№
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
I- Целевой раздел
1.1
1.2
Пояснительная записка
Возрастные особенности детей 6-7 летнего возраста в музыкальной
деятельности
Сведения о воспитанниках группы. Оценка здоровья контингента детей
3
5
6
II-Содержательный раздел
2.1
2.2
2.3
2.4
Формы работы с детьми, формы образовательной деятельности.
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(Музыка).
Комплексно – тематическое планирование
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
7
12
16
29
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
2.5 планируемых результатов освоения основной образовательной программы 31
дошкольного образования.
III- Организационный раздел
3.1
Учебно-тематический план
3.2
3.3
3.4
3.5
Расписание занятий
Реализуемые парциальные программы и образовательные технологии
Методическое обеспечение образовательного процесса
Создание РППС в музыкальном зале
Литература
33
33
34
35
38
41
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования;
Основной образовательной программы ГБДОУ детский сад № 87 Калининского
района Санкт-Петербурга (Далее – ГБДОУ);
ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования) утверждѐн 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства
образования и науки РФ;
Конвенции о правах ребѐнка;
Постановление Главного государственного врача РФ от 28 сентября 2020г №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения детей и молодѐжи»
Программно–методическое обеспечение
Учебно-методический комплект «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы
Т. С. Комаровой Э. М. Дорофеевой.
Парциальные программы:
Музыкальные шедевры О, П, Радыновой; программа «Ладушки» И,М, Каплунова , И, А,
Новоскольцева СП
Учебно-методический комплект «От рождения до школы»
Музыкальные шедевры О, П, Радыновой
Программа «Ладушки»И,М, Каплунова , И, А, Новоскольцева СПб
Цели и задачи рабочей программы
Цели:
создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами музыки;
создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого ребѐнка в
получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования
на основе единства обязательных требований к условиям реализации программы;
создание условий для формирования основ базовой культуры личности;
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи рабочей программы:
- Формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
- Формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
- Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления
здоровья детей;
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания,
движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных
способностей);
- Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной
культуре;
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах
музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
- Развивать коммуникативные способности;
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в
повседневной жизни;
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в
привлекательной и доступной форме;
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной
игре;
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Принципы и подходы к формированию Программы
- полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства, обогащение детского
развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребѐнка, в рамках которой ребѐнок активно выбирает
содержание своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребѐнка
полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
- сотрудничества организации с семьѐй;
- приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- стимулирование познавательных интересов и действий ребѐнка в различных
видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учѐт этнокультурной ситуации развития ребѐнка;
- образовательный процесс осуществляется на всѐм протяжении пребывания
детей в дошкольной организации;
- процесс развития личности ребѐнка обеспечивается в различных видах
общения, а тек же в игре; познавательно-исследовательской деятельности;
- образовательный процесс строится на основе партнѐрского характера
взаимодействия участников образовательных отношений.
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Рабочая Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и
общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
1.2.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет в музыкальной
деятельности
Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех
видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно
меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения ещѐ более координированными, увеличивается объѐм внимания и памяти,
совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется
осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые
качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.
При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая
утомляемость, что необходимо учитывать в организации музыкальных образовательных
ситуаций.
В дошкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребѐнка
средствами музыки возрастает.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,
формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного
и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Планируемые результаты
К концу года дети могут:
• узнать мелодию Государственного гимна РФ,
• определять жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на
котором оно исполняется;
•
определять общее настроение, характер музыкального произведения;различать части
музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев);
• могут петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно
передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
• могут петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
• умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный
ритмический рисунок;
• умеют выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с
приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг);
• инсценируют игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и
хоровода.
1.2.
Сведения о воспитанниках группы
Оценка здоровья контингента детей данной группы № 3
Общая
численность
Первая
25
Группа здоровья
Вторая
Третья
24
1
Индивидуальные особенности контингента детей
Пол
Ж
14
М
11
Сведения о семьях воспитанников
Общее количество детей из них, проживающие в:
Полной семье
21
Неполной семье
Многодетной семье
3
Проблемной семье
Семье с опекуном
Этнической семье
1
Сведения о воспитанниках группы
Оценка здоровья контингента детей данной группы № 10
Общая
численность
24
Группа здоровья
Первая
Вторая
Третья
1
17
6
Индивидуальные особенности контингента детей
Пол
Ж
14
М
10
Сведения о семьях воспитанников
Общее количество детей из них, проживающие в:
Полной семье
21
Неполной семье
2
Многодетной семье
1
Проблемной семье
Семье с опекуном
Этнической семье
1
2. Содержательный раздел.
2.1. Формы работы с детьми, формы музыкальной деятельности
Одной из форм организации процесса музыкально-творческого развития детей
дошкольного возраста являются музыкальные занятия, которые могут проводиться в
партнерском взаимодействии педагога со всей группой (фронтально) или с подгруппой (что
является наиболее предпочтительным вариантом) детей.
Кроме музыкальных занятий, особое внимание уделяется организации свободной,
самостоятельной музыкальной деятельности детей, которая включает в себя:
проведение музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-слуховых
представлений, чувства ритма, ладового чувства, тембрового и динамического восприятия;
творческих и музыкально-двигательных игр;
организацию музыкально-творческих игр-забав, игр-импровизаций, игр-хороводов,
включающих исполнение на детских музыкальных инструментах;
танцевальные импровизации с использованием сюжетного оформления;
чтение сказок с выполнением музыкально-творческих заданий.
Предусматривается также и организация музыкальной среды в семье. Она
заключается в информировании родителей относительно задач, содержания, средств
музыкально-творческого развития детей на каждый месяц и рекомендациях совместного
посещения детьми и родителями различных концертов для детей (в детских музыкальных
школах, концертных залах), вовлечение родителей в подготовку и проведение праздников,
развлечений, а также в посещении детских музыкальных спектаклей в театрах, в
формировании у родителей умения выстраивать собственную оценочную деятельность в
ходе наблюдения за достижениями ребѐнка в музыкально-творческой деятельности.
Независимо от формы организации образовательной деятельности, методы и приемы
музыкального развития используются в комплексе.
Словесные методы
- объяснения
- указания
- вопросы
- словесные приѐмы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы,
команды).
Практические методы или методы упражнений
- игровые приѐмы;
- многократное повторение трудных мест или всего произведения в целом;
- сочетание приѐмов: практический + наглядный методы (упражнение детей по показу
взрослого); наглядный + словесный (показ и объяснение педагога); словесный +
практический (объяснение педагога и упражнение детей); тактильно-мышечная
наглядность + упражнение (индивидуальная помощь педагога «слабым» детям, которые не
справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий);
наглядность + упражнение (постепенное включение всех детей в пляску).
метод рассказа: используется чаще всего в вводной части занятия при введении
детей в сюжетную основу;
объяснение: необходимо для обучения детей игре на детских музыкальных
инструментах, различным способам звукоизвлечения;
наглядные методы: использование иллюстраций, сюжетных игрушек, наглядных
материалов (карточек, схем, пиктограмм) для развивающих заданий, упражнений;
музыкальные иллюстрации: зависят от сюжетного наполнения занятия или другой
музыкально-творческой деятельности, подбираются в соответствии с возрастным
уровнем восприятия детьми музыки;
игровые методы (игровые ситуации и музыкально-развивающие игры) наиболее
часто используются на занятиях и при организации работы вне занятий.
Наглядные методы
Наглядно-слуховые приѐмы:
исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя,
воспитателя, ребѐнка;
слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
использование
разнообразных
видов
фольклора
(словесного,
певческого,
инструментального, игрового и т. д.);
использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона,
барабана, бубна, погремушек и т. д.).
Наглядно-зрительные приѐмы:
показ педагогом разнообразных приѐмов исполнения по всем видам музыкальной
деятельности;
показ приѐма детьми, которые хорошо его освоили;
«сравнительный показ». Педагог даѐт правильный и неправильный показ выполнения
движения, правильное исполнение дети могут отметить хлопками;
показ педагога с утрированными ошибками, с дальнейшим правильным исполнением
детьми;
наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры,
видеофильмы, игрушки; всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки,
платочки и т. д.)
тактильно-мышечная наглядность. Индивидуальная помощь педагога для принятия
правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.
Приѐмы, активизирующие эмоциональную отзывчивость:
использование игровых мотиваций;
сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.;
обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности
использование сюрпризных моментов;
включение игровых и сказочных персонажей;
использование
музыкального
сопровождения,
соответствующего
характеру
осуществляемой деятельности, еѐ темпу и содержанию;
использование художественного слова: коротких познавательных рассказов;
предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор: материалов,
способов действий, партнѐров и т.д.;
претворение полученных музыкальных впечатлений в самостоятельной игровой
деятельности передача, имитация через движение;
поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество;
использование синтеза искусств: музыка, художественное слово, изобразительное
искусство.
Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности
(восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на дми)
в подготовительной группе.
Формы работы
Режимные
Совместная
Самостоятельная
Совместная
моменты
деятельность
деятельность детей
деятельность с
педагога с детьми
семьей
Формы организации детей
Индивидуальные
Групповые
Индивидуальные
Групповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Индивидуальные
Использование Занятия
Создание условий Консультации для
музыки:
для
родителей
Праздники,
-на утренней
самостоятельной Родительские
развлечения
гимнастике и
музыкальной
собрания
Музыка в
физкультурных
деятельности в
повседневной
Индивидуальные
занятиях;
группе:
подбор
жизни:
беседы
- на музыкальных -Другие занятия
музыкальных
Совместные
занятиях;
инструментов
-Театрализованная
праздники,
- во время
(озвученных и
деятельность
развлечения в
умывания
неозвученных),
-Слушание
ДОУ (включение
- на других
музыкальных
музыкальных
родителей в
занятиях
игрушек,
сказок,
праздники и
(ознакомление с
театральных
- Беседы с детьми о
подготовку к
окружающим
кукол, атрибутов,
музыке;
ним)
миром, развитие
элементов
-Просмотр
Театрализованная
речи,
костюмов для
мультфильмов,
деятельность
изобразительная
театрализованной
фрагментов детских
(концерты
деятельность)
деятельности.
музыкальных
родителей для
- во время
ТСО
фильмов
детей,
прогулки (в
Игры в
- Рассматривание
совместные
теплое время)
«праздники»,
иллюстраций в
выступления
- в сюжетно«концерт»,
детских книгах,
детей и
ролевых играх
«оркестр»,
репродукций,
родителей,
- в компьютерных предметов
«музыкальные
совместные
играх
занятия»,
окружающей
театрализованные
- перед дневным
«телевизор»
действительности;
представления,
сном
- Рассматривание
Инсценирование
оркестр)
- при
портретов
содержания
Открытые
пробуждении
композиторов
песен, хороводов,
музыкальные
- на праздниках и -Пение знакомых
Составление
занятия для
развлечениях
песен во время игр,
композиций
родителей
прогулок в теплую
русских танцев,
Создание
погоду
вариаций
наглядно-Развитие
элементов
педагогической
танцевальноплясовых
пропаганды для
игрового творчества
движений
родителей
- Празднование дней Придумывание
(стенды, папки
рождения
выразительных
или ширмыдействий с
передвижки)
воображаемыми
Оказание помощи
предметами
родителям по
Игры в «детскую
созданию
оперу»,
«спектакль»,
«кукольный
театр» с
игрушками,
куклами, где
используют
песенную
импровизацию,
озвучивая
персонажей.
Музыкальнодидактические
игры
Инсценирование
песен, хороводов
предметномузыкальной
среды в семье
Посещения
музеев, выставок,
детских
музыкальных
театров
Прослушивание
аудиозаписей,
Прослушивание
аудиозаписей с
просмотром
соответствующих
иллюстраций,
репродукций
картин, портретов
композиторов
Просмотр
Посещения
детских
музыкальных
театров
Совместное пение
знакомых песен
при
рассматрвании
иллюстраций в
детских книгах,
репродукций,
портретов
композиторов,
предметов
окружающей
действительности
Создание
совместных
песенников
видеофильмов
Создание
фонотеки,
видеотеки с
любимыми
танцами детей
Форма работы с участниками образовательных отношений
Совместная деятельность
с педагогом
-рассматривание,
-просмотр фильмов,
слайдов;
-наблюдение;
-исследовательская
деятельность;
-проектная деятельность;
-развивающие игры;
-рассказ;
-беседа;
-досуги;
-праздники;
-развлечения;
-подвижные игры;
Самостоятельная
деятельность детей
-игровые обучающие
ситуации;
-рассматривание;
-наблюдение;
-развивающие игры;
-исследовательская
деятельность;
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-игры по ЗОЖ;
Совместная деятельность с
семьѐй
-экскурсии;
-прогулки;
-наблюдения;
-детско-родительские проекты;
-чтение художественной
литературы;
-просмотр фильмов, слайдов;
-игры;
-собственный пример
родителей;
-дни здоровья;
-музыкальные гостиные
Формы работы досуговой деятельности с детьми
(подготовительная группа)
Сроки
Содержание мероприятий
Сентябрь
Праздник на улице «День знаний»
Музыкально-физкультурное развлечение по ПДД «Пешеход на улице»
Октябрь
Осенний праздник
Ноябрь
Концерт «День матери»,
Театрализованная музыкальная постановка «Рукавичка»
Декабрь
Новогодний утренник
Музыкально-физкультурное развлечение «Здравствуй, Зима!»
Тематическое занятие «Поклонимся великим тем годам»,
Музыкально -физкультурное развлечение «Зимние забавы»
Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества «Наши папы молодцы»
Масленица.
Праздник «8 марта-Женский день».
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Развлечение «День космонавтики»
Развлечение «День смеха»
Праздник «День Победы»,
Праздник «Выпускной вечер»
Июнь
Праздник, посвящѐнный дню защиты детей «Пусть всегда буду я!»
Досуг «Здравствуй, лето!» Праздник «День России»
Июль
Музыкальный досуг «Наш друг светофорик».
Досуг с элементами театрализации «Сказка в музыке»
Август
Музыкальный досуг «Морская звезда» ,музыкально-спортивный праздник
«Малые олимпийские игры» концерт «Что нам лето подарило?»
2.2.
Реализация образовательной области
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
(Музыка)
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему
миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
Музыкально-художественная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству;
формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными
понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии
музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений
в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной
творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений
становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют
устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога
искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации.
Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет
каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами:
звуками, красками, движениями, словом.
Постепенно ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С. Выготский),
понимая, что музыка позволяет любому человеку общаться и быть понятым. Музыкальная
Культура ребенка позволяет рассматривать музыку как способ саморегуляции поведения, что
открывает возможности в применении элементов музыкотерапии в работе с детьми. Эмоции,
переживаемые при восприятии музыкального произведения, усиливают «чувство жизни»,
вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего
дошкольника.
Закономерности и особенности развития психических процессов старшею дошкольника
позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший
дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров,
форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения
знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический
опыт общения с музыкой.
Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в
исполнительскую деятельность. В старшем дошкольном возрасте важно показать ребенку
способы пользования освоенными ранее средствами (голосом, движением, музицированием)
для создания выразительного художественного образа.
Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителемслушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно
важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями,
обеспечивающими полноценное музыкальное развитие дошкольника.
Задачи, содержание и организация музыкального восприятие слушания интерпретации
- Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и
направлениями в музыке;
- Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов;
- Обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и
средств музыкальной выразительности;
- Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной
выразительности.
Старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании
музыки, становясь участниками этого процесса. Создается прекрасная возможность для
проявления индивидуального творческою потенциала детей: это и возможность передачи
художественно-музыкального образа в музыкально- ритмических движениях. Возможность
подобрать музыкальный инструмент, который характеризует этот художественный образ, и
музицировать на нем. Изображение музыкальных впечатлений в изобразительной
деятельности; сочинение ребенком стихотворения, отражающего ею отношение и впечатление, эмоции от услышанною музыкального произведения; желание исполнить эту музыку
в составе детскою оркестра или в музыкально-художественной театрализации. В процессе
активного восприятия музыки ребенком реализуется ею естественная потребность
превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.
Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства импровизации
творчества
- Развитие умений чистого интонирования в пении;
- Освоение навыков ритмического многоголосия посредством игрового музицирования;
- Стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр,
оркестровок;
- Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной
деятельности.
Ребенок старшего дошкольного возраста участвует в играх на ритмическое многоголосие;
слышит 2х и 3х-дольный ритм и исполняет его на различных ударных инструментах в
синтезе с речевыми играми в коллективе детей.
Дети поют русские народные попевки и песни, детские песенки как без сопровождения,
так и на 2 голоса, с показом ступеней ручными знаками, относительной сольмизацией. Владеют абсолютной сольмизацией, умеют сольфеджировать попевки по нотам или с показом на
5 пальцах «линеечках» как на нотном стане. Умеют выложить ноты на нотном стане.
Слышат интервалы, сыгранные в любом регистре, понимают состав интервала, могут спеть
песенки на любой интервал «про мышку», «про кошку», «про медузу», «про оленя», «про
носорога».
Дети много импровизируют в пении, танцах, на музыкальных инструментах. Могут
создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемые тексты; отбирать и
соединять движения в танец; собираться по несколько человек, распределять инструменты и
создавать небольшие оркестровки. В музыкальных играх и хороводах выступают
сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных
игр.
Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства
волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детскою оркестра или хора. Они
характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание
качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для
ребенка становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на
результат, на создание понятною и выразительного образа, стремление получить одобрение
зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для
ребенка не игрой, а художественным творчеством. Важно поддерживать это состояние как
до, так и после выступлений детей.
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы.
Форма организации
Программные задачи
музыкальной деятельности
Репертуар
Виды интеграции
образовательных областей
Сентябрь
Тема периода - «Я в детском саду»
Обогащать музыкальные впечатления детей, «Осенняя песнь» П.И.Чайковского
вызывать яркий эмоциональный отклик при «Осень» из цикла «Времена года» А.
восприятии музыки разного характера.
Вивальди
Формировать умение определять жанр и
характер музыкального произведения,
различать средства музыкальной
выразительности.
Закрепить практические навыки
«Осень», сл. В. Семерина, муз. А.
2. Пение. Песенное
выразительного исполнения песен. Развивать Арутюнова,«Листопад» Т.Попатенко
творчество
Усвоение песенных навыков умение петь песню эмоционально, передавая «Осенняя песенка», сл. В. Газизовой,
спокойный, сдержанный характер.
муз. Л. Семѐновой.
Танец «Листопад»,
3. Музыкально-ритмические Способствовать дальнейшему развитию
умения выразительно и ритмично двигаться в Полька «Добрый жук».
движения.
Упражнения.
соответствии с разным характером музыки. «Детская полька», А. Жилинский.
Пляски.
Способствовать
Игра «Передай мяч», мордавская нар.
4. Музыкально- игровое и
формированию навыков исполнения
мелодия,
танцевальное творчество
танцевальных движений. Улавливать
Игра «Динь-динь-динь-письмо тебе»,
особенности образного характера музыки.
немецкая нар мел,
Совершенствовать способы и приѐмы игры
Озвучивание песен муз. инстументами
5. Игра на детских
музыкальных инструментах звукоизвлечения на металлофоне, полученные «Разминка», сл. и муз. Е.
детьми в старшей группе. Побуждать детей Макшанцевой.
играть индивидуально, в ансамбле и в
«Вальс-шутка», Д. Шостакович.
оркестре простейшие мелодии (использовать
металлофоны, треугольники, бубны
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений
Физическое развитие:
развивать самостоятельность,
творчество; формировать
выразительность и грациозность движений; привлекать
к активному участию в
коллективных играх.
Социально- коммуникативное
развитие:: приобщение к элементарным общепринятым
нормам и правилам
взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Познавательное развитие:
расширять и уточнять
представление об окружающем
мире; закреплять умения
наблюдать
Речевое развитие: развивать
умение поддерживать беседу,
поощрять стремление
высказывать свою точку
зрения и делиться с педагогом.
Октябрь
Тема периода - «Осеннее настроение»
Расширять музыкальный кругозор
«Октябрь», П. И. Чайковский.
детей в процессе слушания
«Вальс», муз Вихаревой
вокальной и инструментальной
«Музыкальный момент» С. В. Рахманинова
музыки. Продолжать обогащать
впечатления детей, формировать
музыкальный вкус, развивать
музыкальную память.
«Наступила Осень», фонограмма,
2.Пение. Песенное Формировать звуковысотное
восприятие: различать звуки
«Осенняя песенка», сл. В. Газизовой, муз. Л.
творчество
Усвоение песенных мажорного трезвучия,
Семѐновой. «Осенние частушки», р.н.мелодия.
навыков
последовательность из трѐх, четырѐх,
пяти ступеней лада, идущих вверх и
вниз.
Продолжать развитие
«Танец с платочками», русский лирический,
3. Музыкальновыразительности движений под
ритмические
муз. Б. Карамышева.
музыку: ходьба различного
движения.
«Танец осенних листьев», В. Косенко.
Упражнения.
характеров (бодрая, спокойная),
Пляски
легкий ритмичный бег, поскоки,
боковой галоп.
У ч и т ь проводить игру с текстом, «Будь ловким» Н. Ладухин,
4.Музыкальноигровое и танцев. ведущим. Р а з в и в а т ь активность, «Хитрый кот», Насауленко.
коммуникативные качества
творчество.
5.Игра на детских Развивать умение играть ансамблем, «Камаринская» П. Чайковского
по партиям, по дирижѐрскому жесту. м\д игра «Узнай инструмент»
музыкальных
Совершенствовать навыки игры на «Ложкари», р.н.м «Сударушка»
инструментах
русских народных инструментах.
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений
Физическое развитие: развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений; привлекать к активному участию в коллективных играх.
Социально - коммуникативное развитие:
приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам
взаимодействия со сверстниками
Познавательное развитие: расширять и
уточнять представление об окружающем
мире; закреплять умения наблюдать.
Ноябрь
Тема периода - «Мир вокруг нас»
Закреплять понятие терминов
«Ноябрь», П. И. Чайковский, А. Вивальди,
1 Слушание
«музыкальная фраза», «вступление», «Полька» , М. И. Глинка., «Марш», муз. Ж. Б.
музыки.
«заключение» и умение пользоваться Люлли.
Восприятие
ими в слушательской и
музыкальных
исполнительской деятельности.
произведений
Формировать понятие о том, кто
создаѐт музыку: народ, композиторы.
Знакомить с именами композиторов,
произведения которых слушают
дети: М И Глинка, П. И. Чайковский,
А. Л. Вивальди, и др.
2. Пение. Песенное Развивать выразительность пения: не «Скворушка прощается», муз. Т. Попатенко.
спеша, чуть грустно и нежно;
творчество
« Приходи, зима!», сл. и муз. Э. Большаковой.,
Усвоение песенных протяжно, напевно, легко,
«Мамочка милая, мама моя», авт. Кудряшов
навыков
отрывисто, постепенно замедляя и
ускоряя темп.
Развитие умение ориентироваться в «Хороводный шаг», русская нар мел.,
3.Музыкальнопространстве. Находить
ритмические
«Марш» Филиппенко,
выразительные движения для
движения.
«Парный танец», хорв. нар мелодия
Упражнения.
составления композиции танца
«Танец утят», фр. нар мелодия
Пляски.
польки, импровизировать отдельные
элементы польки.
Побуждать детей выразительно
«Кто скорее», муз. Л. Шварца.
4.Музыкальнопередавать музыкально-игровые
игровое и танц.
«Ищи», муз. Т. Ломовой,
образы, согласованность движения с «Цапля и лягушки», Насауленко.
творчество
текстом песен.
5.Игра на детских Использовать в инструментальной «Весѐлый оркестр!» сл. и муз. М. Картушиной.
импровизации различные
музыкальных
«Галоп», И. Дунаевский.
динамические, ритмические наигрыш
инструментах
Физическое развитие: развивать самостоятельность,
творчество;
формировать выразительность и грациозность движений; привлекать к активному участию в коллективных играх.
Социально - коммуникативное
развитие:: приобщение к элементарным
общепринятым нормам и правилам
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми; воспитывать дружеские
взаимоотношения, уважение к
окружающим.
Познавательное развитие: расширять и
уточнять представление об окружающем
мире.
Декабрь
Тема периода - «В ожидании Нового года»
1.Слушание музыки. Расширять музыкальный кругозор
Римский – Корсаков «Море», «Полет шмеля»
Восприятие
детей, знакомя с разнообразной
Социально- коммуникативное развитие:
Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
музыкальных
вокальной и инструментальной
приобщать к элементарным
Э. Григ «В пещере горного короля»
сказочной музыкой, композиторами.
общепринятым нормам и правилам
произведений
взаимодействия со сверстниками и
взрослыми; воспитывать дружеские
«Что за праздник, Новый год», сл. и муз.
2.Пение. Песенное Формировать звуковысотное
взаимоотношения, уважение к
восприятие, нацеливая детей на
Вихаревой,
творчество
окружающим.
Усвоение песенных различение полного звукоряда,
«Дед Мороз и Валенки», муз. В. Шаинского,
навыков
неполного звукоряда (5 ступеней),
сл. Т. Суворовой.
Физическое развитие: развивать сапоследовательностей из трѐх звуков
мостоятельность, творчество; формажорного трезвучия, идущих вверх
мировать выразительность и грации вниз.
озность движений; привлекать к акРазвивать выразительность и
«Танец вокруг ѐлки», («Галоп», Штраус),
3.Музыкальнотивному участию в коллективных играх.
качество движений под музыку.
«Танго снежинок», современный танец,
ритмические
Совершенствовать умения легко и
«Хороводный шаг», обр. Т. Ломовой.
движения.
Познавательное развитие: расширять и
Упражнения.
энергично скакать с ноги на ногу,
уточнять представление об окружающем
Пляски.
бегать. Продолжать усваивать
мире; закреплять умения наблюдать.
переменный шаг, шаг польки,
хороводный и пружинящий шаг.
Учить выразительно двигаться в
Игра «Жмурка», обр. Т. Ломовой.
4. Музыкальносоответствии с музыкальными
Игра «Ловишки», муз. В. А. Моцарта.
игровое и
образами, эмоционально передавать Игра «Сугроб», сл. и муз. Картушиной.
танцевальное
музыкально-игровые образы.
творчество
«Калинка», р.н.м,
5.Игра на детских Развивать у детей способствовать
играть в ансамбле. Использовать:
музыкальных
«Колыбельная песенка», Г. Свиридов.
треугольники, колокольчики, бубны,
инструментах
барабаны, треугольники.
Январь
Тема периода - «Зимушка-зима»
Знакомить детей с общественными
событиями на основе тематического
музыкального материала с
использованием чтения
художественной литературы для
усиления эмоционального
восприятия музыкальных
произведений.
2.Пение. Песенное Упражнять в ускорении и
замедлении пения. Побуждать детей
творчество
Усвоение песенных оценивать пение своих сверстников.
навыков
Формировать способность
самостоятельного пения несложных
песен без сопровождения по одному
и всей группой.
Упражнять в поскоке, лѐгком беге и
3.Музыкальнопростом шаге. Способствовать
ритмические
развитию танцевально-игрового
движения.
Упражнения.
творчества. Развивать умение
Пляски.
придумывать движения к пляскам.
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
«Песенка друзей», муз. В. Герчик,
«Клоуны», муз. Д. Кабалевский
«Зима», А. Вивальди.
Социально-коммуникативное развитие:
развивать умение поддерживать беседу,
поощрять стремление высказывать свою
точку зрения и делиться с педагогом и
«У комелька» П.И.Чайковский
другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник по«В пещере горного короля» Э.Григ
лученной информации (телепередача,
рассказ взрослого, посещение выставки,
«Зимняя песенка», сл. П. Кагановой, муз. В.
детского спектакля и т. д.); учить строить
Красева «Ворон», р.н.песня.
высказывания, решать спорные вопросы
«Мы солдаты», М. Картушиной.
«Как на тоненький ледок» р.н.п. обр. А. Рубца; и конфликты с помощью речи (убеждать,
доказывать, объяснять).
«Шаг и поскок», муз. Т. Ломовой,
«Морской танец», О. Газманов,
«Марш», Свиридов
«Парная пляска», чешская нар мел.
«Шаг и поскок», муз. Т. Ломовой,
Побуждать к импровизации игровых «Играем в снежки» Т. Ломовой
и танцевальных движений
«Дразнилка», Т. Насауленко,
4. Музыкальноигровое и
танцевальное
творчество
6.Игра на детских Развивать слуховые представления, «Марш ѐлочных игрушек», (фонограмма)
самостоятельность, побуждая детей «Рондо с палочками», С. Слонимский (Т. Э.
музыкальных
найти новый приѐм игры на
инструментах
Тютюнникова).
музыкальных инструментах.
Познавательное развитие: расширять и
уточнять представление об окружающем
мире; закреплять умения наблюдать.
Физическое развитие: развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и грациозность движений; привлекать к активному участию в коллективных играх.
Февраль
Тема периода - «Защитники Отечества»»
1.Слушание музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
Упражнения для
развития голоса и
слуха
2.Пение. Песенное
творчество
Усвоение песенных
навыков-
3.Музыкально- ритмические
движения.
Упражнения.Пляски.
4. Музыкальноигровое и
танцевальное
творчество
5.Игра на детских
муз. инструм.
Знакомить детей с инструмен«Жаворонок», муз. М. Глинки,
тальными и вокальными
«Зима», А. Вивальди
произведениями различной
«Военный марш», Г. Свиридов.
тематики: о зиме и еѐ
«Вальс», П. И. Чайковский.
особенностях, о российской армии
и масленице. Развивать умение
различать жанры музыкальных
произведений (песня, танец, марш).
Закреплять у детей умение
«Шли солдаты на войну», сл. и муз. И.
самостоятельно начинать пение
Русских, «Моя единственная мама»
после вступления. Правильно брать (фонограмма) «Наша Россия прекрасна»,
дыхание. Точно передавать
муз. и сл. З. Роот
мелодию, петь без напряжения,
легко, естественно
Развивать согласованность
«Русский народный хоровод», муз. нар.
движений с формой построения
«Детская полька» М. Глинки;
музыкальных произведений и их «Марш по тройкам», А. Буренина
динамикой: передавать в движении
особенности трѐх частей
музыкального произведения.
Побуждать к игровому творчеству, Игра «Как на горке снег»
применяя систему творческих за- Игра «Кот и мыши», сл. и муз. М.
даний
Картушиной, «Кто лучше скачет» Ломовой.
Воспроизвести равномерную
ритмическую пульсацию на
различных ударных
инструментах.
«Полька», Штраус,
«Танец «Анитры», Э. ГРигр.н.м
Социально- коммуникативное развитие:
приобщать к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимодействия со
сверстниками и взрослыми; воспитывать
дружеские взаимоотношения, уважение к
окружающим.
Познавательное развитие: расширять и
уточнять представление об окружающем мире; закреплять умения наблюдать,
формировать целостную картину мира и
первичных ценностных представлений.
Художественно- эстетическое развитие:
развивать эстетическое восприятие, умение
созерцать красоту окружающего мира.
Март
Тема периода «Международный женский день»
Привлекать детей к слушанию
«Весна», А. Вивальди,
1.Слушание
музыки. Восприятие ласковой мелодии, отмечать, каким «Утро», Э. Григ,
музыкальных
средствами выразительности
«Море», Поль Мариа
произведений.
подчѐркивается любовь к матери
(тихое звучание, лѐгкие звуки и т.д).
«Марш Черномора» Муз.М.Глинки
Художественно- эстетическое
развитие:: развивать эстетическое
восприятие, умение созерцать красоту
окружающего мира
Физическое развитие: развивать самостоятельность, творчество; формировать выразительность и граци«Весенняя капель», муз.и сл. Е. Никитиной озность движений; привлекать к ак2Пение. Песенное Способствовать развитию
выразительности пения: петь
«Простая песенка» сл. В. Семернина, муз. В. тивному участию в коллективных.
творчество.
Усвоение песенных эмоционально, точно, соблюдая
Дементьева
Социально-коммуникативное
навыков
динамические оттенки, отмечая
«Россия», сл. и муз. Т. З. Прописновой
развитие: развивать умение
концы фраз; петь в соответствии с
поддерживать беседу, поощрять
характером музыки (не спеша,
стремление высказывать свою точку
негромко, напевно; весело, шутливо;
зрения и делиться с педагогом и
радостно, бодро; торжественно).
другими детьми разнообразными
Развивать восприятие трехчастного «Полька», Т. И. Буренина
3. Музыкальновпечатлениями, уточнять источник
музыкального произведения,
«Танцуйте сидя», сл. М. Пляцковского,
игровое и
полученной информации
определяя его характер и
Муз. Б. Савельева
танцевальное
(телепередача, рассказ взрослого,
самостоятельно выполняя
«Танец с ложками», р.н.м
творчество
посещение выставки, детского
соответствующие движения с
спектакля и т. д.); учить строить
атрибутами и без них
высказывания, решать
Развивать творческую фантазию.
«Баба Яга», сл. и муз. Насауленко,
4.Музыкальноспорные вопросы с помощью речи
Учить действовать с воображаемы
ритмические
«Ручеѐк», р.н.песня.
убеждая и доказывая.
ми предметами. Передавать в
движения.
Речевое развитие:: формировать
Упражнения.
движении музыкальные образы.
умение выучивать наизусть тексты
Пляски.
вокальных произведений
5.Игра на детских Совершенствовать игру в ансамбле, «Дождик», «Весѐлый оркестр»,
умения исполнять знакомые песни, «Весняночка», Т. Насауленко.
музыкальных
воспроизводить различные ритмы на «Кукушкин вальс», Ч. Остен.
инструментах
ударных инструментах.
Апрель
Тема периода- «Весна»
Обогащать детские представления об
«Шарманка», Д. Шостокович.,
изобразительных возможностях музыки, «Волынка», Л. Моцарт,
еѐ способности отображать явления
«Марш деревянных солдатиков»,
окружающей природы.
«Апрель. Подснежник» П. И.
Знакомить детей с основными группами Чайковский
музыкальных инструментов
симфонического и народного оркестра
2. Пение. Песенное Побуждать детей прислушиваться к
«Давайте играть», Е. Туманян.
пению своему и сверстников, сравнивать «Веснянка», украинкая народная
творчество.
Усвоение песенных его, оценивать, прислушиваться к
песня
навыков.
исполняемой мелодии на фортепиано, «Наша Россия прекрасна», муз. и сл.
сопоставляя различные по характеру
З. Роот.
музыкальные фразы, предложения.
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
3. Музыкально-
ритмические
движения
Закреплять знакомые плясовые
движения. Развивать способность
выразительно действовать с
воображаемыми предметами,
придумывать движения, действия для
персонажей игр, инсценировок.
«Весенний вальс», Е. Дога,
Полька «Добрый жук»,
Танец «Барбарики».
Полька», И. Стравинский,
Игра на детских Формировать у детей знания о
музыкальных инструментах: название, Оркестр «Во саду ли, в огороде».
музыкальных
характер звучания, правила пользования
инструментах
и хранения, приѐмы игры на них,
расположение высоких и низких звуков
и история их возникновения.
4.
Социально- коммуникативное развитие:
развивать умение поддерживать беседу,
поощрять стремление детей высказаться о
своих впечатлениях о музыке
Познавательное развитие: расширять и
уточнять представление об окружающем
мире; закреплять умения наблюдать.
.
Речевое развитие: формировать умение
выучивать наизусть тексты вокальных
произведений
Художественно- эстетическое развитие:
развивать эстетическое восприятие,
умение созерцать красоту окружающего
мира
Май
Тема периода - «Наш город».
Ориентировать детей на ценности
«Лебёдушка», «Полянка»-русская
музыкальной культуры.
народная песня.
Укреплять интерес к слушательской
«Вальс», «Неаполитанская песня»,
деятельности. Усиливать
«Камаринская» П. И. Чайковский,
эмоциональное восприятие
музыкальных произведений
художественными примерами
изобразительного искусства,
литературы и устного народного
творчества.
2. Пение. Песенное Обогащать через песни представления Песни ВОВ: «Катюша», «Вечный
ребят об окружающей
творчество.
огонь», «В землянке».«Собираемся в
Усвоение песенных действительности, воспитывать
школу», сл. и муз. М. Ю. Васильевой
навыков.
положительное отношение ко всему
«Прощальный вальс», сл. и муз. Т. А.
прекрасному, доброму. Знакомить
детей с песнями ВОВ и на основе этого Эльпорт,
«А в школе», сл. и муз. Е. Никитиной.
воспитывать патриотизм.
1.Слушание
музыки.
Восприятие
музыкальных
произведений.
3. Музыкально-
ритмические
движения
Продолжать приобщать детей к
народному музыкальному творчеству
через освоение народных игр и
хороводов. Нацеливать детей следить
за осанкой.
Хоровод «Рябинушка», «Во поле
берѐза стояла», р.н.п,«Солнечный
день», М. Шмитц,«Горошина», сл. Н. .
Френкиль, муз. В, Карасѐвой
«Весѐлые дети», литовская нар мел.
«Светит месяц», р.н.м.
на детских Знакомить детей с русскими
народными ударными инструментами и Игра с бубнами, муз. М. Красева
музыкальных
способами игры на них (трещѐтка,
«Школьная полька», Штраус.
инструментах
ложки, коробочка, ксилофон,
колокольчик, бубен
копытца и т.д).
4. Игра
Художественно - эстетическое
развитие: развивать эстетическое
восприятие, умение созерцать красоту
окружающего мира
Познавательное развитие:: формировать
целостную картину мира и первичных
ценностных представлений.
Социально-коммуникативное развитие:
развивать умение поддерживать беседу,
поощрять стремление высказывать свою
точку зрения и делиться с педагогом и
другими детьми разнообразными
впечатлениями,
с детьми и со взрослыми полученной
информацией.
Июнь
Тема периода «Здравствуй, лето!»
Виды музыкальной деятельности,
репертуар
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений.
«Марш деревянных солдатиков» муз.
П. Чайковского, «Грустная песенка»
Г. Свиридова.
1. Музыкально-ритмические
движения.
«Марш» муз. С. Прокофьева,
«Упражнение с цветами» муз. Е. Дога.
Содержание
Совершенствовать музыкальную память
через узнавание мелодий по отдельным
фрагментам произведения (вступление,
заключение, музыкальная фраза).
Развивать чувство ритма, умение передавать
через движения характер музыки, ее
эмоционально-образное содержание. Учить
свободно ориентироваться в пространстве,
выполнять простейшие перестроения,
самостоятельно переходить от умеренного
к быстрому или медленному темпу, менять
движения в соответствии с музыкальными
фразами.
3. Пение.
«Как пошли наши
подружки» р. н. песня, «Ромашка» Н.
Лукониной.
Учить импровизировать мелодию
на заданный текст. Учить детей сочинять
мелодии различного характера: ласковую
колыбельную, задорный или бодрый марш,
плавный вальс, веселую плясовую.
4.Музыкальные игры
Музыкально – дидактическая игра
«Кого встретил колобок». «Береги
обруч», муз. В. Витлина; «Найди
игрушку», латв. нар. песня,
Развивать творчество детей, побуждать их
к активным самостоятельным действиям.
Совершенствовать навыки свободного
ориентирования в пространстве, выполнять
простейшие перестроения, самостоятельно
переходить от умеренного к быстрому или
медленному темпу, менять движения в
соответствии с музыкальными фразами.
Итоговые события и
продукты детской
деятельности
Праздник,
посвящѐнный дню
защиты детей «Пусть
всегда буду я!»
Досуг
«Здравствуй, лето!»
(по выбору)
Праздник «День
России»
Календарь
праздников
01.06 – День защиты
детей
05.06 – День эколога
06.06 – Пушкинский
день России
12.06 – День России
16.06 – День
медицинского
работника
22 июня – день начала
Великой
отечественной войны.
Июль
«Я расту здоровым»
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений.
«Тревожная минута» (из альбома
«Бирюльки» С. Майкапара);
«Раскаяние», «Утро», (из сборника
«Детская музыка» С. Прокофьева)
Создать условия для знакомства с
музыкальными жанрами; совершенствовать
музыкальную память через узнавание
мелодий по отдельным фрагментам
произведения.
Музыкальный досуг
«Наш друг
светофорик».
08.07 – Всемирный
день семьи, любви и
верности
Досуг с элементами
театрализации
Совершенствовать навыки свободного
2.Музыкально-ритмические
ориентирования в пространстве, выполнять
движения.
«Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р.
простейшие перестроения.
Рустамова. Упражнения с предметами.
«Упражнения с мячами», муз. Т.
Ломовой;
3. Пение.
«Горошина», муз. В.
Карасевой, сл. Н. Френкель; «Гуси»,
муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Создать условия для формирования
певческих навыков, умения петь легким
звуком в диапазоне от «ре» первой октавы
до «до» второй октавы.
4.Музыкальные игры
«Ежик», муз. А. Аверина; «Хоровод в
лесу», муз. М. Иорданского; «Ежик и
мышки», муз. М. Красева,
Развивать танцевальное творчество; учить
придумывать движения в простой игре под
музыку, проявляя самостоятельность
в творчестве.
03.07 – День ГИБДД
МВД России
«Сказка в музыке»
Август
«Морские приключения»
1.Слушание музыки.
Восприятие музыкальных
произведений. «Лебедь» К. Сен –
Санса., «Садко» («Океан море
синее» вступление к опере «Садко»).
2.Музыкально-ритмические
движения. Морской танец
«Яблочко», «Калинка», «Упражнение
для рук» Д. Шостаковича.
3. Пение.
«Соловушка» Н. Лукониной, «Синяя
вода» муз. Н. Лукониной. К. Певзнер
«Оранжевая песня»
4.Музыкальные игры
«Море волнуется раз», игры с пением.
«Уж как по мосту-мосточку»,
Продолжать развивать навыки восприятия
звуков по высоте в пределах квинты —
терции; обогащать впечатления детей
и формировать музыкальный вкус,
развивать музыкальную память.
Способствовать развитию мышления,
фантазии, памяти, слуха.
Способствовать дальнейшему развитию
навыков танцевальных движений, умения
выразительно и ритмично двигаться
в соответствии с разнообразным
характером музыки, передавая в танце
эмоционально-образное содержание.
Знакомить с национальными плясками
(русские, белорусские, украинские и т.д.).
Совершенствовать певческий голос
и вокально-слуховую координацию.
Закреплять практические навыки
выразительного исполнения песен
в пределах от до первой октавы до ре
второй октавы; учить брать дыхание
и удерживать его до конца фразы; обращать
внимание на артикуляцию (дикцию).
Способствовать развитию творческой
активности детей в доступных видах
музыкальной исполнительской
деятельности (игра в оркестре, пение,
танцевальные движения и т.п.). Учить
импровизировать под музыку
соответствующего характера
Музыкальный досуг
«Морская звезда»
Музыкальноспортивный праздник
«Малые олимпийские
игры»
Концерт «Что нам лето
подарило?»
29.07 – День Военноморского флота
- открытие летних
олимпийских игр в
Лондоне
11.08 – День
физкультурника
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Основные цели и задачи:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в
жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга,
научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров,
сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения,
развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а
также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о
возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях,
организуемых в районе (городе, области);
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и
потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы с семьей
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных
условий для развития музыкальных способностей детей.
Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детским
садом и семьей и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.
Очевидно, что именно эта помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна, потому
что во- первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и во- вторых, только у
родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого,
непосредственного общения с ребенком.
Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе формирования
музыкальных способностей детей можно использовать такие формы работы:
выступление на родительских собраниях
индивидуальное консультирование
занятия – практикумы
проведение праздников и развлечений
открытые занятия
В процессе работы с родителями можно использовать вспомогательные средства информационные стенды, музыкальные уголки такие как «Мы готовимся к празднику», «Мы
поем», «Наши песенки». Приглашать родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы
родители имели возможность увидеть, чем и как занимаемся и что можно закрепить дома. В
рамках Недели открытых дверей проводятся занятия, на которых присутствуют родители..
Задача музыкального руководителя- раскрыть перед родителями важные стороны
музыкального развития ребенка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития
гармонического становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое
здоровье ребенка Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкальнохудожественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких
эмоций, творческого вдохновения, развитию общения(семейные праздники, концерты).
Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня в
концертные залы, музеи, театры и т. д.
Формы взаимодействия с родителями
Принципы работы с родителями
Целенаправленность,
систематичность, плановость.
Дифференцированный подход к
работе с родителями с учетом
многоаспектовой специфики каждой
семьи.
Возрастной характер работы с
родителями.
Доброжелательность, открытость
Методы изучения семьи
Анкетирование.
Тестирование
Наблюдение за ребенком, беседы
Обследование семьи с помощью
проектных методик
Беседа о индивидуальных особенностях
ребенка
Годовой план работы с родителями
срок
Формы работы. Темы.
Сентябрь Индивидуальные беседы по результатам мониторинга музыкального
развития
Октябрь Консультации «О способностях вашего ребенка»
Ноябрь
Декабрь
Ширма: «Что же такое музыкальность?». Помощь родителей в изготовлении
костюмов, атрибутов к новогоднему утреннику
Ширма: «Ваш ребенок любит петь»
Январь
Информационный стенд «В гости к музыке»
Февраль
Беседа с родителями об организации Дня рождения ребенка дома
Март
Апрель
Май
Информация на ширме «Я люблю петь »
Тематическая выставка «Детские композиторы»
Индивидуальные беседы по результатам мониторинга музыкального
развития
2.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения
детьми планируемых результатов освоения основной образовательной
программы дошкольного образования
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической
диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений
детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с
реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования.
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа
проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за
детьми в процессе непрерывной музыкальной образовательной деятельности педагога с
воспитанниками.
Формы и методы
педагогической
диагностики
Периодичность
проведения
педагогической
диагностики
Длительность
проведения
педагогической
диагностики
Сроки проведения
педагогической
диагностики
-НаблюдениеАнализ продуктов
детской
деятельности
2 раза в год
1-2 недели
Сентябрь
Май
Этапы работы:
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение
диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение нод, индивидуальная работа с
детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и средств достижения
поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая оценка результатов способностей детей.
Диагностика уровня развития музыкальных
следующим параметрам педагогического обследования:
способностей проводилась
по
Старший возраст
•
•
•
эмоциональное восприятие музыкальных
произведений,
формирование певческих навыков,
песенное творчество,
музыкально-ритмические движения,
танцевально-игровое творчество,
элементарное музицирование.
Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:
если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в
его самостоятельной деятельности, уровень «высокий» - красный цвет;
если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво, задания выполняет с помощью взрослого «средний» - синий цвет;
если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребѐнка (ни в
совместной, ни в самостоятельной), уровень «низкий» - чѐрный цвет.
Карта педагогического наблюдения музыкального развития детей группы №:
Цель проведения педагогического наблюдения – выявление уровня музыкального развития ребѐнка.
Методы: наблюдение за детьми в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Параметры педагогического обследования.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Фамилия и имя ребѐнка
Эмоциональное
восприятие
музыкальных
произведений
н.г.
к.г.
Формирование
певческих
навыков
н.г.
к.г.
Музыкальноритмические
движения
н.г.
к.г.
Танцевальноигровое творчество
н.г.
к.г.
Элементарное
музицирование
н.г.
к.г.
III Организационный раздел.
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в
неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31
мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для
каждой возрастной группы.
3.1. Учебно-тематический план
группы
Подготовительная
Количество занятий в неделю,
длительность
2 *25 ( 50 мин.)
Группа
Максимальная образовательная нагрузка
Возраст
Длительность занятия (минут)
Подготовительная
Количество занятий в году
72
с 6 до7 лет
30
3.2. Расписание занятий группы №3
Понедельник
Среда
12. 10-12.40
10.30-11.00
Расписание занятий группы №10
Среда
12. 10-12.40
Пятница
10.20-10.50
Продолжительность учебной недели:
Пятидневная учебная неделя – согласно Уставу ДОУ
Летний оздоровительный период:
с 1 июня 2024 г. по 31 августа 2024 г. – образовательная деятельность с детьми
осуществляется в формах согласно действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям
СанПиН 2.4.3648-20. Формы работы, проводимые в ДОУ в летний период: Игровая деятельность
(сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные и другие игры).
Двигательная
деятельность. Праздники, развлечения.
3.3. Реализуемые образовательные технологии
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве искусстве
(толковый словарь). Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном
учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека,
способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка –
источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных
педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей –
формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости
на музыку.
С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию – «Ладушки», И.
Каплуновой, И. Новоскольцеввой, «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой,
«Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Ритмическая мозаика», А. И. Бурениной,
- появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми
музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого
осуществляется и общее развитие.
В своей работе я активно применяю приемы методики:
программы О.П. Радыновой. Она построена на основе концепции, обосновывающей
важность накопления уже в раннем возрасте
музыкально – интонационного опыта
восприятия высокого искусства в разных видах
музыкальной деятельности, подобно овладению ребѐнком речи. Автором впервые создана
научно обоснованная
и методически выстроенная система формирования основ
музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание,
методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности
детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду. Основная цель
программы развитие
творческого
слышания
музыки
детьми,
которое
предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности музыкальной, музыкально – двигательной, художественной. Ведущий вид деятельности в
программе музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство,творчество, музыкально –
образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного
репертуара по пению).
в программе «Ритмическая мозаика», Т. И. Бурениной раскрывается технология, в
основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей
от 3 до 9 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации
педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе
сотрудничества ребенка и взрослого.
Данная программа являются музыкально-ритмическим психотренингом для детей и педагогов,
развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов,
направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения,
фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и
осознанного владения телом.
Парциальная программа «Ладушки» Новоскольцева И.А., Каплунова И.М
Издательство «Композитор»г. Санкт- Петербург 2000
В сборнике изложены задачи программы, методические принципы,содержание репертуара по
всем возрастным группам, параметры диагностирования.
Освещена тема «Праздники в детском саду» в контексте программы. Предлагаются
анкеты для детей и родителей по теме «Праздники».
3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
№
1.
Виды музыкальной
деятельности
Пение, подпевание
Литература
Методические
пособия
Судакова Е.А Логопедические
музыкально-игровые упражнения
для дошкольников.-СПб.:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013.
Картушина М. Ю. Вокально-хоровая
работа в детском саду.-М.6
Издательство «Скрипторий 2003»,
2013.
Каплунова И. М, Новоскольцева И.
А. Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Старшая группа.) , Спб
«Композитор», 2008
Каплунова И. М, Новоскольцева И.
А. Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Подготовительная
группа.) , Спб «Композитор», 2009
Кудряшов А. В. Песни для детей:
настольная книга для музыкального
руководителя/Ростов н/Д: Феникс,
2010.
Аудио диски:
Судакова Е.А
Логопедические
музыкальноигровые
упражнения для
дошкольников.
Озорные нотки. А.
Кудряшов.
Караоке для детей
Ритмодекломации
«Колокольчики»,
«Лягушки»
Иллюстрации
животных, птиц,
насекомых.
Фланелиграф с
нотками, муздидактическая игра
«Телеграмма»,
«Птички на
проводах»
2.
Музыкальноритмические движения.
3
Слушание
Буренина А. И. Ритмическая
мозаика. СПб, 1994.
Буренина А. И. Коммуникативные
танцы-игры для детей: Учеб.
Пособие. –СПб.: Издательство
«Музыкальная палитра», 2004.
Суворова Т. И. Танцевальная
ритмика для детей: Учеб. Пособие. –
СПб.: «Музыкальная палитра», 2004.
Суворова Т. И. Танцевальная
ритмика для детей: Учеб. Пособие. –
СПб.: «Музыкальная палитра» Вып
2, 2005.
Суворова Т. И. Танцевальная
ритмика для детей: Учеб. Пособие. –
СПб.: «Музыкальная палитра» Вып
3, 2005.
Суворова Т. И. Танцевальная
ритмика для детей: Учеб. Пособие. –
СПб.: «Музыкальная палитра» Вып
4, 2006.
Суворова Т. И. Танцевальная
ритмика для детей: Учеб. Пособие. –
СПб.: «Музыкальная палитра» Вып
5, 2007.
Суворова Т. И., Фоломеева Н. М.
Танцевальная ритмика для детей:
Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 6, 2011.
Ветлугина Н.А. Музыкальный
букварь. – М., 1989.
Радынова О.П. Музыкальные
шедевры. Авторская программа и
методические рекомендации. – М.,
2000
Каплунова И. М, Новоскольцева И.
А. Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Подготовительная
группа.) , Спб «Композитор», 2009
Каплунова И. М, Новоскольцева И.
А. Программа «Ладушки» (Праздник
каждый день. Старшая группа.) , Спб
«Композитор», 2007
Светличная Л. В. Новая сказка в
музыке.: ТЦ Сфера, 2004.
Аудио диски:
А. И. Буренина
Ритмическая
мозаика 1,2,3,4
Т. И. Суворова
Танцевальная
ритмика для детей
1,2,3,4,5,6
Аудио диски по
программе
«Ладушки»
Наглядные
пособия:
Иллюстрации к
музыкальным
произведениям,
дидактические
игры.
П. И. Чайковский
«Детский альбом»
для фортепиано.
Червоная М. Ф.
Музыкальное
королевство: Издво «Четыре
четверти», 2002
4.
Музицирование
Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом!
Сто секретов музыки для детей. Вып.
1. Игры звуками: Учебнометодическое пособие. СПб.:
ЛОИРО, 2003.
Кононова Н.Г. Обучение
дошкольников игре на детских
музыкальных инструментах. – М.,
1990.
Рытов Д.А, «У нашего двора нет
веселья конца!», сборник сценариев
и музыкальных досугов, СПБ.:Издво «Музыкальная политра», 2006
Аудио диски:
Рытов Д.А, «У
нашего двора нет
веселья конца!»1,2
Музыкальное
королевство: Издво «Четыре
четверти», 2002
Иллюстрации с
музыкальными
инструментами,
музыкальные
инструменты.
5.
Музыкальные игры,
развлечения, досуги.
Рытов Д.А, «У нашего двора нет
веселья конца!», сборник сценариев
и музыкальных досугов, СПБ.:Издво «Музыкальная политра», 2006
Насауленко С. Музыкальные игры
«Колокольчик» №12, 1999.
«С днѐм рождения, СанктПетербург», «Колокольчик» №29,
2003
Родина М. И. «Маленькие истории
маленького Гонзика»,Спб 2014
Картотека
хороводных,
пальчиковых,
театральных,
подвижных ,
дидактических игр.
3.5. Создание развивающей предметно пространственной среды в
музыкальном зале.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая
предметнопространственная
среда
музыкального
зала
спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ.,
где созданы условия для реализации образовательных областей: физическое развитие,
художественно- эстетической развитие, социально- коммуникативное развитие, а также
речевое развитие.
Для развития физических качеств используются:
спортивные гимнастические ленты на палочках и на кольцах
гимнастические обручи, мячи
разноцветные флажки на палочках
султанчики разных цветов
иллюстративный материал- карты перестроений, карты танцевальных движений.
Таким образом, использование данных материалов при совместной деятельности с
детьми сохраняет и укрепляет физическое и психическое здоровье воспитанников,
формируется представление о здоровом образе жизни.
Для познавательного развития:
- портреты композиторов
- плакаты «Музыкальные инструменты»
- картотека распевок
- картотека музыкальных игр
- материалы для экспериментирования
- интерактивные игры « Щелкунчик», «Музей музыкальных инструментов»
В музыкальном зале имеются детские музыкальные инструменты различных видов и
тембров:
Для художественно-эстетического развития используются:
1.Художественные иллюстрации по слушанию музыки
2.Костюмы детские и взрослые
3. наборы плакатов и иллюстраций для оформления зала к праздникам и досугам
Для социально- коммуникативного развития:
- картотека коммуникативных танцев и игр
- картотека русских народных игр , хороводов и танцевальных движений
- атрибуты и костюмы для танцевальных движений
-атрибуты для девочек: платочки, шарфики, ленты, куклы, снежинки, цветы, ветки
-атрибуты для мальчиков: мечи, султанчики, рули,, флажки, трости, фонарики,
кораблики, кисточки
Для речевого развития:
- картотека потешек и прибауток
-- картотека фольклорных игр и хороводов
- картотека загадок
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка
с музыкой.. Он включает 3 зоны- рабочую, спокойную и активную
Рабочая зона музыкального зала включает в себя:
фортепиано,
музыкальный центр
интерактивная доска
Музыкальный зал эстетически оформлен, приобретены красивые стульчики,
которые не только создают уют в зале, но и поднимают настроение детям, что позволяет
настроиться на нужный лад.
Активно используется интерактивная доска, которая позволяет более продуктивно
использовать учебный материал. Для лучшего просмотра мультимедийных презентаций в
зал приобретено затемнение.
Так же применяются музыкально-дидактические игры и пособия, которые
способствуют всестороннему развитию детей, ускоряют музыкально-сенсорное развитие
детей, повышают интерес к музыке, желание слушать еѐ, играть на музыкальных
инструментах, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний.
Использование аудиозаписей дает возможность детям самостоятельно
импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр.
Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально
воздействуют на ребят.
В работе используется наглядный материал:
• Иллюстрации программных песен
• Портреты композиторов
• Иллюстрации музыкальных инструментов
• Иллюстрации к образным танцам.
Организация пополнения предметно-пространственной среды и методическое
обеспечение образовательного процесса
Подготовка зала к началу
учебного года
Изготовление музыкальных игр
и пособий
Пополнение картотек
музыкальных игр
Пополнение материалов и
пособий для знакомства детей с
творчеством композиторов
Обновление
стенда для родителей
Систематизация имеющихся
материалов
Обновление оформления к
празднику 8 марта
Систематизация имеющихся
-санитарное состояние
-распределение по зонам
музыкальных инструментов и
пособий
-подбор иллюстраций по осенней
тематике
-материал для освоения различных
танцевальных движений
-изготовление подставки для
музыкальных колокольчиков
- изготовление атрибутов и костюмов
к осеннему празднику
-хороводных игр
- игр с пением
сентябрь
-материал для организации детского
оркестра
- пополнение фонотеки
-изготовление атрибутов к
новогоднему празднику
«Как отмечают Новый год в разных
странах»
- дидактических игр
- методических пособий
- приобретение атрибутов к празднику
- приобретение костюма Весны
- элементов костюмов
- приобрести ложки
Составление алгоритма оснащения
декабрь
октябрь
ноябрь
январь
февраль
март
апрель
материалов
Подбор материалов для работы
в летний период
зон самостоятельной музыкальной
деятельности для разных возрастных
групп
- изготовление атрибутов к
выпускному празднику
- изготовление выносного материала
май
Литература
1.
Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы"
издание 6, дополнительное под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. с. Комаровой, Э. М.
Дорофеевой, Москва 2020.
2.
3.
Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. Пособие. –СПб.
Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
4.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб, 1994.
5.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
6.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
7.
Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. –
М., 1989.
8.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
9.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. – М., 2000.
10.
Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост.
Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
11.
Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост.
С.И. Бекина и др. – М., 1981.
12.
Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Программа «Ладушки» (Праздник каждый
день. Подготовительная группа.) , Спб «Композитор», 2009
13.
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах. – М., 1990.
14.
Кудряшов А. В. Песни для детей: настольная книга для музыкального
руководителя /Ростов н/Д:Феникс, 2010
Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина
Н.А. и др. – М., 1989.
14.
Тютюнникова Т. Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. Игры
звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003.
15.
Сауко Т.Н, Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкальноритмического воспитания детей 2-3 лет.- СПб., 2001.
16.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра», 2004.
17.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 2, 2005.
18.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 3, 2005.
19.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 4, 2006.
20.
Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра» Вып 5, 2007.
21.
Суворова Т. И., Фоломеева Н. М. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие.
– СПб.: «Музыкальная палитра» Вып 6, 2011.
22.
Равчеев. И. П. Настольная книга музыкального руководителя. – Волгоград:
Учитель, 2014.