной образовательной программы ГБДОУ детский сад № 87 Калининского района
общеразвивающего вида Санкт-Петербурга (Далее – ГБДОУ);
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования) утверждѐн 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования
и науки РФ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
Конвенции о правах ребѐнка;
Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020г №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения детей и молодѐжи»
Программно–методическое обеспечение
Учебно-методический комплект «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы
Т. С. Комаровой , Э. М. Дорофеевой
Парциальные программы:
Музыкальные шедевры О, П, Радыновой
Программа «Ладушки» И,М, Каплунова , И, А, Новоскольцева СПб
Цели:
создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами музыки;
создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого ребѐнка в
получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на
основе единства обязательных требований к условиям реализации Программы;
создание условий для формирования основ базовой культуры личности;
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника
Задачи рабочей программы
Формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
Формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления
здоровья детей;
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания,
движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных
способностей);
Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной
культуре;
Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной
деятельности адекватно детским возможностям;
Развивать коммуникативные способности;
Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной
жизни;
Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной
и доступной форме;
Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Принципы и подходы к формированию программы:
поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
сотрудничества организации с семьѐй;
приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства;
стимулирование познавательных интересов и действий ребѐнка в различных видах
деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
образовательный процесс осуществляется на всѐм протяжении пребывания детей в
дошкольной организации;
процесс развития личности ребѐнка обеспечивается в различных видах общения,
образовательный процесс строится на основе партнѐрского характера взаимодействия
участников образовательных отношений.
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей.
1.1 Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной
деятельности.
В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного
экспериментирования и практики ребѐнка со звуками с целью накопления первоначального
музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их
прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших
танцевальных и ритмических движений) позволяют ребѐнку начать в дальнейшем
ориентироваться в характере музыки, еѐ жанрах. Содержанием музыкального воспитания
детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности,
формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение
некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие
музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький
ребѐнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает
слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем
дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного
возраста лишь начинает своѐ становление. Голосовой аппарат ещѐ не сформирован,
голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребѐнка не сильный, дыхание
слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и
мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения
надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети
проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приѐмов и доступного
материала.
Планируемые результаты освоения программы.
Слушание:
ребенок эмоционально воспринимает музыку;
слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их,
может определить общее настроение произведения
отвечать на вопросы педагога, определять на слух темп музыки (быстро-медленно),
динамику (громко-тихо), характер (весело-грустно);
Пение:
петь слаженно, начиная и заканчивая пение вместе с музыкой,
внимательно прослушивать вступление и проигрыш, узнавать знакомую песню.
выразительно и музыкально исполняет несложные песни;
Песенное творчество:
ребенок может придумать простую мелодию на предлагаемый текст
Музыкально- ритмические движения:
воспроизводит в движениях характер музыки;
уметь хорошо ориентироваться в пространстве,
выполнять простейшие танцевальные движения,
танцевать с предметами,
выразительно передавать игровой образ, не стесняться выступать по одному,
уметь самостоятельно использовать знакомые движения в творческой пляске
Музыкально игровое и танцевальное творчество:
творчески решает музыкально-двигательные задачи в сюжетных этюдах и танцах;
движения к танцам, составлять композицию к танцам, проявляя самостоятельность в
творчестве.
участвует в музыкально игре-драматизации, легко решает простые ролевые задачи,
следит за развитие сюжета.
Игра на детских музыкальных инструментах::
правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов,
правильно отхлопать простейшие ритмы;
1.2.
Сведения о воспитанниках группы
Оценка здоровья контингента детей данной группы № 11
Общая
численность
Группа здоровья
Первая
Вторая
Третья
26
2
21
3
Индивидуальные особенности контингента детей
Пол
Ж
18
М
8
Сведения о семьях воспитанников
Критерии
Доля семей от общего кол-ва детей в доу
Общее количество детей из них, проживающие в:
Полной семье
17
Неполной семье
3
Многодетной семье
2
Проблемной семье
Семье с опекуном
Этнической семье
4
II. Содержательный раздел
Комплексно - тематическое планирование для младшей группы
Форма организации
музыкальной деятельности
Программные задачи
Репертуар
Виды интеграции
образовательных областей
Сентябрь
Тема периода- «Я в детском саду»
«Весело - грустно» Л. Бетховена,
Музыка: приобщать детей к
«Осенняя песенка», А. Александрова, народной и классической
«Дождик», муз. М. Пархаладзе, сл. Н. музыке, формировать
Соловьѐвой.
эмоциональную отзывчивость
на произведение, умение
различать веселую и
Учить петь естественным голосом, без
«Солнышко – вѐдрышко»
2. Пение. Песенное
грустную музыку,
выкриков, прислушиваться к пению других Л.Мишакова
творчество
Усвоение песенных навыков детей.
«Осень к нам пришла» Е. Скрипкина способствовать развитию
певческих навыков, развивать
Правильно передавать мелодию,
«Котенька, котик» М. Картушина
умение бегать легко, в
формировать навыки коллективного пения
умеренном и быстром темпе
3. Музыкально-ритмические Упражнять детей в бодрой ходьбе, легком «Ай-да!» Обр. Т. Попатенко,
под музыку, развивать умение
беге, мягких прыжках и приседаниях.
«Ножками затопали», муз.М.
движения.
кружиться в парах.
Приучать детей танцевать в парах, не терять Раухвергера.
Упражнения. Пляски.
Физическое развитие:
партнера на протяжении ганца.
« Ходим-бегаем», Т. Сауко,
формировать умение
Воспитывать коммуникативные качества у «Тучка» Песня-хоровод
согласовывать движения,
детей.
М.Савельева
ориентироваться в
Доставлять радость от игры. Развивать
«Танец с осенними листьями» Н.
пространстве, способствовать
ловкость, смекалку
Нуждина
формированию у детей
«Хоровод грибов» р. н. мелодия
положительных эмоций, ак«Дождик» Е. Скрипкина
тивности в самостоятельной
«Осень» Е. Гольцева
двигательной деятельности.
Познавательное развитие:
Учить двигаться в соответствии с музыкой, «Смелые грибники» Е. Майкова
4. Музыкально- игровое и
развивать умение
«Дождик и солнышко»
танцевальное творчество реагировать на динамику и темп
воспринимать звучание
Знакомить детей с детскими музыкальными «Дождик» р. н. п. в обр. Т.Попатенко различных музыкальных
5. Игра на детских
инструментами (колокольчиками,
«Погремушка», сл. И муз. Картушина инструментов.
музыкальных
погремушками), а также с их звучанием
инструментах
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений
Развивать эмоциональную отзывчивость на
музыку, разную по характеру, контрастную
по настроению, пробуждать желание
слушать еѐ.
Октябрь
Тема периода - «Осеннее настроение»
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений
2.Пение. Песенное
творчество
Усвоение песенных
навыков
3. Музыкальноритмические
движения.
Упражнения.
Пляски.
«Колыбельная», муз. Т. Назаровой,
Продолжить развивать у детей
« Прогулка», муз. В. Волкова.
музыкальное восприятие,
отзывчивость на музыку разного
характера. Способствовать
формированию умения слушать и
слышать вокальную и
инструментальную музыку от начала
до конца, понимать, о чѐм
музыкальное произведение
Формировать навыки пения без «Осень к нам пришла» Е. Скрипкина
напряжения, крика.
«Листопад»
Учить правильно передавать
«Тучка» Песня-хоровод М.Савельева
мелодию, сохранять интонацию. «Танец с осенними листьями» Н. Нуждина
Упражнять детей в бодром шаге, «Ножками затопали» М. Раухвергера;
легком беге с листочками.
« Что умеют наши ножки?» Г. Вихарева
Учить образовывать и держать
«Танец с листочками» М. Савельева
круг. Различать контрастную
«Хоровод грибов» р. н. мелодия
двухчастную форму, менять
движения с помощью взрослых.
Приучать детей танцевать в парах,
не терять партнера.
Учить ориентироваться в
пространстве, реагировать на
смену музыки. Учить играть,
используя навыки пения
Импровизировать в характере
образа
«Да-да-да», муз. Е. Тиличеевой,
«Дождик и солнышко»
4.Музыкальноигровое и
танцевальное
творчество
5.Игра на детских Способствовать освоению способов «Тихо-громко», муз. Тиличеевой,
игры на музыкальных инструментах. «Калинка-малинка», р.н.м.
музыкальных
инструментах
Осваивать правила совместной игры.
Музыка: приучать слушать музыкальное
произведение до конца, понимать
характер музыки, узнавать и определять,
сколько частей в произведении,
формировать умение двигаться в
соответствии с двухчастной формой
музыки, реагировать на начало звучания
музыки и ее окончание.
Физическое развитие: поощрять участие
детей в совместных играх и физических
упражнениях.
Познавательное развитие:
совершенствовать восприятие детей,
активно включая все органы чувств,
развивать образные представления,
развивать умение ориентироваться в
расположении частей своего тела и в
соответствии с ними различать
пространственные направления.
Социально- коммуникативное развитие:
способствовать возникновению игр по
мотивам потешек, песенок, поощрять
игры, развивающие ловкость движений,
Знакомить детей с приемами вождения
настольных кукол, учить сопровождать
движения простой песенкой. Социальнокоммуникативное развитие: помогать
детям доброжелательно общаться друг с
другом
Ноябрь
Тема периода - «Мир вокруг нас»
Музыка: познакомить с тремя
музыкальными жанрами: песней, танцем,
маршем, формировать эмоциональную
отзывчивость на произведение, учить
выразительному пению, реагировать на
начало звучания музыки и ее окончание,
развивать умение маршировать вместе
со всеми и индивидуально, бегать легко,
2. Пение. Песенное Развивать умение воспринимать
в умеренном и быстром темпе под
«Ладушки-ладошки»,
сл.
Е.
Каргановой,
муз.
творчество
музыку.
веселый, радостный характер
Усвоение песенных песни, петь лѐгким
Физическое развитие: развивать умение
М. Иорданского.,
навыков
«Зимняя песенка», сл. муз. Л. Б. Веселовой. ходить свободно, не шаркая ногами, не
звуком в оживлѐнном темпе.
опуская голову, сохранять правильную
Брать дыхание перед началом
осанку в положении стоя, в движении.
пения и между музыкальными
Познавательное развитие: обогащать
фразами.
чувственный опыт детей и умение
Упражнять детей в различных
«Погуляем» Т. Ломовой, «Ритмичные хлопки» фиксировать его в речи, развивать
3.Музыкальноумение замечать изменении и природе,
видах ходьбы,
В. Герчик, «Кружение в парах» Т.
ритмические
Выполнять движения
Вилькорейской; «Элементы парного танца», р. Социаьно- коммуникативное развитие::
движения.
развивать стремление импровизировать
неторопливо, в темпе музыки.
н. м., обработка М. Раухвергера. « Раз, два,
Упражнения
хлоп в ладоши» латвийская народная полька. на несложные сюжеты песен, показывать
Пляски.
детям способы ролевого поведения,
Приучать мальчиков приглашать «Игра с сосульками», «Солнышко и дождик», используя обучающие игры.
4.МузыкальноРечевое развитие: развивать моторику
на танец девочек и провожать
муз. М. Раухвергера, Б. Антюфеева, ел. А.
игровое и
речедвигательного аппарата, слуховое
после танца. Учить быстро
Барто
танцевальное
восприятие, речевой слух и речевое
реагировать на смену частей
Игра с большой и маленькой кошкой»
творчество
дыхание, вырабатывать правильный
музыки сменой движений.
темп речи, интонационную
Развивать ловкость, подвижность,
выразительность
пластичность
5.Игра на детских Знакомить детей с музыкальным «Игра на ложечках», Т. Суворова
инструментом ложка, с еѐ
музыкальных
«Ах, вы сени», р.н.м
звучанием.
инструментах
1 Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений
Расширять музыкальный
кругозор.
Развивать умения различать
высокое и низкое звучание
музыкальных произведений и
связать их с образами животных
« Медведь», муз. Н Бухтовой,
«Колыбельная», муз. С Левидова.
Декабрь
Тема периода - «В ожидании Нового года»
Продолжать развитие
«Полька», муз. Г. Штальбаум,
1.Слушание
музыки.
эмоциональной отзывчивости на «Вальс Лисы» муз. Ж. Колодуба,
Восприятие
музыку, формирование умения
музыкальных
слушать музыку от начала до
произведений
конца, не отвлекаясь и не отвлекая
других детей.
«Ёлочка», сл. З. Александровой, муз. М.
2.Пение. Песенное Развивать навык точного
интонирования несложных песен. Красева
творчество
•Усвоение
Учить начинать пение сразу после «Саночки», А. Филиппенко
песенных навыков вступления, петь дружно,
«Ты лети, наш снежок!», муз. и сл. Л. С.
слаженно, без крика. Слышать
Аксѐновой.
пение своих товарищей
3.Музыкальноритмические
движения.
Упражнения.
Пляски
Ритмично выполнять лѐгкий бег,
двигаясь врассыпную и в разных
направлениях. Различать и
передавать в движении ярко
выраженные в музыке
ритмические акценты.
Образно передавать содержание
музыки в движении..
Учить самостоятельно исполнять
знакомые движения.
4. Музыкальноигровое и
танцевальное
творчество
5.Игра на детских Знакомить детей с
музыкальных
инструментами, погремушками и
инструментах
трещѐтками, их звучанием и
способами игры на них.
«Зимняя пляска», сл. О. Высотской, муз.
Старокадомского, хоровод «Как красива наша ѐлка»
«Полька», муз. Г. Штальбаум,
Танец «У меня, у тебя», Е. Железнова
«Веселые ножки» Р. Н. П.
«Игра с погремушками», муз. и сл. В
Антоновой.
«Узнай инструмент».
Музыка: развивать способность
различать музыкальные звуки по высоте,
замечать изменения в силе звучания
мелодии (громко, тихо), учить
выразительному пению, улучшать
качество исполнения танцевальных
движений: стимулировать
самостоятельное их выполнение под
плясовые мелодии, учить двигаться под
музыку ритмично и согласно темпу и
характеру музыкального произведения, с
предметами, игрушками и без них.
Физическое развитие: совершенствовать
основные виды движений.
Познавательное развитие: развивать
умение воспринимать звучание
различных музыкальных инструментов,
родной речи, различать
пространственные направления.
Социально- коммуникативное
развитие:: поощрять игры с
предметами, развивать стремление
импровизировать на несложные сюжеты
песен, вызывать желание выступать
перед сверстниками. формировать
потребность делиться своими
впечатлениями
Январь
Тема периода - «Зимушка-зима»
Музыка: приобщать детей к народной и
классической музыке, приучать слушать
музыкальное произведение до конца,
понимать характер музыки, учить петь
без напряжения, в одном темпе со всеми,
чисто и ясно произносить слова,
передавать характер песни, реагировать
на начало звучания музыки и ее
Попевка «Кисонька-Мурысонька», «Курочка», окончание, ходить и бегать легко, в
2.Пение. Песенное Учить петь, четко произнося
умеренном и быстром темпе под музыку,
слова, брать дыхание между
творчество
«Машенька-Маша», муз. и сл. С.
развивать умение кружиться в парах,
Усвоение песенных музыкальными фразами. Петь
Невельштейн.,
выполнять прямой галоп.
навыков
легким звуком, четко. Работать
«Топ-топ-топ, топоток », муз. В. Журбинской. Физическое развитие: развивать
над артикуляцией и
разнообразные виды движений, приучать
выразительностью пения.
действовать совместно, формировать
Закреплять у детей умение
умение строиться в шеренгу, круг,
самостоятельно начинать пение
двигаться по кругу.
после вступления.
Социально- коммуникативное развитие:
Учить ритмично двигаться
«Большие и маленькие ножки», Т. САуко
3.Музыкальнопоощрять участие детей в совместных
бодрым шагом, легко бегать,
«Танец с платочком», Е. Железнова
ритмические
играх, постепенно вводить игры с более
выполнять танцевальные
«Спокойная ходьба и кружение», рус. нар.
движения.
сложными правилами и сменой видов
Упражнения.
движения в паре.Двигаться по
мел,
движений, развивать стремление
кругу в одном направлении.
Танец-игра «Котята», Е. Железнова
Пляски.
Учить танцевать в темпе и
«Игра с мишкой», сл. В. Антоновой, муз. Г. импровизировать на несложные сюжеты
песен, развивать умение имитировать
характере танца.Водить плавный Финаров-ского,
хоровод, не сужая круг.
«Спокойная ходьба и кружение», рус. нар. мел характерные действия персонажей.
Речевое развитие: вырабатывать
Учить самостоятельно исполнять «Волшебные платочки» р. н. п..
4. Музыкальноинтонационную выразительность речи,
знакомые движения
игровое и
формировать умение отчетливо
танцевальное
произносить слова и короткие фразы,
творчество
говорить спокойно, с естественными
6.Игра на детских Обучение игре на ложках. Учить «Ах, вы сени, мои сени» р. н. п.
интонациями
детей исполнять простой
«Игра на ложечках»,
музыкальных
ритмический рисунок
инструментах
«Мой конѐк» чеш. нар. мел.
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
Самостоятельно определить
настроение песни и обсудить
историю, о которой
рассказывается в ней.
Формировать умение различать
характер музыки, форму
произведения, выделять
выразительные средства.
«Марш», муз. Э. Парлова.
«Колыбельная», муз. С. Разоренова,
Февраль
Тема периода - «Защитники Отечества»
Продолжать развивать
музыкальную отзывчивость на
музыку различного характера.
Учить высказываться о характере
музыки. Узнавать знакомые
произведения По вступлению.
Учить сравнивать произведения с
близкими названиями.
Различать короткие и длинные
звуки, определять движение
мелодии
2.Пение. Песенное Учить ребят петь эмоционально,
выразительно.
творчество
'Усвоение песенных Приучать к групповому и
навыковподгрупповому пению.
Учить петь без сопровождения с
помощью взрослых
1.Слушание музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
Упражнения для
развития голоса и
слуха
Закреплять навыки движений,
3.Музыкально- умение двигаться в характере
ритмические
музыки. Учить передавать в
движения.
Упражнения. Пляски. движениях повадки животных.
Свободно (с помощью взрослых)
образовывать хоровод. Исполнять
пляску в парах. Учить создавать
игровые образы. Прививать
коммуникативные качества
Совершенствовать умение
4. Музыкальноритмично ходить, бегать под
игровое и
музыку со свободными,
танцевальное
естественными движениями рук,
творчество
ориентироваться в пространстве.
5.Игра на детских Знакомить с новым способом игре
на бубне (способ встряхивания).
муз. инструм.
«Марш», Е. Тиличеевой.,
«Ай-да берѐза», р.н. песня.
«Колыбельная» муз. Т. Назарова.
«Капризуля», муз. В. Волкова,
«Пирожки», сл. и муз. А. Филиппенко
«Бобик», муз. Т. Попатенко,
«Маме песенку пою», сл. Е. Авдиенко,
муз. Т. Попатенко,
«Я иду с цветами», сл. Л. Дымовой, муз.
Е. Тиличеевой
Пляска «Поссорились-помирились», муз.
Т. Вилькорей-ской
«Маша и каша», сл. и муз. Т. Назаровой,
«Да-да-да», сл. Ю. Островского, муз. Е.
Тиличеевой.
Пляска «Ай-да»», муз. Т. Вилькорейской,
«Пляска с султанчиками», хорв. нар мел.
«Пляска» Рустамова
«Мишкин оркестр», М. Картушиной
Музыка: приучать слушать музыкальное
произведение, понимать характер
музыки, способствовать развитию
навыков выразительной и
эмоциональной передачи игровых и
сказочных образов, стимулировать
самостоятельное выполнение
танцевальных движений под плясовые
мелодии, формировать навыки более
точного выполнения движений,
передающих характер изображаемых
животных.
Речевое развитие: развивать
инициативную речь детей во
взаимодействиях со взрослыми и
другими детьми,, формировать умение
отчетливо произносить слова и короткие
фразы, говорить спокойно, с
естественными интонациями
Социально- коммуникативное развитие:
способствовать возникновению игр на
темы из окружающей жизни, по мотивам
литературных произведений (потешек,
песенок), беседовать с ребенком о
членах его семьи.
Физическое развитие: формировать
умение согласовывать движения,
развивать ловкость, выразительность и
красоту движений.
Март
Тема периода «Международный женский день»
1.Слушание музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
Вызвать эмоциональную
отзывчивость на музыку бодрого «Куколка»,
сл. и муз Л.А.Старченко
характера (марш), побуждать
«Милой мамочке», сл. и муз.
детей высказываться о музыке.
В.В.Савельевой
2.Пение. Песенное
творчество.
Усвоение песенных
навыков
Закреплять у
«Солнышко лучистое», сл. и муз. С.Н.
детей умение
Хачко,
«Поздравляем бабушку», сл. и муз. С.Н.
самостоятельно начинать пение
Хачко,
после вступления.
«Вот они какие», сл. и муз. З. Б. Качаевой
Правильно брать
Хоровод «К нам опять пришла весна»
дыхание. Точно
Насауленко
передавать мелодию, петь
без напряжения,
легко, естественно.
Учить ритмично ходить, выполнять «Мышки и кот»р. н. п.
образные движения, подражать в Хоровод «К нам опять пришла весна»
движениях повадкам персонажей Насауленко
3. Музыкальноигровое и
танцевальное
творчество
Передавать в
4.Музыкальноритмические
движении лѐгкий танцевальный
движения.
характер музыки. Менять
Упражнения.Пляски.
движения в зависимости от
изменения характера музыки.
6.Игра на детских
музыкальных
инструментах
Танец «Цыплята» (фонограмма)
Танец «Котята», Г. Ф. Вихарева,
Танец с платочками, Е. Железнова
«Самолѐт»,сл. Н. Найдѐновой, муз. Е.
Тиличеевой.
«Гуси», муз. и сл. М. Картамы-шевой
Саночки», А. Филиппенк
Формировать тембровый слух.
«Пляска с погремушками», муз. и сл. В.
Поочерѐдно играть двумя группами Антоновой
детей
«Ложечки», сл. муз. О. Н. Васьковской
в соответствии с регистровыми
изменениями в музыке.
Музыка: формировать эмоциональную
отзывчивость
на
произведение,
способствовать развитию певческих
навыков: петь без напряжения, чисто.
Речевое
развитие:
развивать
инициативную
речь
детей
во
взаимодействиях со взрослыми и
другими детьми,, формировать умение
отчетливо произносить слова и короткие
фразы,
говорить
спокойно,
с
естественными интонациями
Социально- коммуникативное развитие:
способствовать возникновению игр на
темы из окружающей жизни, по мотивам
литературных произведений (потешек,
песенок), беседовать с ребенком о
членах его семьи.
Физическое развитие: формировать
умение
согласовывать
движения,
развивать ловкость, выразительность и
красоту движений.
Апрель
Тема периода- «Весна»
Учить ребят слушать не только «Полечка» , Д. КАбалевский
контрастные произведения, но и пьесы «Колыбель-ная», с. Левидов
изобразительного характера.
«Баба Яга», Насауленко
Накапливать
музыкальные
впечатления.
Узнавать
знакомые
музыкальные
произведения
по
начальным тактам. Знакомить с
жанрами
в
музыке.
Подбирать
инструменты для оркестровки.
2. Пение. Песенное Петь светлым, звонким звуком.
«Дудочка», Н. Френкель
Петь легко, подвижно, естественно, без «Весной», Т. Насауленко.
творчество.
Усвоение песенных напряжения.
«Песня лягушки», М. Картушиной.
навыков.
Закреплять у детей умение точно
попадать на первый звук мелодии
после вступления.
Продолжать учить правильно брать
дыхание перед началом пения и между
музыкальными фразами.
Точно
Топ-хлоп», Т. Сауко,
3. Музыкальнопередавать ритмический рисунок
ритмические
«Курочка и козлик», Муз. и сл. М.
песен. Выразительно передавать
движения
Картушиной
игровые образы.
«Паровоз», Каплунова и
Уметь расширять и сужать круг.
Новоскольцева.
«Воробушки», венгерская нар мел
Марш» и «Бег», муз. Е Тиличеевой
Оркестр «Веселей, детвора!», М.
4. Игра на детских Побуждать использовать знакомые
музыкальные инструменты в
музыкальных
Картушиной,
соответствии с характером музыки,
инструментах
«Как у наших, у ворот!», р.н.м.
осваивать совместную со взрослым
«Колокольчик», Т. Насауленко.
игру в ритмическом оркестре.
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
Упражнения для
развития голоса и
слуха
Музыка: развивать способность различать
музыкальные звуки по высоте, замечать
изменения в силе звучания мелодии,
совершенствовать умение различать
звучание музыкальных инструментов,
учить выразительному пению в одном
темпе со всеми, чисто и ясно произносить
слова, передавать характер песни,
Речевое развитие: развивать
инициативную речь детей во
взаимодействиях со взрослыми и другими
детьми,, формировать умение отчетливо
произносить слова и короткие фразы,
говорить спокойно, с естественными
интонациями
Социально- коммуникативное развитие:
способствовать возникновению игр на
темы из окружающей жизни, по мотивам
литературных произведений (потешек,
песенок), беседовать с ребенком о членах
его семьи.
Физическое развитие: формировать
умение согласовывать движения,
развивать ловкость, выразительность и
красоту движений.
Май
Тема периода- «Наш город».
Развивать динамическое, звуковысот- «Мишка пришѐл в гости», муз. М.
ное восприятие, чувство ритма.
Раухвергера,
Расширять представления детей об
«Курочка», муз. Н. Любарского
окружающей действительности на
«Рожок пастушка», р.н.инстру-мент.
примере музыкальных произве-ений.
Познакомить со звучанием русского
инструмента-рожка.
2. Пение. Песенное Продолжать развивать голосовой и
«Цыплята», муз. А. Филиппенко.
артикуляционный аппарат,
творчество.
«Машина», муз. Т. Попатенко,
Усвоение песенных координацию слуха и голоса.
«Автобус», М. Картушина.
навыков.
Самостоятельно использовать
звукоподражания (пи-пи, би-би, тра-тата), соотнося их с игровым образом и
находя нужную интонацию.
Подводить детей к умению петь без
музыкального сопровождения. Петь
легко, подвижно,
выразительно, передавая характер.
Самостоятельно выполнять движения, «Побегали-потопали», муз. Л.
3. Музыкальноотмечая сильную долю такта.
ритмические
Бетховена,
Упражнять в
движения
«Воробушки»( венг. нар. мел)
хороводном шаге, выразительно
«Пляска с платочком», муз. Е.
выполнять движения с платочком.
Выразительно передавать движениями Тиличеевой
«Поезд», муз. Н. Метлова
характер музыки: легко и ритмично
«Курочка и цыплята», Т. Суворова
бегать, звенеть погремушкой, точно
реагировать на окончание музыки.
«Мишкин оркестр», М. Картушина
4. Игра на детских Нацеливать детей на соблюдение
правил совместного музиц: быть
музыкальных
«Лошадки скачут», муз. В. Витлина,
внимательным, одновременно
инструментах
ритмично играть в соответствии с
характером музыки.
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
Музыка: развивать способность различать
музыкальные звуки по высоте, замечать
изменения в силе звучания мелодии,
совершенствовать умение различать
звучание музыкальных инструментов,
учить выразительному пению в одном
темпе со всеми, чисто и ясно произносить
слова, передавать характер песни,
Речевое развитие: развивать
инициативную речь детей во
взаимодействиях со взрослыми и другими
детьми,, формировать умение отчетливо
произносить слова и короткие фразы,
говорить спокойно, с естественными
интонациями
Социально- коммуникативное развитие:
способствовать возникновению игр на
темы из окружающей жизни, по мотивам
литературных произведений (потешек,
песенок), беседовать с ребенком о членах
его семьи.
Физическое развитие: формировать
умение согласовывать движения,
развивать ловкость, выразительность и
красоту движений.
Июнь
Тема периода: «Здравствуй, лето»
Виды муз. деятельности и репертуар
Слушание
«Зайка», обр. Г.Лобочѐва
«Кошка», муз.
Ан. Александрова, слова Н. Френкель
Пение
«Есть у солнышка друзья», муз.
Е. Тиличеевой, сл.
Е. Карагановой
Музыкально- ритмические движения
«Ножками затопали», муз. М. Раухвергера
«Зайчики», муз.
Е. Тиличеевой
«Поссорились – помирились», муз.
Т. Вилькорейской
Муз. игры
«Зайчики и лисичка», муз. Г. Финаровского,
«Солнышко и
дождик», муз. М.Раухвергера, сл.
А. Барто
Содержание
Календарь
праздников
Способствовать расширению
Музыкальное
01.06 – День защиты
представлений детей о летних
развлечение
детей
изменениях в природе: голубое чистое «Солнышко, солнышко, 12.06 – День России
небо, ярко светит солнце, всѐ вокруг
ярче нам свети»
16.06 – День
зелѐное, цветут цветы, люди одеты
медицинского
легко, загорают и купаются.
«Есть у солнышка
работника
Создать атмосферу радости
друзья»
Познакомить с русскими народными
Кукольный спектакль
песнями. Прививать любовь к
«В
след за солнышком»
родному края. Воспитывать
патриотические чувства
Совершенствовать умение двигаться в
соответствии с двухчастной формой
музыки и силой ее звучания; навыки
основных движений: маршировать
вместе со всеми и индивидуально.
Стремиться формировать
самостоятельность при выполнении
движений, передающих характер
изображаемых животных. Создать
праздничное настроение.
Итоговые события
Июль
Тема периода: «Я расту здоровым»
Виды муз. деятельности и репертуар
Содержание
Слушание
«Дождик», муз.
Н. Любарского
«Вальс», муз.
Ж. Колодуба
«Колыбельная», муз. С. Разоренова
Пение
«Наш автобус голубой», муз.
А. Филиппенко, сл.
Т. Волгиной, .Барто
«Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл.
Т. Волгиной
«Есть у солнышка друзья», муз. Е.Тиличеевой,
сл.
Замечать средства музыкальной
выразительности (тихо, громко,
медленно, быстро).
Музыкально- ритмические движения
«Пляска с платочками», муз.
Е. Тиличеевой
«Карусель», обр.
Е. Тиличеевой
«Пляска парами», обр. Т. Попатенко
Совершенствовать умение двигаться в
соответствии с двухчастной формой
музыки и силой ее звучания; навыки
основных движений: маршировать
вместе со всеми и индивидуально.
Муз. игры
«Автомобиль», муз. М. Раухвергера
«Поезд», муз. «Птички летают», муз. А.Серова
Н. Метлова
«Шагаем как медведи», муз.
Е.Коменоградского,
Формировать эстетические
представления детей,
совершенствовать эмоциональную
отзывчивость. Формировать умение
передавать под музыку образы
животных и птиц.
Итоговые события
Календарь
праздников
03.07 – День ГИБДД
МВД России
День здоровья
08.07 – Всемирный
день семьи, любви и
верности
Совершенствовать певческие навыки:
чисто интонировать мелодию,
смягчать концы фраз, четко
произносить слова, передавать
характер музыки; петь с
инструментальным сопровождением и
без него (с помощью воспитателя).
Досуг «В гости к
березке»
Праздник
«На лесной полянке»
Август
Тема периода: «Морские приключения»
Виды муз. деятельности и
репертуар
Слушание
Смелый наездник», муз. Р.Шумана
К. Сен-санс «Аквариум»
Пение
«Наш автобус голубой», муз.
Ю.Слонова, сл. В.Малкова
«Машина», муз. Т.Попатенко, сл.
Н.Найдѐновой
Содержание
Итоговые события
Создать условия для развития
способности восприятия детьми
музыкального произведения, слушания
его до конца, понимания характера
музыки.
Создать условия для развития
певческих навыков: петь без
напряжения в диапазоне ре (ми) – ля
(си); в одном темпе со всеми, чисто и
ясно произносить слова; передавать
характер песни.
Игровой досуг
«Мы весѐлые ребята»
(на основе экологических
подвижных игр)
Музыкально- ритмические
движени
«Марш», муз. Е. Тиличеевой
«Скачут по дорожке», муз. А.
Филиппенко
«Белые кораблики», В. Шаинский
Стремиться поддерживать у детей
желания бегать легко, в умеренном и
быстром темпе под музыку; реагировать
на начало звучания музыки и ее
окончание.
Муз. игры
«Воробушки и автомобиль», муз.
М.Раухвергера
Лошадки скачут, муз. В, Витлина
Свободно (с помощью взрослых) образовывать хоровод. Учить создавать
игровые образы. Прививать
коммуникативные качества
Игра-драматизация
«Кошкин дом»
Итоговое развлечение
«До свидания, лето!»»
Календарь
праздников
11.08 – День
физкультурника
2.2. Форма работы с участниками образовательных отношений
Совместная деятельность с педагогом
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность с семьѐй
-рассматривание,
-просмотр фильмов, слайдов;
-наблюдение;
-исследовательская деятельность;
-проектная деятельность;
-развивающие игры;
-рассказ;
-беседа;
-досуги;
-праздники;
-развлечения;
-подвижные игры;
-игровые обучающие ситуации;
-рассматривание;
-наблюдение;
-развивающие игры;
-исследовательская деятельность;
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-игры по ЗОЖ;
-экскурсии;
-прогулки;
-наблюдения;
-детско-родительские проекты;
-чтение художественной литературы;
-просмотр фильмов, слайдов;
-игры;
-собственный пример родителей;
-дни здоровья;
-музыкальные гостиные
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Основные цели и задачи:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие
конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в
жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга,
научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров,
сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы с семьей
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных
условий для развития музыкальных способностей детей.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детским садом
и семьей и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Очевидно, что именно эта помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна, потому что
во- первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и во- вторых, только у
родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого,
непосредственного общения с ребенком.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования
музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:
выступление на родительских собраниях
индивидуальное консультирование
занятия – практикумы
проведение праздников и развлечений
открытые занятия
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства информационные стенды, музыкальные уголки такие как «Мы готовимся к празднику», «Мы
поем», «Наши песенки». Приглашать родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы
родители имели возможность увидеть, чем и как занимаемся и что можно закрепить дома. В
рамках Недели открытых дверей проводятся занятия, на которых присутствуют родители..
Задача музыкального руководителя- раскрыть перед родителями важные стороны
музыкального развития ребенка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития
гармонического становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое
здоровье ребенка Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкальнохудожественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких
эмоций, творческого вдохновения, развитию общения(семейные праздники, концерты).
Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в
концертные залы, музеи, театры и т. д.
Формы взаимодействия с родителями
Принципы работы с родителями
Целенаправленность, систематичность,
плановость.
Дифференцированный подход к работе с
родителями с учетом многоаспектовой
специфики каждой семьи.
Возрастной характер работы с родителями.
Доброжелательность, открытость
Методы изучения семьи
Анкетирование.
Тестирование
Наблюдение за ребенком, беседы
Обследование семьи с помощью проектных
методик
Беседа о индивидуальных особенностях
ребенка
Годовой план работы с родителями
Срок
Форма работы. Тема.
Сентябрь Индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального
развития детей.
Октябрь Консультация: «Охрана детского голоса - забота каждого взрослого.»
Ноябрь
Открытое занятие вместе с детьми «Осенние чудеса»
Ширма: «Правила поведения родителей на детских утренниках»
Декабрь Ширма: «Песни к новогоднему утреннику»
Помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к новогоднему празднику.
Январь
Консультация : «День рождение ребенка в семье»
Февраль Кукольный спектакль «Теремок»
Март
Праздник для мам «8 марта»
Апрель
Папка-передвижка: «Роль родителей в организации утренников»
Май
Индивидуальные беседы по результатам диагностики музыкального
развития детей.
2.4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения
детьми планируемых результатов освоения основной образовательной
программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической
диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений
детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с
реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа
проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за
детьми в процессе непрерывной музыкальной образовательной деятельности педагога с
воспитанниками.
Формы и методы
педагогической
диагностики
Периодичность
проведения
педагогической
диагностики
Длительность
проведения
педагогической
диагностики
Сроки проведения
педагогической
диагностики
-НаблюдениеАнализ продуктов
детской
деятельности
2 раза в год
1-2 недели
Сентябрь
Май
Этапы работы:
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение
диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с детьми по развитию
творческих способностей, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая оценка результатов способностей детей.
Диагностика уровня развития музыкальных
следующим параметрам педагогического обследования:
способностей проводилась
по
Младший возраст
эмоциональное восприятие
музыкальных произведений,
формирование певческих навыков,
песенное творчество,
музыкально-ритмические движения,
танцевально-игровое творчество,
элементарное музицирование.
эстетическое отношение к музыке,
интерес ко всем видам муз.
деятельности.
•
•
•
Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:
если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в
его самостоятельной деятельности, уровень «высокий» - красный цвет;
если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво, задания выполняет с помощью взрослого «средний» - синий цвет;
если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребѐнка (ни в
совместной, ни в самостоятельной), уровень «низкий» - чѐрный цвет.
Карта педагогического наблюдения музыкального развития детей группы №:
Цель проведения педагогического наблюдения – выявление уровня музыкального развития ребѐнка.
Методы: наблюдение за детьми в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Параметры педагогического обследования.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Фамилия и имя ребѐнка
Эмоциональное
восприятие
музыкальных
произведений
н.г.
к.г.
Формирование
певческих
навыков
н.г.
к.г.
Музыкальноритмические
движения
н.г.
к.г.
Танцевальноигровое творчество
н.г.
к.г.
Элементарное музицирование
н.г.
к.г.
III Организационный раздел.
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза
в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего
по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72
часам для каждой возрастной группы.
3.1 Учебно-тематический план
группы
Количество занятий в неделю,
длительность
2 ( 30 мин.)
Младшая
Количество занятий в году
72
Максимальная образовательная нагрузка
Группа
Младшая
Возраст
Длительность занятия (минут)
с 3 до 4 лет
15
3.2. Расписание занятий группы №11
Понедельник
Среда
9.00-9.15
9.00-9.15
Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя – согласно Уставу ДОУ
Летний оздоровительный период:
с 1 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. – образовательная деятельность с детьми
осуществляется в формах согласно действующим санитарно-эпидемиологическим
требованиям СанПиН 2.4.3648-20. Формы работы, проводимые в ДОУ в летний
период: Игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные
и другие игры). Двигательная деятельность. Праздники, развлечения.
3.3. Перспективное планирование праздников и досугов для младшей
группы
Задачи: Создавать радостную атмосферу, доставлять детям эстетическое
наслаждение
от общения с музыкальными игрушками. Расширять знакомство с любимыми
литературными героями. Побуждать детей активно учувствовать в праздниках и
развлечениях и получать удовольствие от увиденного и услышанного. Создавать условия
для активного восприятия детьми сказок, театрализованных представлений.
Месяц
Содержание мероприятий
Сентябрь Музыкально-спортивный досуг «Пешеход на улице»
Вечер слушания музыки.
Октябрь Праздник «В осеннем лесу»»
Музыкальная сказка «Про деда и бабу и курочку рябу»
Ноябрь
Досуг «Как звери готовились к зиме»,
Театрализованный праздник «Весѐлые музыканты».
Декабрь Новогодний утренник
Музыкальная сказка «Теремок»
Январь
Музыкально-спортивный досуг «Мы друзья природы»,
Музицирование «Весѐлый оркестр».
Февраль Колыбельные песенки «Козлик и дудочка»,
«Масленница»
Март
Праздник «8 марта-Женский день».
Спектакль «Как лягушка подружку искала»
Апрель
Перчаточный театр «Весѐлая сказочка»,
Досуг «Вышли детки в сад зелѐный»
Май
Досуг «На лесной опушки»
Музыкальные игры «Поиграем, дружок».
Июнь
Музыкальное развлечение «Солнышко, солнышко, ярче нам свети»
«Есть у солнышка друзья»
Кукольный спектакль «В след за солнышком»
Июль
День здоровья
Досуг «В гости к березке»
Праздник «На лесной полянке»
Август
Игровой досуг «Мы весѐлые ребята» (на основе экологических подвижных
игр),
Игра-драматизация «Кошкин дом»,
Итоговое развлечение «До свидания, лето!»»
3.4. Реализуемые парциальные программы и образовательные технологии
Парциальная программа «Ладушки» Новоскольцева И.А., Каплунова И.М
Издательство «Композитор»г. Санкт- Петербург 2000
Краткая аннотация В сборнике изложены задачи программы, методические принципы,
содержание
репертуара по всем возрастным группам, параметры диагностирования. Освещена тема
«Праздники в
детском саду» в контексте программы. Предлагаются анкеты для детей и родителей по
теме «Праздники»
Парциальная программа «Музыкальные шедевры» Радынова О. П. М. Гном и Д.
2000
Краткая аннотация. Авторская программа для дошкольников и младших школьников и
методические рекомендации .В брошюре дается описание учебно- методического
комплекса
«Музыкальные шедевры», содержащего программу и методические рекомендации,
методы и
приемы формирования музыкальной культуры и тематический план. Рекомендовано
Министерством общего и профессионального образования РФ
.Парциальная программа «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».
Тютюнникова
Т. Э. Москва 2004
Краткая аннотация. Маленькие песенки- бусинки сборника предназначены по словам
автора, для пения без аккомпанемента- с голоса педагога и с аккомпанементом детских
музыкальных инструментов. Предназначено для музыкальных руководителей детских
садов. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста- 2-е изд., испр. И доп. – СПб ЛОИРО,
2000. В программе раскрываются технологии, в основе которой- музыкальное движение,
направленное на целостное развитие личности детей от3 до 9 лет. Система работы
предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в
дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и
взрослого. К программе прилагаются методические рекомендации, раскрывающие путь
развития детей- от подражания к самостоятельности и к творчеству, а также разработанный
автором практический материал.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного
возраста «Камертон»
Каплунова И.М,. Новоскольцева И. А, Праздники каждый день- конспекты
музыкальных занятий с аудиоприложением, старшая группа, Издательство «КомпозиторСанкт Петербург», 2006г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ах! карнавал» Санкт-Петербург. «Композитор»
2006г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Зимние забавы» СПб «Композитор» 2007г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха!» , выпуск 1:
Методическое пособие с аудиоприложением , Невская нота, Санкт-Петербург
2009г
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Мы играем, рисуем, поем» -Пособие для
воспитателей и музыкальных руководителей,, Издательство «Композитор- Санкт-Петербург
2004г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Цирк! Цирк! Цирк!» :Пособие для воспитателей
и музыкальных руководителей,, Издательство «Композитор- Санкт-Петербург 2005г.
3.5. Методическое обеспечение образовательного процесса.
№
1.
2.
Виды музыкальной
деятельности
Пение (песенное
творчество)
Музыкальноритмические
движения.
Литература
Методические пособия
Вихарева Г.Ф. Споѐм, попляшем,
поиграем: Песенки-игры для
малышей.СПб.:РЖ «Музыкальная
политра», 2011.
Вихарева Г.Ф. Споѐм, попляшем,
поиграем 2: Песенки-игры для
малышей.СПб.:РЖ «Музыкальная
политра»,2014
Картушина М. Ю. Музыкальные сказки
о зверятах. –М.: «Издательство
«Скрипторий 2003», 2009.
Картушина М. Ю. Развлечения для
самых маленьких. Сценарий досугов
для детей первой младшей группы.- М.:
ТЦ Сфера, 2007.
Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и
поѐм. –М.:»Издательство «Скрипторий
2003», 2009.
Учите детей петь: песни и упражнения
для развития голоса у детей 3 – 5 лет /
сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М.,
1986.
Судакова Е.А Логопедические
музыкально-игровые упражнения для
дошкольников.-СПб.:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013.
Каплунова И. М, Новоскольцева И. А.
Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Средняя группа.) , Спб
«Композитор», 2007
Вихарева Г.Ф. Споѐм, попляшем,
поиграем: Песенки-игры для
малышей.СПб.:РЖ»Музыкальная
политра», 2011.
Вихарева Г.Ф. Споѐм, попляшем,
поиграем 2: Песенки-игры для
малышей.СПб.:РЖ»Музыкальная
политра»,2014
Суворова Т. И. Танцуй, малыш!, СПб
«Музыкальная палитра», 2006.
Суворова Т. И. Танцуй, малыш 2!, СПб
«Музыкальная палитра», 2007.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика.
СПб, 1994.
Аудио диски: Вихарева
Г.Ф. «Споѐм,
попляшем, поиграем»
Песенки-игры для
малышей.
Судакова Е.А
Логопедические
музыкально-игровые
упражнения для
дошкольников.
Пособие «Тучка»,
«Солнышко»,
ритмодекломации.
Иллюстрации
животных, птиц,
насекомых.
Фланелиграф с
нотками, муздидактическая игра
«Теремок».
Аудио диски: Вихарева
Г.Ф. «Споѐм,
попляшем, поиграем»
Песенки-игры для
малышей.
Суворова Т. И. Танцуй,
малыш, Танцуй, малыш
2.
А. И. Буренина
Ритмическая мозаика 1.
3
Слушание
Каплунова И. М, Новоскольцева И. А.
Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Младшая группа.) , Спб
«Композитор», 2007
Аудио диски по
программе «Ладушки»
Наглядные пособия:
Иллюстрации к
песенкам,
дидактические игры
4.
Музицирование
Вихарева Г.Ф. Споѐм, попляшем,
поиграем: Песенки-игры для
малышей.СПб.:РЖ»Музыкальная
политра», 2011.
Вихарева Г.Ф. Споѐм, попляшем,
поиграем 2: Песенки-игры для
малышей.СПб.:РЖ»Музыкальная
политра»,2014
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников
игре на детских музыкальных
инструментах. – М., 1990.
Картушина М. Ю. Музыкальные сказки
о зверятах. –М.: «Издательство
«Скрипторий 2003», 2009.
Картушина М. Ю. Развлечения для
самых маленьких. Сценарий досугов
для детей первой младшей группы.- М.:
ТЦ Сфера, 2007.
Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и
поѐм. –М.:»Издательство «Скрипторий
2003», 2009.
Аудио диски: Вихарева
Г.Ф. «Споѐм,
попляшем, поиграем»
Песенки-игры для
малышей.
Иллюстрации с
музыкальными
инструментами,
музыкальные
инструменты.
5.
Музыкальные
игры, развлечения,
досуги.
Картушина М. Ю. Развлечения для
самых маленьких. Сценарий досугов
для детей первой младшей группы.- М.:
ТЦ Сфера, 2007.
Картушина М. Ю. Музыкальные сказки
о зверятах. –М.: «Издательство
«Скрипторий 2003»
Макшанцева. Детские забавы. Книга
для воспитателя и музыкального
руководителя детского сада. – М., 1991.
Картотека хороводных,
пальчиковых,
театральных,
подвижных ,
дидактических игр.
3.6. Создание развивающей предметно пространственной
среды в музыкальном зале
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Основные требования к организации среды
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Развивающая предметно- пространственная среда музыкального зала спроектирована в
соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ., где созданы условия для
реализации образовательных областей: физическое развитие, художественно- эстетической
развитие, социально- коммуникативное развитие, а также речевое развитие
Для развития физических качеств используются:
спортивные гимнастические ленты на палочках и на кольцах
гимнастические обручи, мячи
разноцветные флажки на палочках
ткань «Море»
султанчики разных цветов
иллюстративный материал- карты перестроений, карты танцевальных движений.
Таким образом, использование данных материалов при совместной деятельности с детьми
сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье воспитанников, формируется
представление о здоровом образе жизни.
Для познавательного развития:
- портреты композиторов
- плакаты «Музыкальные инструменты»
- картотека распевок
- картотека музыкальных игр
- материалы для экспериментирования
В музыкальном зале имеются детские музыкальные инструменты различных видов и
тембров:
Для художественно-эстетического развития используются:
1.Художественные иллюстрации по слушанию музыки
2.Костюмы детские и взрослые
3. наборы плакатов и иллюстраций для оформления зала к праздникам и досугам
Для социально- коммуникативного развития:
картотека коммуникативных танцев и игр
картотека русских народных игр , хороводов и танцевальных движений
атрибуты и костюмы для танцевальных движений
-атрибуты для девочек:
платочки, шарфики, ленты, куклы, снежинки, цветы, ветки
атрибуты для мальчиков:
мечи, султанчики, рули,, флажки, трости, фонарики, кораблики, кисточки
Для речевого развития:
картотека потешек и прибауток
картотека фольклорных игр и хороводов
картотека загадок
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с
музыкой.. Он включает 3 зоны- рабочую, спокойную и активную
Рабочая зона музыкального зала включает в себя:
фортепиано,
музыкальный центр
интерактивная доска
Музыкальный зал эстетически оформлен, приобретены красивые стульчики, которые не только
создают уют в зале, но и поднимают настроение детям, что позволяет настроиться на нужный лад.
Активно используется интерактивная доска, которая позволяет более продуктивно использовать
учебный материал. Для лучшего просмотра мультимедийных презентаций в зал приобретено
затемнение.
Так же применяются музыкально-дидактические игры и пособия, которые способствуют
всестороннему развитию детей, ускоряют музыкально-сенсорное развитие детей, повышают
интерес к музыке, желание слушать еѐ, играть на музыкальных инструментах, способствуют
осознанному усвоению и закреплению знаний.
Использование аудиозаписей дает возможность детям самостоятельно импровизировать
движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. Красочность звучания
оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят.
В работе используется наглядный материал:
• Иллюстрации программных песен
• Портреты композиторов
• Иллюстрации музыкальных инструментов
• Иллюстрации к образным танцам.
Наглядно - иллюстративный материал и атрибуты
Вид музыкальной
деятельности
Наглядно-иллюстративный материал и атрибуты
Слушание
Портреты русских и зарубежных композиторов, картинки по
слушанию музыки, репродукции с картин русских
художников
Пение
Картушина М. Ю. Методические пособия по пению,
мнемотаблицы к песням
Музыкальноритмические
движения
1.Гюйсы
2.Бескозырки
3. Белые шарфы - 8 штук.
4. Разноцветные платочки – 20 штук.
5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, кошка,
ворона, разбойники, цветы, ягодки, гномики
6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка,
мышка, заяц, собака, медведь, петух.
7. Косынки (разные) – 25 штуки.
8. Султанчики (разноцветные) – 50 штук
9. Бабочки– 20 штук
10.Рули– 20 штук
11 Цветы искусственные- 100 штук
12 Цветы на ручку-20 шт.
13. Полосочки на головку(ягодки, цветы)
14. Пилотки
15 Цветы на головку
Детские музыкальные инструменты:
1. Неозвученные музыкальные инструменты
- бесструнная балалайка – 4 штук;
- пятиступенчатая лесенка;
-семиступенчатая лесенка;
2. Ударные инструменты:
- бубен средний – 10 штук;
-бубен маленький – 20 штук;
- барабан – 2 штуки;
- трещотка – 4 штуки;
- треугольник – 5 штук;
- музыкальные молоточки – 10 штук;
- колокольчики – 20 штук;
- металлофон (хроматический) – 14 штуки;
- маракас – 10 штук;
- ксилофон – 1 штука;
3. Духовые инструменты:
- свистульки –3штук;
- дудочка –4штук;
4. Струнные инструменты: гитара.- 5 шт.
Игра на детских
музыкальных
инструментах
Направления
Оснащение
образовательной
деятельности
Сенсорное развитие
Разноцветные платочки; погремушки; цветные кружочки;
цветные флажки
Познавательное
Картинки по временам года; картинки к произведениям для
слушания и пения по возрастам; для опытов со звуками есть
металлические ключи, разные виды бумаги, картонные
трубочки, коробочки, шумелочки, энциклопедия
музыкальных инструментов; энциклопедия композиторов;
музыкальные инструменты различных групп, альбомы
разных композиторов; дидактические игры: «Куда полетела
бабочка?» «Кто в домике живет», «Кого встретил колобок»,
для развития чувства ритма и звуковысотности у детей;
пособие «Этот удивительный ритм».
развитие
Формирование
целостной картины
мира, расширение
кругозора детей
Игра «Три кита в музыке»; игра «Музыкальные
инструменты»; подборка электронного материала: видео по
временам года-,иллюстрации к музыкальным
произведениям музыкально-ритмические упражнения, игра
«Щелкунчик», «Детский альбом»-П.И.Чайковского, видео к
музыке Э.. Грига; энциклопедия музыкальных
инструментов; энциклопедия композиторов; аудиозаписи
песен русских и современных композиторов
Развитие
свободного общения
со взрослыми и
детьми;
Картотека пословиц; картотека поговорок; картотека
загадок; портреты композиторов; картинки к музыкальным
произведениям; картотека пальчиковых игр; картотека
потешек; картотека коммуникативных игр; картотека
хороводных игр; аудио записи колыбельных песен;
аудиозаписи плясовых наигрышей; книги-пособия по
логоритмике
Развитие всех
компонентов устной
речи детей
Формирование
целостной картины
мира, в том числе
первичных
ценностных
представлений;
Большая и малая ширмы для кукольного театра; набор
разных кукол для театра; пальчиковый театр, театральные
костюмы; сцена с декорациями балета «Щелкунчик», маски
зверей; маски –полосочки для подвижных игр; аудио записи
колыбельных песен; аудиозаписи плясовых наигрышей;
картотека потешек; пальчиковый театр
Развитие навыков и
умений игровой
Настольные игры «Музыкальный лабиринт»; музыкальнодидактические игры: «Музыкальный паровозик»,
деятельности
«Солнышко и тучка», « «Подбери картинку», «Кого
встретил колобок?», «Птица и птенчики», «Что делают
дети?», «Волшебный мешочек», игрушки-персонажи:
лошадка, зайка, белка, львенок, мишка, кошка.
Приобщение к
элементарным
общепринятым
нормам и правилам
взаимоотношения со
сверстниками и
взрослыми (в том
числе моральными)
Подборка иллюстраций «Эмоции детей»; платочки для
танцев девочкам, рули, мечи для танцев мальчикам;
подборка ритмических движений для мальчиков и для
девочек.
Формирование
гендерной,
семейной,
гражданской
принадлежности
Куклы, мишки , платочки для танцев девочкам, машинки,
шляпы, трости для танцев мальчикам, пилотки, бескозырки,,
гюйсы, капитанские фуражки
Формирование
патриотических
чувств
Символика страны-гимн РФ, флаг; герб Санкт- Петербурга,
фотографии с видами города, музыкальные альбомы
детских композиторов;
Передача детям
Фонограммы песен для прослушивания, разучивания и
знаний о правилах
исполнения о безопасности на дороге
безопасности
дорожного движения
в качестве пешехода
и пассажира
транспортного
средства
Развитие навыков и
умений трудовой
деятельности
(самообслуживание,
хозяйственнобытовой труд, труд в
природе)
Наборы для аттракционов- «Сервировка стола»
Воспитание
ценностного
отношения к труду
других людей и его
результатам
Картинки с изображением разных профессий музыкантов ,
артистов, книга «Балет», игра «Что сначала, что потом»
- Развитие навыков и
умений музыкально-
Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный
паровозик», «Солнышко и тучка», « «Подбери картинку»,
художественной
деятельности;
- приобщение к
музыкальному
искусству
«Кого встретил колобок?», «Птица и птенчики», «Что
делают дети?», для развития чувства ритма и
звуковысотности у детей; пособие «Этот удивительный
ритм». портреты композиторов; подбор музыкальных
произведений мировой классики; театральные костюмы;
игра «Щелкунчик»; подборка электронного материала:
презентации к музыке по слушанию по временам года,
музыкально-ритмические упражнения, «Детский альбом».И.Чайковского.
Приобщение к
изобразительному
искусству
Игра «Волшебная кисточка»; слайды по видам искусства.,
кисточки, палитры, альбомы по живописи русских
художников
Развитие физических Алгоритмы танцевальных движений; картотека танцев для
качеств - накопление младшей группы.
и обогащение
двигательного опыта
детей (овладение
основными
движениями)
Формирование у
воспитанников
потребности в
двигательной
активности и
физическом
совершенствовании
Атрибуты к подвижным играм и упражнениям:
гимнастические ленты, султанчики, обручи, , цветочки на
руку, цветы, , цветные колечки, платочки, ленточки разные,
клубочки, веточки, листья
Сохранение и
укрепление
физического и
психического
здоровья детей
Картотека подвижных игр, картотека дыхательных
упражнений, картотека «Ритмические упражнения».
Воспитание
культурногигиенических
навыков
Подбор аудио и видео материала по теме «Водичка,
водичка».
Организация пополнения предметно-пространственной среды
Подготовка зала к
началу учебного года
Изготовление
музыкальных игр и
пособий
Пополнение картотек
музыкальных игр
Пополнение материалов
и пособий для
знакомства детей с
творчеством
композиторов
Обновление
стенда для родителей
Систематизация
имеющихся материалов
Обновление оформления
к празднику 8 марта
Систематизация
имеющихся материалов
Подбор материалов для
работы в летний период
-санитарное состояние
-распределение по зонам музыкальных
инструментов и пособий
-подбор иллюстраций по осенней тематике
-материал для освоения различных
танцевальных движений
-изготовление подставки для музыкальных
колокольчиков
- изготовление атрибутов и костюмов к
осеннему празднику
-хороводных игр
- игр с пением
-материал для организации детского
оркестра
- пополнение фонотеки
-изготовление атрибутов к новогоднему
празднику
«Как отмечают Новый год в разных
странах»
- дидактических игр
- методических пособий
- приобретение атрибутов к празднику
- приобретение костюма Весны
- элементов костюмов
- приобрести ложки
Составление алгоритма оснащения зон
самостоятельной музыкальной
деятельности для разных возрастных
групп
- изготовление атрибутов к выпускному
празднику
- изготовление выносного материала
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Литература
1. Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы" издание 6,
дополнительное под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, Москва
2020.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб, 1994.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М.,
1989.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. – М., 2000.
8. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н.
Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
10.Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И.
Бекина и др. – М., 1981.
11. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый день.
Младшая группа.) , Спб «Композитор», 2007
12. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый день.
Средняя группа.) , Спб «Композитор», 2007
13. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый день.
Старшая группа.) , Спб «Композитор», 2008
14. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый день.
Подготовительная группа.) , Спб «Композитор», 2009
15. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М.,
1990.
16. Кудряшов А. В. Песни для детей: настольная книга для музыкального руководителя
/Ростов н/Д:Феникс, 2010
17. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя
детского сада. – М., 1991.
18. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина
Н.А. и др. – М., 1989.
19. Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры звуками:
Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
20. Сауко Т.Н, Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического
воспитания детей 2-3 лет.- СПб., 2001.
21. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра», 2004.
22. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 2, 2005.
23. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 3, 2005.
24. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 4, 2006.
25. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра» Вып 5, 2007.
26. Суворова Т. И., Фоломеева Н. М. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. –
СПб.:«Музыкальная палитра» Вып 6, 2011.
27. Суворова Т. И. Танцуй, малыш!, СПб «Музыкальная палитра», 2006.
28. Суворова Т. И. Танцуй, малыш 2!, СПб «Музыкальная палитра», 2007.